1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЕФЛЕКСИИ

Рефлексия является предметом исследования многих наук, в особенности, философии и психологии. Термин «рефлексия» происходит от позднелатинского «reflexion» и означает обращение назад, отражение.

В философии рефлексия рассматривается как «принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания, деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. » [58, с. 499].

Понятия «рефлексия» и «сознание», используемые в философской литературе, тесно взаимосвязаны. Так, А.Г.Спиркин связывает рефлексию с самосознанием, которое «будучи и самоосознанием, и самоотношением, и самооценкой, формируется на определенном уровне развития личности под влиянием социального образа жизни» [51,с. 46].

В современной психологии используются понятия рефлексии и рефлексивности. Рефлексивность рассматривается как психическое свойство личности [21], на основе которого формируется пред- готовность к рефлексии как процессу. Рефлексия включает в себя такие процессы, как самопонимание и понимание другого, самооценка и оценка другого, самоинтерпретация и интерпретация другого и т. д.

Признание рефлексии как механизма самосознания послужило основой изучения ее роли в процессах формирования и развития личности (Б.Г.Ананьев, В.Н.Барцалкина, Л.С.Выготский, Н.И.Гут- кина, И.С.Кон, Н.В.Крогнус, Р.Бернс, Ю.Н.Кулюткин, В.В.Столин, Г.С.Сухобская, И.И.Чеснокова).

Л.С.Выготский определил теоретические подходы к изучению рефлексии как важного компонента самосознания с позиции теории психического развития. Среди выделенных им трех групп условий формирования личности он выделяет рефлексию в качестве одного из важных третичных условий, подчеркивая при этом, что «влияние рефлексии не исчерпывается только внутренним изменением самой личности. В связи с возникновением. самосознания становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей» [10, с. 232]. Именно третичная группа условий формирования личности (в отличие от первичной (задатки, наследственность) и вторичной (окружающая среда, приобретенные признаки)) наименее изучена психологией.

Б.Г.Ананьев первым выделил рефлексивные черты характера, выражающие отношение к самому себе [1, с. 159].

В настоящее время рефлексия является предметом изучения социальной, инженерной, педагогической психологии. С явлениями рефлексии связывают формирование теоретического мышления и развитие творчества; рефлексия рассматривается как важнейший механизм межличностного познания, понимания и регуляции поведения в ситуациях межличностного и группового общения; рефлексивный подход становится одним из центральных при изучении самосознания, развития деятельности и личности.

В последние годы категориальный аппарат психологии расширился и углубился за счет понятий, введенных и разрабатываемых школами С.Ю.Степанова и А.В.Карпова, - «рефлексивная способность», «рефлексивная готовность», «рефлексивная компетентность», «рефлексивная культура».

Под рефлексивной способностью С.Ю.Степанов и Г.И.Катрич понимают способность осуществлять субъектом рефлексию по отношению к различным видам и областям собственной активности, профессиональной деятельности и социальной практики. Иначе говоря, это способность придавать качество рефлексивности любому процессу и функциональной структуре [54]. Рефлексивная готовность представляет собой готовность к актуализации и реализации рефлексивной способности, которая позволяет «включить» рефлексивность в текущее состояние человека [46].

Сущность рефлексивной компетентности субъекта О.А.Поли- щук определяет как профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности [43].

Рефлексивная культура включает в себя: возможность творчески, по-новому осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, выходить из внутренних и внешних конфликтных состояний; умение обрести новые силы, смыслы и ценности; вовлекать и вовлекаться в непривычные системы межличностных и деловых отношений, ставить и решать неординарные практические задачи управления [53].

В современной науке нет единой классификации уровней развития и критериев рефлексии.

Так, например, М.В.Волковой выявлены и описаны следующие уровни сформированности рефлексивных умений личности:

- номинативный (интерпретация поведения подменяется описанием, пересказом, номинацией действий и впечатлений);

- «фатальный» (экстернальная интерпретация);

- «искаженный» (искаженное восприятие и интерпретация субъектом собственных поступков и поведения других людей, отрицание возможности другой интерпретации);

- «зацикленный» (интерпретация однообразна по типам и темам рефлексии, повышенное содержание одного типа рефлексии);

- пассивно-адекватный (собственная адекватная интерпретация, не приводящая к формированию адекватного поступка; знание собственных сильных и слабых сторон не порождает их преодоления);

- конструктивный (гармоничное сочетание рефлексии, направленной на себя и на других, порождающее творческую самореализацию личности). Данный уровень является показателем сформированной рефлексивной культуры личности [9].

Критериями уровня развития рефлексии являются естественность, целостность, технологичность, глубина, сложность содержания, истинность, адекватность, разнородность и частотность рефлексивных действий.

Таким образом, проблема рефлексии в последнее время стала занимать значительное место в психологии профессиональной деятельности. Рефлексивные свойства сознания являются необходимым компонентом психограммы многих профессий, особенно относящихся к сфере межличностных отношений и совместной деятельности. Это в полной мере относится к профессиональной деятельности учителя.