Шпаргалка: Общая психология

1.  Понятие: эмоция, чувство, их виды. Эмоциональныесостояния

Эмоция. Формыпереживания человеком своего отношения к различным объектам, как удовольствие,радость, горе, любовь, называются чувствами, или эмоциями. Также эмоцияминазывают переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает,к другим людям и самому себе. Эмоциями считают более простое, непосредственноепереживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворениеим потребностей. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолеватьтрудности в учении, работе и творчестве. Эмоции часто определяют поведениечеловека, постановку им тех или иных жизненных целей.

/>Чувство.Выражение человеком долговременного оценочного отношения, называют чувством. Вотличие от эмоций, отражающих кратковременные переживания, чувствадолговременны и могут порой оставаться всю жизнь. Чувства выражаются черезопределенные эмоции, в зависимости от того, в какой ситуации оказываетсяобъект, по отношению к которому данный человек проявляет чувство.

Виды эмоций:

-Настроение – это слабовыраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку можетбыть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоциональноготона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

— Собственно эмоции — это кратковременное или достаточно сильное выраженное переживание человекомрадости, горя, страха и т.п. Они возникают по поводу удовлетворения илинеудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

— Аффект — это быстровозникающее, очень интенсивное и кратковременное эмоциональное состояние,вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чаще всего аффектявляется следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно и сопровождаетсяснижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия.

Виды чувств:

— Нравственные (моральные)- к ним относят чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различнуюстепень привязанности к определенным людям, потребность в общении с ними.Чувство долга, вины, стыда, угрызения совести, жалости, зависти, ревности идругие проявления отношения к человеку или животному, тоже относят кнравственным чувствам.

— Эстетические — этоотношение человека к прекрасному и уродливому. Реализуются через эмоции отлегкого волнения до глубокой взволнованности. К этой группе относят и чувствоюмора.

Эмоциональныесостояния. Проявляются в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций,страстей.

Стресс — напоминаетаффект, возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасныхситуациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятияхдля их преодоления.

Фрустрация — эмоциональноесостояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания идеятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утратыперспективы.

Страсти-сильные,стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют им ипроявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, всосредоточении его на одной цели.

2.  Понятие воля. Волевое действие

Воля. Определяется тем,в какой мере человек способен преодолевать препятствия и трудности на своемпути к цели, умеет ли управлять своим поведением, подчинять свою деятельностьпоставленным задачам. Волю можно понимать как психическую деятельностьчеловека. Она определяет его целенаправленные действия, поступки, которыесвязанны с преодолением различных трудностей и препятствий. Воля проявляется нестолько и не только в умении достигнуть цели, но также в умении воздержаться отчего-либо. Объективным показателем воли человека можно считать ту величинупрепятствий, которую человек способен преодолеть. Воля проявляется как в малыхделах, т.е. она проявляется в любых видах человеческой деятельности.

Волевое действиеотносится к произвольным действиям. Известно, что произвольные движенияпроисходят на основе образования сложных систем нервных связей. При этомучастки коры приводятся в деятельное состояние различными внешнимираздражителями, а также раздражениями, которые поступают от внутренних органов.Если говорить о сложных движениях, то они представляют собой не что иное, каксовокупность сложных комбинаций таких рефлексов. Из этого следует, что сложныедвижения также имеют условный, рефлекторный характер и при этом обусловлены ивнешними воздействиями.

Следует отметить, чторешающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система. Втораясигнальная система выполняет регулирующую функцию. Волевые действия возникаютна основе речевых сигналов.

3.  Понятие: человек, личность, индивид,индивидуальность

1.Человек. – этородовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развитияживой природы – к человеческому роду. В понятии “человек” утверждаетсягенетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков икачеств. Человек некое биологическое существо, обладающее членораздельнойречью, сознанием, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими, ит.д. Развитие человека невозможно без активной передачи новым поколениямчеловеческой культуры.

Личность. Этоконкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными,эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла иразвилась в процессе общественно-исторического развития человечества, впроцессе труда.

Индивид. Неповторимостьсочетания качеств телесной и психической организации конкретного человека какпредставителя вида людей отражается в понятии индивид.

Индивидуальность.Совокупность особенностей качеств личности, образующих ее неповторимый облик,называют индивидуальностью. Чем активнее деятельность человека, тем отчетливееи ярче будут проявляться особенности (черты) его личности.

4.  Соотношение понятий: потребность, мотив, мотивация.Виды потребностей и мотивов

Потребность. Этосостояние живого существа, в котором проявляется его зависимость от конкретныхусловий существования

Мотив. Это внутреннеепобуждение человека к деятельности. Мотивами могут быть потребности, интересы,стремления, чувства и мысли.

Мотивация. Этосовокупность психических процессов, которые придают поведению энергетическийимпульс и общую направленность. Мотивация-это движущая сила поведения, т.е.проблема мотивации является проблемой причин поведения индивида. Мотивация этопроцесс побуждения к труду, нахождение стимула деятельности.

Виды потребностей имотивов.

Виды потребностей:

1) Материальные:а) физиологические (еда, укрытие), б) социальные (деньги, предмет обихода).

