Эмпатия в психологии и педагогике

May 13, 2012

«Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным». Эти слова в далеком 1905 году произнес знаменитый Зигмунд Фрейд, говоря о таком феномене как эмпатия.

Если открыть словарь русского языка, то можно прочитать следующее определение. Эмпатия представляет собой не что иное, как сознательное, целенаправленное сопереживание эмоциональному состоянию своего собеседника. От слова «эмпатия» образовано и другое слово – «эмпат», обозначающее человека, у которого свойство эмпатии развито на высоком уровне.

Это слово не является общеупотребительным, оно используется в основном в фантастике и научной литературе.

Эмпатия в психологии предполагает не конкретную эмоцию, это понятие не нужно путать с состраданием. Это сопереживание, причем сопереживание любой эмоции. Иногда эмпатия в психологии обозначает так называемое эмпатическое слушание, то есть понимание эмоций другого человека, при этом в обязательном порядке необходимо дать собеседнику понять, что его слушают, сопереживают его проблеме и его эмоциональному состоянию.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данном случае эмпатия подразумевает собой умение собрать всю информацию об эмоциональном фоне собеседника, проанализировать ее и дать какой-либо совет.

Эмпатия в психологии считается нормальным явлением. Даже имеются некоторые методики, которые помогают наиболее эффективно выявить уровень способности к эмпатическому взаимодействию.

Обычно диапазон эмпатии очень широкий. Это может быть и легкий отклик на эмоцию, а может быть и полное погружение в чувственный мир собеседника.

Эмпатия, если верить специалистам, формируется благодаря быстрой реакции на проявления эмоций собеседника, даже если внешне они еле различимы.

Эмоциональное состояние может быть выражено не буйством чувств, а темпом речи, поступком, мимикой или жестом.

Эмпатия в психологии обозначает также и тот факт, что сопереживающий человек прекрасно осознает те чувства, которые он испытывает. Они же, в свою очередь, являются отражением чувств его собеседника.

Если этого нет, то речь идет не об эмпатии, а о простой идентификации человека с его собеседником. Здесь важную роль играет сопереживание, понимание. Часто это называют способностью слушать и слышать, различать эмоции и мельчайшие их особенности.

Изучением этого явления занимается не только психология, медицина, но и педагогика.

Эмпатия в педагогике возникла неслучайно. Дело в том, что в системе образования каждый раз появляются новые ценности, инновации, которые ведут к серьезным изменениям в социально-экономической, а также культурной жизни общества. Поэтому возникает потребность в людях нового толка. Если прочитать Государственный стандарт образования, действующий на территории нашей страны, то станет понятным, что огромное значение имеет эмоционально-нравственное воспитание и развитие детей разного школьного возраста.

Личность ребенка, как утверждает такая область науки как социальная эмпатия, должна быть способной к сопереживанию, сочувствию, милосердию. Ребенок должен адекватно воспринимать эмоции других людей. Все это поможет ему успешно адаптироваться в современном мире.

Более того, способность к эмпатии поможет детям участвовать в межличностных отношениях, контролировать свои собственные чувства и эмоции, чтобы знать, какие из них можно демонстрировать на публике, а какие лучше пережить в себе.

Именно поэтому перед учителем в школе стоит задача не только передать детям знания, развить в них умения и навыки той или иной деятельности, но и установить доброжелательные отношения между детьми. Все, что для этого необходимо, - это развитие нравственных качеств личности, общение детей и взрослых, а также умение воспринимать эмоциональное состояние друг друга, оценивать свои поступки и действия других людей. Иногда это умение называют умением видеть и чувствовать людей.