Глава 3 Психология личности и деятельности

Понятие личности

Термин \"личность\" используют различные науки, но чаще всего мы встречаемся с ним в медицине, философии, правоведении, истории, педагогике и психологии Каждая из этих наук рассматривает личность с и своей точки зрения, используя для ее изучения свои методы и категориальный аппарат Наиболее детально и во всех проявлениях личность изучается психологией Считают, что становление личности начинается ется на определенном этапе филогенетического и онтогенетического развития Только среди людей и при условии нормального развития человеческого организма индивид становится личностью Таким образом, личность - это индивид имеющий сознание, самосознание, активно познает и преобразует окружающий мир в соответствии с человеческих потребностей Человек как социальное и биологическое существо является носителем личности Понятие человека значительно шире е за понятие личности, потому что включает в себя большой круг социальных и биологических признаков - этнографических, антропологических, культурных Каждый человек представляет собой конкретную личность, для которой харак терно то или иное отношение к себе, окружающим людям, явлений, предметов, определенное поведение в пределах жизненных ситуации життєвих ситуацій.

Наделенная от рождения соответствующими биологическими качествами (т.е. нормальным человеческим организмом, включая мозг, способный к дальнейшему развитию), человек становится личностью по мере усвоения социальног го опыта во всех его проявлениях: способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д. Процесс формирования личности начинается с рождения и является длительным, сложным, противоречивым, продолжающийся в течение всей жизни человека Личность формируется в процессе взаимодействия человека с другими людьми, обучения, воспитания и самовоспитания Личность не рождается, она формируется в процессе индивидуального развития и может быть как \"зрелой\", так и \"незрелой\" Уровень зрелости определяется в процессе конкретных испытаний, то есть на основе поведения в п евних ситуациях зависимости от условий жизни, методов воспитания у человека, как правило, возникают и формируются те или иные социально значимые качества, характеризующие ее как представителя того или иного суспильс тва или сообществ суспільства чи спільноти.

Человек становится личностью только тогда, когда она имеет специфические черты и прежде всего социально-психологические особенности, такие как принципы, позиции, установки, ценностные ориентации, потребности, мотивы и интересы К Каждая личность отличается своей индивидуальностью Индивидуальность - это сочетание психологических особенностей человека, образующие ее своеобразие, отличие от других людей Реализуется особист ость прежде всего в процессе деятельности Практическая деятельность является также основой формирования личностиості.

Современная психологическая наука не отрицает биологической основы личности - наследственные анатомо-физиологические качества - и рассматривает их как потенциальные возможности, развитие которых зависит от социальных х предпосылок и условий Отсюда большое значение приобретает информация о том, как типологические свойства психической деятельности влияют на выработку тех или иных качеств личности, или, наоборот, как ВПЧ ивають на механизмы их разрушенияя.

Вопрос о психологический склад личности является предметом дискуссии между различными идеалистическими течениями, с одной стороны, и между ними и материалистической наукой - с другой Некоторые научные теории личности к оводилы преимущество одних личностей над другими, поскольку считалось, что психические свойства определены уже от рождения человека и они неизменны Более того, оказывалось, что за одним лишь внешним выгля ядом можно полностью изучить личностьть.

Так, Е Кречмер, учитывая строение тела человека, различал три основных типа:

1) пикник - циклотимик - это \"широкая-тяжелая\" человек, для которой характерны недостаточная эмоциональная устойчивость, быстрая смена настроения, чувство коллективизма, дружбы и проекция на других;

2) астеник - шизотимик - человек малоконтактна с окружающими, недостаточно реалистична, часто самодовольная;

3) атлет - иксотимик - крепкая, костлявая человек со спокойным характером, однако склонна резко \"вспыхивать\"

Шелдон, представитель физической типологии личности, учитывая три слоя клеток эмбриона, из которых в процессе созревания организма человека доминирует тот или иной, различает три основных типа людей

1) Эндоморфный тип - имеет большой живот, развитые внутренние органы, слабые и короткие конечности Как правило, это мягкая, отзывчивая и коммуникативная человек

