Основные черты лидеров

Читайте также:

Классификация, функции и тенденции развития лидерства

Политический лидер - это человек, который руководит не только по­литическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением, способен из­менять ход событий и направленность политических процессов. Поли­тические лидеры активизируют политические процессы в обществе, выдвигают программы, определяющие ход исторического развития об­щества.

Природные качества политического лидера: сила характера, воля, обая­ние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способнос­ти, тонкая интуиция.

Профессиональные качества и характерные черты политических лидеров

Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических спо­собностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументирование противостоять чужому мнению, в политической муд­рости, компетентности, профессиональном принятии политических решений. Необходимы также: талант привлекать к себе людей, владение ораторским искусством, чувство юмора, способность убеждать, вызы­вать энтузиазм, умение повести людей за собой.

Выделим основные черты политического лидера:

умение нравиться людям, завоевывать их симпатии;

• политическая воля, готовность брать на себя ответственность за послед­ствия своих решений и действий;

• политическая интуиция, острый ум;

организаторский талант, ораторские способности;

• умение быстро ориентироваться в новой ситуации и принимать реше­ния, адекватные этой ситуации;

наличие ясной политической программы, отвечающей интересам боль­ших социальных групп.

Типы лидерства

Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров наобычных («реальных») ивеликих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.

Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных наавторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их привлечении к управлению.

Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют натрадиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, традиции;рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; ихаризматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена в применении. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции. Основоположник этой классификации Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего движителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который, в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.

В современной политологии нередко называются четыре собирательных образа лидера:знаменосца (или великого человека), служителя, торговца и пожарного. Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, «мечта», способная увлечь массы. Яркими представителями такого типа лидерства были Ленин, Мартин Лютер Кинг, Хомейни. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный ориентируется на самые актуальные, жгучие общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре идеальных образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Имеются и другие классификации лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.п. (марксизм).

Функции лидера

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется широким кругом решаемых ими задач. При характеристике основных этапов, стадий деятельности лидеров можно выделить ихтри общих функции: I) политический диагноз, предполагающий анализ и оценку ситуации; 2) определение направления и программы деятельности, служащей решению общественной проблемы; 3) мобилизация исполнителей (должностных лиц, бюрократии и масс) на реализацию целей.

Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие:

1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, отечеству.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание в руководстве.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита граждан от беззакония, самоуправства бюрократии, различного рода нижестоящих руководителей, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в «хорошего царя», «отца народов», «народного президента» и т.п. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании народов с преимущественно патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.

4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и, особенно, эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от власти. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии государственных органов и их бюрократизации личностное восприятие власти особенно значимо для преодоления недоверия к ней, формирования у населения гражданского сознания, патриотизма. С помощью телевидения и других СМИ, в ходе встреч с избирателями и других мероприятий политические лидеры имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. Строго говоря, в этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в социальные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления «вьетнамского синдрома», национального пессимизма и апатии, распространившихся в США после поражения в войне с

Северным Вьетнамом, американский президент Рональд Рейган.

6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных и авторитарных государствах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях, национализме и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются. Так было в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств и усиленно насаждая культ их личностей.

ТЕМА 12. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ.

Понятие «политического развития». Критерии политического развития: структурная дифференциация, «способности» системы, тенденция к равенству.

Политическая модернизация. Сущность и этапы политической модернизации. Пути модернизации общества и политические системы. Типы модернизации. («первичная» и вторичная», догоняющая модернизаия). Третья волна демократизации. Способы перехода к демократии. Модели переходного периода: «классическая», «циклическая», «диалектическая». Соотношение политических нововведений и преемственности. Конфликты и кризисы модернизации и способы их разрешения. Политическая модернизация в современной России.

Политическое развитие - это переход, трансформация общества от традиционной политической системы к современной К факторам, оп­ределяющим процессы политического развития, относится прежде всего уровень экономического развития страны Высокий уровень экономичес­кого развития совпадает с политическим либерализмом. Для Латинской Америки, Азии, Африки, то есть для регионов со средним и низким уровнем развития, более характерен авторитаризм.

Закономерности политического развития прямо связаны с уровнем экономического благосостояния. Многие политологи подразделяют об­щества на следующие основные типы в соответствии с уровнем эконо­мического и политического развития.

• традиционные, примитивные общества (56 долл. ВНП на душу населения);

• традиционные цивилизации (87 долл.);

• переходные общества (173 долл.);

• общества, совершившие "промышленные революции" (445 долл.);

• общества высокого потребления (1330 долл ).

Важным параметром политического развития являетсятенденция к достижению равноправия, которая характеризуется следующими чертами:

• непосредственное участие людей в политической деятельности либо

через демократические институты;

универсализация законов, которые становятся общими, применимыми

ко всем членам общества без всяких различий и изъятий.

Создание нового политического порядка сопряжено с переходом на иные принципы и механизмы социальной эволюции. Этот переход характе­ризуется кризисными явлениями, порожденными различными проти­воречиями, что обусловлено следующимипричинами:

• Первое. Процессы рационализации общественных отношений, утверж­дения универсальных принципов эффективности, целесообразности и индивидуализма, формирования и закрепления демократических ин­ститутов наталкиваются на коллективистские ценности, на господство­вавшую картину мира, на самобытные традиции и обычаи, передавав­шиеся из поколения в поколение.

• Второе. Рыночные отношения дифференцируют общество по видам де­ятельности, уровню жизни, социальному статусу, ожиданиям и уст­ремлениям. Потребности и появление новых видов разделения труда всту­пают в противоречие с прежними политическими институтами, ориентирующимися на политическое единство общества и ценности социального равенства и коллективизма