2) Социальные:а) в общении, б) в само актуализации, в) в служении обществу, г) в социальномпризнании.

3) Духовные:а) в признании, б) в эстетическом наслаждении, в) в творчестве.

Все виды потребностисвязаны между собой.

Виды мотивов:

Мотивы объединяются впонятии направленность личности, которое включает интерес, склонность, идеал,мировоззрение, убеждение.

1) Познавательные(интересы).

2) Социальное(занять определенное место в коллективе, быть полезным обществу).

3) Рост,развитие (самосовершенствование и т.д.).

5.  Понятие темперамент. Типы темперамента

Темперамент-Характеристикаиндивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности,т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельностьпсихических процессов и состояний.

Типы темперамента:

Сангвиник — обладаетсильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы.

Холерик — сильным,подвижным, но не уравновешенным типом нервной системы.

Флегматик — сильным,уравновешенным, но инертным типом высшей нервной деятельности.

Меланхолик — слабымтипом высшей нервной деятельности.

6.  Характер, его физиологические основы. Структурахарактера

Характер — Это общийстрой человека, своего рода каркас, остов, стержень человека. В характересосредотачиваются самые выраженные, самые существенные особенности человека каксубъекта деятельности, общения, познания.

Физиологическаяоснова-сплав черт типа нервной системы и сложных устойчивых систем временныхсвязей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания.

Структура характера — внее входят те свойства личности которые определяют выбор и предпочтениечеловеком тех или иных видов и целей деятельности (например, более или менеетрудных, малодоступных и легкодоступных).Здесь как определенныехарактерологические черты личности могут проявиться такие свойства, какрациональность, расчетливость или противоположные им качества. Также вструктуру характера включены черты личности, которые относятся к действиям,направленным на достижение поставленных целей. Это настойчивость,целеустремленность, последовательность и др. Еще в состав характера входятчерты личности, непосредственно связанные с темпераментом. Этоэкстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность,гибкость-ригидность и др.

Своеобразное сочетаниевсех этих черт характера у одного и того же человека определяет тип егохарактера.

эмоциянастроение темперамент индивидуальность

7.  Общие и специальные способности. Задатки испособности. Талант, гениальность, одаренность

Способности — индивидуально-психологическиеособенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой-либодеятельности.

Специальные способности- психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешноговыполнения им определенного вида деятельности.

Задатки — врожденныеанатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющиеприродную основу развития способностей.

Талант — высшая степеньспособностей личности к определенной деятельности.

Гениальность — высшаястепень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющемвыдающееся значение для жизни общества.

Одаренность — высокийуровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазондеятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.

8.  Деятельность. Ведущая деятельность, ее виды.Структура деятельности

Деятельность — специфическичеловеческая форма отношения к окружающему миру, содержанием которой являютсяцелесообразные изменения и преобразования предметов и явлений в интересахлюдей; она- условие существования общества. Деятельность включает в себя цель,средства, результат и сам процесс.

Ведущая деятельность,ее виды — в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, в школьном- учение, а в зрелом возрасте главной деятельностью человека является труд.

Игровая деятельность — будучиглавной формой проявления активности ребенка дошкольного возраста, являетсяодновременно главным способом познания внешнего мира, отражения его в формеощущений, восприятия, представлений и др.

Деятельность учения — этоосновной вид деятельности детей школьного возраста. Представляет собойактивную, сознательную и целенаправленную деятельность, которая заключается восвоении знаний, произведенных человечеством с целью подготовки детей к будущейсамостоятельной трудовой деятельности. Обучение не ограничивается школьным возрастом.Человек учится всю жизнь.

Трудовая деятельность — вызывает потребности в знаниях, формирует общие и специальные способностичеловека. Общественная мотивация обучения более всего способствует глубокомуусвоению знаний.

Структура деятельности.Вструктуре деятельности выделяются: 1) мотивы — побуждающие субъекта кдеятельности; 2) цели — как прогнозируемые результаты этой деятельности; 3)операции с помощью коих деятельность выполняется. Использование категориидеятельности — отличительная черта отечественной психологии.

9.  Общение, стороны общения

Общение-эторазнообразные контакты между людьми, обусловленные потребностями совместнойжизни, общения и деятельности. Общение-явление глубоко социальное. Важнаядуховная потребность человека как общественного существа. Любая совместнаядеятельность, и в первую очередь трудовая, не может осуществляться успешно,если между теми, кто ее выполняет, не будут налажены соответствующие контакты ивзаимопонимание.

Стороны общения:

Коммуникативная сторонаобщения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информациеймежду общающимися индивидами.

Интерактивная стороназаключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. вобмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторонаобщения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общениюи установления на этой основе взаимопонимания.

Список литературы

1.Максименко С.Д. «Общая психология»- Изд. Рефл-бук. г. Москва: 1999г.

2.Под. ред. Дружинина В.Н.- «Психология» Спб. Питер, 2007г.

3.Под. ред. Петровского А.В.- «Общая психология»- М. Просвещение, 1996

4.Платонов К.К-« Занимательная психология»- Изд. М. Молодая гвардия: 1964г.

5.Шпаргалка по общей психологии (Текст). – Новосибирск: Сиб. Ш83 унив. Изд-во,2011г.