Понятие, структура саморегуляции

Человек с точки зрения науки - это сложная самоорганизующаяся система. Человек избирательно и в разной степени реагирует на окружающий его мир, а также способен сам создавать, сохранять или изменять среду своего существования.

Явление саморегуляции характеризует целесообразное функционирование живых систем, позволяющее устанавливать равновесие между организмом и миром, в котором он существует.

В технических дисциплинах применительно к неживым системам говорят о регуляции как изменении в границах установленных норм (когда регулирующий центр находится вне системы), или о саморегуляции по принципу поддержания гомеостазиса (когда регулирующий центр находится внутри системы).

В случае психической регуляции речь идет не только о поддержании гомеостазиса и адаптации к миру, но и об активном создании среды, необходимой для существования и развития живого организма. Таким образом, стержневыми характеристиками психической саморегуляции выступает целесообразная активность, что неизменно подчеркивают исследователи этого явления. Под психической саморегуляцией мы понимаем целесообразную активность по организации и управлению поведением, деятельностью, психическими состояниями и процессами. Значение термина "саморегуляция" в отличие от регуляции подразумевает в первую очередь, что человек сам регулирует свою активность в соответствии со своей потребностно-мотивационной и смысловой сферой.

Саморегуляция – это заранее осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении.

Саморегуляция представляет собой процессы инициации и выдвижения субъектом целей активности, а также управление достижением этих целей. Процессы саморегуляции это внутренняя целенаправленная активность человека, которая реализуется за счет системного участия самых разных процессов, явлений и уровней психики. Предметом психологии саморегуляции являются интегративные психические явления и процессы, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность его индивидуальности и личности. Анализ механизмов саморегуляции производится в рамках проблематики индивидуальных стилей регуляции, реализации разных форм произвольной активности и деятельности, регуляции психических состояний, возрастных аспектов ее становления.

Разные авторы выделяют различные уровни саморегуляции:

1. Уровень психологической саморегуляции, способствующий поддержанию оптимальной психической активности, необходимой для успешного выполнения деятельности. Этот уровень выделяет исследователь К. А. Абульханова-Славская.

2. Операционально-технический уровень регуляции отвечает за организацию и коррекцию действий субъекта. (Конопкин О. А.)

3. Личностно-мотивационный уровень саморегуляции, позволяющий осознавать мотивы своей деятельности и управлять мотивационно-потребностной сферой. (Братусь Б. С. Василюк Ф. Е. Зейгарник Б. В.)

Б. В. Зейгарник рассматривает саморегуляцию как сознательный процесс, который направлен на управление своим поведением. Ею выделяется два уровня саморегуляции:

1. операционально-технический, связанный с сознательной организацией действия с помощью средств оптимизации;

2. мотивационный, на котором организуется общая направленность деятельности с помощью управлении мотивационно - потребностной сферой.

В рамках мотивационного уровня саморегуляции можно выделить две ее формы:

1. саморегуляция как волевое поведение, протекающая в условиях мотивационного конфликта;

2. саморегуляция, направленная на гармонизацию мотивационной сферы, устранение внутренних конфликтов и противоречий на основе сознательной перестройки и порождения новых смыслов.

Вторая форма саморегуляции эффективна в критических ситуациях, когда достижение целей и осуществление жизненно важных для личности целей и мотивов в силу объективных причин становится невозможным, и является составляющей деятельности переживания. Процесс переживания – особая внутренняя деятельность по смыслопорождению, актуализирующаяся в критических ситуациях.

Основными механизмами личностно-мотивационного уровня саморегуляции, эффективной в критической ситуации, являются рефлексия и смысловое связывание. Рефлексия позволяет человеку взглянуть на себя объективно, проанализировать и сопоставить различные события собственной жизни, направлена на осознание смысла своей жизни, поскольку она фиксирует процесс деятельности, отчуждает и объективирует его, делает возможным осознанное воздействие на этот процесс. Благодаря рефлексии возможно посмотреть на себя «со стороны», изменить отношение к чему-либо, перестроить свой внутренний мир, приспособиться к меняющейся действительности. В отличие от неосознаваемых форм саморегуляции (психологических защит), рефлексия является способом саморазвития личности.

Смысловое связывание – это механизм саморегуляции, при участии которого происходит формирование нового смысла через его эмоциональное насыщение путем связывания нейтрального содержания с мотивационно-смысловой сферой личности.

Осницкий А. К. также разделяет личностную и деятельностную саморегуляцию, под личностной саморегуляцией им понимается преимущественно определение и коррекция своих позиций, придание деятельности определенного смысла, деятельностная саморегуляция представляет из себя предметные преобразования и преобразования прилагаемых усилий.

Таким образом, «саморегуляция есть системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности субъекта на любом ее уровне» — это внутренняя целенаправленная активность человека, реализуемая при участии разных процессов, явлений и уровней психики.

Саморегуляция – поддержание устойчивости психики как целостной системы по отношению к деструктивным внешним воздействиям, а также подчинение содержания и структуры деятельности принятым личностью целям. Саморегуляция имеет сложную иерархическую структуру, включающую сознательно-волевой уровень регуляции и в разной степени автоматизированные ситуативные уровни.

В зависимости от вида осуществляемой активности, ведущими параметрами саморегуляции могут быть как психодинамические (эмоциональная устойчивость, противодействие стрессовым воздействиям), так и содержательно-смысловые (противодействие ситуативным средовым влияниям или импульсивным влечениям, способность отстаивать свои убеждения и т. д.), волевые и др.

Структура саморегуляции характеризуется также наличием регуляционного контура, включающего в себя установки целевого типа, ключевые критерии, параметры, показатели эффективности реализации программы саморегуляции с психическими механизмами обратной связи и информации, носителями которой могут быть различные формы как чувственные, так и понятийные. Возможности саморегуляции ограничиваются, с одной стороны, сверхзначимыми для данной личности воздействиями социальной и предметной действительности, приводящими к отказу от ранее принятой цели и программы, а с другой – возможностями деятельностной мобилизации при реализации принятой цели и программы. В связи с этим общий потенциал саморегуляции складывается из содержательно-смысловой устойчивости личности и ее деятельностных возможностей.

Функциональные компоненты системы саморегуляции реализуются одним из частных регуляторных процессов, к которым относятся:

- принятая субъектом цель;

- моделирование значимых условий;

- программа;

- субъективные критерии достижения цели;

- контроль и оценка

- коррекция.

Эти процессы взаимосвязаны между собой, имеют сложную архитектонику и могут осуществляться как последовательно, так и параллельно.