Социальная идентичность как понятие и объяснительный принцип социальной психологии

Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова

Понятие социальной идентичности восходит к двум наукам, образующим социальную психологию. С одной стороны, социальная идентичность - это часть идентичности личности, или "Я-концепции", один из элементов структуры личности человека. Здесь понятие встраивается в сичтему общепсихологического теоретического знания (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, М. Заваллони и др.) [5, 6]. С другой стороны, идентичность понимается как результат идентификации человека или группы людей с социальной общностью, и является социологическим понятием (В.Ядов, А. Тешфел, Бергер и Лукман и др.) [1, 2, 4]. При этом пинципиально важным становится вопрос: идентичность понимается как форма описания структуры, некая схема, когнитивно-аффективный элемент, или же она возводится в ранг объяснительного принципа, механизма, объясняющего различные поведения?

Многие исследователи, начиная от классиков - основателей теории социальной идентичности (А. Тешфел) и самокатегоризации (Дж. Тернер); представителей интеракционистской школы (Дж. Мид, И. Гоффман), школы социальных представлений (С. Московичи, М. Заваллони), - рассматривают социальную идентичность как один из уровней Я-отнесенности (самокатегоризации, "Я-концепции") [5]. По сути, социальная идентичность в этом смысле - это форма самоописания, самопрезентации, тот самый ярлычок, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру. Она выступает, наряду с "общечеловеческой" и "личностной" идентичностью, в качестве когнитивной структуры, в которой причудливо соединены те связи, отношения, оценки, которые структурируют место данного конкретного индивида в социуме. И среди видов социальной идентичности неизбежно представлены те социальные группы,принадлежность к которым имеет ту или иную ценность для социума - половая (гендерная) идентичность, этническая, профессиональная… для этих частных идентичностей в литературе подробно расписаны не только виды, но и уровни генерализации, этапы сформированности [1, 3, 5].

С другой стороны, каждый из этих видов идентичности выступает не только и не столько "внутренним классификатором", сколько регулятором деятельности человека, системообразующим элементом. В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Поскольку социальная идентичность - это осознание своей принадлежности к социальной группе, то, следовательно - это и принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов и норм [1].

Далее, можно предположить, что для конкретного индивида в каждый момент времени разные виды идентичности актуальны в разной степени, - то есть в данный конкретный момент наиболее выпуклой, главной, "ведущей" является одна какая-то идентичность. Значит в этот момент индивид актуализирует, вместе с осознанием своей принадлежности, всю систему норм, ценностей и т. п. То есть иерархия ценностей не явяется константной, она перестраивается во времени в завистимости от актуальной на данный момент идентичности, так же, как и реализуемые поведенческие модели.

При таком ракурсе рассмотрения актуальная социальная идентичность является одним из механизмов, генерализующим, переструктурирующим поведение и внутренние схемы, критерии оценки и категоризации, механизмом, тесно связанным с объективными социальными связями и отношениями. Более того, становится доступным прогнозирование поведения, и что не менее важно, когнитивных процессов конкретного индивида, на основе знания его актуальной идентичности. Остается только предположить, что существуют некоторые извне наблюдаемые объекты, стимулы, актуализующие с высокой степенью вероятности ту или иную идентичность, и мы приходим к готовой схеме эмпирического исследования. В этом исследовании мы проверяем две основные гипотезы: 1) некий объект извне актуализирует конкретную социальную идентичность; 2) актуализация идентичности задает структуру поведения и когнитивные схемы человека в соответствии с прототипом той группы, идентичность с которой актуальна.

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М. 1990.

2. Бергер, Лукман Социальное конструирование реальности. - М. 1997.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М. 2000.

4. Социальная идентификация личности / под ред. В. Ядова. - М. 1993.

5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. - М. 2000.

6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М. 1996.