Богданов И. и др. Психология и педагогика

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тема 7. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ

7.1. Мышление как психологический феномен

7.2. Типология и качества мышления

7.3. Мышление как процесс решения задач

7.4. Понятие интеллекта и методики его изучения

7.5. Воображение его формы и механизмы

7.6. Общее понятие о языке и речи

7.7. Этапы построения развернутой речи и проблема единиц ее анализа

Список рекомендуемой литературы

7.1. Мышление как психологический феномен

Психологические концепции мышления и их философская основа

Психологическая сущность мышления и его особенности

Физиологическая основа процесса мышления

Психологические концепции мышления и их философская основа

Термин "мышление" знаком каждому. Житейская мудрость отмечает, что каждый человек считает себя умным или достаточно умным. На этот счет существует известная поговорка из разряда психологических: "Каждый жалуется на свою память, но никто не жалуется на свой ум".

Понятием "мышление" обозначается одна из фундаментальных и исключительно значимых для человека психологических способностей. Фундаментальной эта способность является в силу того, что в мышлении человек проявляется как родовое существо, разум является его отличительной чертой. Этот факт обусловливает социальную и личностную значимость для человека мышления.

Мышление является предметом изучения не только психологии, но также - и даже, прежде всего, - диалектической логики. Каждая из этих научных дисциплин, изучая мышление, имеет, однако, свою отличную проблематику или сферу исследования. Проблемой логики является вопрос об истине, о познавательном отношении мышления к бытию. Проблемой психологии является протекание мыслительного процесса, мыслительная деятельность индивида, в конкретной взаимосвязи мышления с другими сторонами сознания. Психология, так же как и теория познания, рассматривает мышление не в отрыве от бытия. Она изучает его как специальный предмет своего исследования. При этом психологическую науку интересует не отношение мышления к бытию, а строение и закономерность протекания мыслительной деятельности индивида в специфическом отличии мышления от других форм психической деятельности и в его взаимосвязи с ними. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Отличаясь, таким образом, друг от друга, психология мышления и логика, или теория познания, вместе с тем теснейшим образом связаны друг с другом. И действительно, психология мышления всегда исходит и неизбежно должна исходить из той или иной философской, логической, методологической концепции. Эта связь психологии с логикой, теорией познания и с философией отчетливо проявляется в истории таких основных психологических учений, изучавших мышление, как:

ассоциативная психология;

психология мышления вюрцбургской школы;

американский бихевиоризм;

материалистическая психология (деятельностный подход). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Так:

ассоциативная психология исходила из позиций английского эмпиризма;

психология мышления вюрцбургской школы - из идеалистической философии гуссерлианства;

трактовка мышления в американской психологии определялась философией прагматизма;

наша, отечественная материалистическая психология мышления исходит из диалектической логики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Психологическая сущность мышления и его особенности

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака:

обобщенность и;

опосредствованность. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Т.е. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Специфичность мышления заключается в том, что:

мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования;

лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;

мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

носит опосредствованный характер;

всегда протекает с опорой на имеющиеся знания;

исходит из живого созерцания, но не сводится к нему;

в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме;

связано с практической деятельностью человека. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Физиологическая основа процесса мышления