2) Эктоморфный тип - худой, высокий, с очень развитой нервной системой Человек заторможена и интровертной, склонна к одиночеству и умственной деятельности

3) Мезоморфный тип - с мощным составом тела, особенно груди, развитыми конечностями, широкими ладонями и стопами Беспокойная и агрессивный человек, сильная, подвержена риску

Того же направления, но немного с других принципов французский ученый Ciгo попытался разделить всех людей на предложенные им четыре группы в зависимости от развития различных систем органов Согласно этой классификации ией существуют следующие типы людей: дыхательный, пищеварительный, мозговой, мышечный Для каждого из них характерны свой телесный состав, мимика, характер и свои болезнейби.

Люди дыхательного типа имеют большой нос, несколько расширены скулы, длинную шею, широкие плечи, их грудная клетка удлиненная и сплющена У таких людей мимика сосредоточена в средней части лица Они преимущественно в мрачные, сдержанные, энергичные, подвержены болезням легеннь.

Мышечный тип - это люди с классическими пропорциями, гармоничные Тип пищеварительный - это в основном самодовольный флегматик, у которого толстые губы и нижняя часть лица выше и шире верхнюю

Мозговой тип - люди с высоким лбом, расширенной вверху головой Мимика у них сосредоточена вокруг глаз Считают, что все основные поставщики выдающихся личностей, но и кандидаты в истерики и неврастени икки.

Однако чистых типов в действительности очень мало, а их комбинации настолько разнообразны, что классификация Ciгo, по сути, оказалась малопригодной

Уже давно медикам известны два противоположных варианта биологической организации человека, является как бы полярными отклонениями от обычного среднего типа их называют астеников и гиперстеника (от греч s stenos - силала).

Типичный астеник при наилучшем аппетите и питании очень редко накапливает лишний жир, у него \"все сгорает\" Такие люди обычно имеют длинные конечности и шею

гиперстеника - крепкая, квадратно-округлая, мускульно-гладкая человек, склонный к облысению

Ранее считалось, что заболевание туберкулезом - это привилегия астеников, а гиперстеника подвержены обменных и сердечно-сосудистых заболеваний

В XIX веке Ледо разделял не все тело, а только лицо на пять геометрических типов: квадратный, круглый, овальный, треугольный, конический Каждый из этих типов, в свою очередь, делился на прямой, продольный и кор краткий Квадратном типа свойственны энергия, практицизм, резкость Круглый тип - деятельный, импульсивный, горячий Овальный тип характеризуют капризность, раздражительность Люди, имеющие треугольный тип лица хитрые, любят приключения, время странные, а конического типа - это в основном практики В закоренелых преступников, утверждал Ледо, лицо всегда квадратное Появились статистические исследования, которые доказывали что среди честных людей в Неаполе квадратный тип встречается гораздо реже, чем среди мошенники шахраїв.

Теория психоморфологичного локализационизму (К Клейет) психические свойства личности соотносил с конституционными особенностями строения мозга Так, каждая психическая функция, движения, чувствительность регламе ентувались узким участком мозговой структурри.

При этом излишне биологизувались социальные явления, в частности, свойства личности Не отрицая некоторого взаимосвязи между строением тела (Кречмер) и особенностями поведения человека, вряд ли можно это полностью абсолютизироватьи.

На фактах, взятых из большой клинической практики, Зигмунд Фрейд проследил сложность и многоплановость структуры личности, значение в ее истории внутренних конфликтов и кризисов, последствий недовольных х Бажан.

Фрейд (1921,1923) представлял организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, определенные терминами: \"Оно\" (ИД), \"Я\" (eгo) и надверх-\"Я\" (супер-Эго д определял различные расстройства у больных с неврозами в аспекте этой трехкомпонентной модели личностикомпонентної моделі особистості.

Метод самоанализа имеет значение при изучении психических состояний, но не всегда является эффективным при исследовании личности в целом, поскольку игнорируется роль социальных условий, во многом определяю ют формированию личности.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter