Статья по теме:

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ, ЕЕ СТРУКТУРА И СВОЙСТВА

Выполнил:

Прокофьева Л.В.,

воспитатель

План

Введение ………………………………………………………. ………….3

Основное содержание

  1. Понятие этнической идентичности, структура, типы……….…. 4
  2. Этапы становления этнической идентичности……………………8
  3. Значение этнической идентичности………………………………11

Заключение …………………………………………………………. …..13

Библиографический список ……………………………………………14

Проблема становления этнической идентичности является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Долгое время она находилась на периферии научного анализа в психологии. Но в последние годы она обрела свое место в психологии познания.

Проблемы этнической идентификации в современной науке изучены достаточно глубоко. Однако исследования в этой области характеризуются многоплановостью. Перед исследователями встает вопрос выбора традиции, которой они будут придерживаться, занимаясь проблемами идентичности. В данной области социологического знания существует множество направлений, решающих вопросы этнической идентификации, исходя из различных посылок.

В современной отечественной психологии при изучении этнической идентичности делается акцент на тех изменениях, которые происходят в ней в эпоху коренных социальных преобразований (Лебедева Н.М. 1999; Дробижева Л.М. Аклаев А.Р. Коротеева В.В. Солдатова Г.У. 1996; Солдатова Г.У. 1998; Рыжова С.В. 1995; Павленко В.Н. Корж Н.Н. 1998; Ионин Л.Г. 2000; Сикевич З.В. 1996 ).

В частности, современные ученые говорят о кризисе социальной идентичности у русских в ближнем зарубежье, который проявляется в утрате связи между позитивной этнической идентичностью и этнической толерантностью, лежащей в основе сбалансированной и непротиворечивой социальной идентичности (Лебедева Н.М. 1999).

В связи с вышесказанным особую роль играет изучение этнической идентичности, разработка путей ее формирования.

Понятие этнической идентичности, структура, типы

Выделение этнической идентичности как особого психологического феномена было длительным, и до сих пор в современном научном мире идут споры, касающиеся содержания понятия «этническая идентичность».

Анализируя литературу, мы выделили классическое определение этнической идентичности, которое чаще всего используется учеными.

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности [4].

В психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям. Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность – это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре [5].

Рассматривая этническую идентичность как важную составляющую процесса становления личности, нельзя не остановиться на ее структуре.

В структуре этнической идентичности, как считает Татьяна Гавриловна Стефаненко, выделяются два основных компонента:

  1. Когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков).
  2. Аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней).

Л.М. Дробижева в книге «Этносоциология» выделяет ещё и поведенческий компонент. В данном случае поведенческий компонент этнической идентичности понимается как механизм проявления себя как члена этнической группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтакных ситуациях».

Рассмотрим более подробно основные компоненты этнической идентичности. И первое, на чем мы остановимся, это когнитивный компонент.

В состав когнитивного компонента вводится множество различных составляющих элементов, такие как этнические ориентации, групповые концепции и др. Но самыми важными, как утверждает Т. Стефаненко, являются:

  1. Этническая осведомленность.
  2. Этническое самоназвание.

Когнитивный компонент этнической идентичности отвечает за способность ребенка структурировать информацию об этнических характеристиках.

Аффективный компонент этнической идентичности, отражающий отношение к собственной этнической общности, проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Наличие негативных аттитюдов к своей этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных [1].

Среди современных исследователей нет единства в вопросе о последовательности возникновения когнитивного и аффективного компонентов идентичности. Одни авторы считают, что этнические предпочтения формируются лишь к 9–10 годам на основе достаточно значительных этнических знаний. Но в других исследованиях было обнаружено, что детские предпочтения этнических групп не всегда коррелируют с информированностью о них, предубеждения могут предшествовать какому-либо знанию, хотя и в этом случае они становятся более дифференцированными и интегрированными с возрастом [4].

Таким образом, в психологии принято выделять два компонента этнической идентичности; один из них, когнитивный, имеет рациональную природу, а другой - аффективный, эмоциональную. Причем, в каком то смысле, аффективный компонент этнической идентичности во многом базируется на когнитивном компоненте.

Далее мы кратно остановимся на типах этнической идентичности.

В научном мире выделяют несколько типов этнической идентичности:

  1. Моноэтническая идентичность. Она возникает, когда в семье родители принадлежат к одной этнической группе или когда личность отождествляет себя с культурой одного из родителей (если родители разной национальности, но одной расы). У большинства людей преобладает моноэтническая идентичность.
  2. Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная этническая идентичность) возможна в случаях, когда в полиэтническом обществе чужая группа расценивается как имеющая больший высокий статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция. Н-р, еврей часто принимает русскую идентичность, отказавшись от своей группы.
  3. Биэтническая идентичность свойственна людям, осознающим свое сходство с двумя группами и обладающими компетентностью в двух культурах.
  4. Маргинальная идентичность проявляется у тех людей, кто балансирует между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной из них [5].

Возможна четко не выраженная идентичность или даже ее отсутствие в ряде случаев на осознаваемом уровне, когда человек отрицает значимость этнической принадлежности в жизни.

Таким образом, выделяется 4 типа этнической идентичности, которые в различной мере влияют на поведение человека и на определение его места в социуме.

Этапы становления этнической идентичности

Существует несколько теорий, касающихся этапов становления этнической идентичности. Рассмотрим некоторые из них.

Как показывают результаты исследований процесса развития этнической идентичности, первые представления об этничности дети приобретают довольно рано, еще в дошкольном или раннем школьном детстве (Clark K. B. Clark M.K, 1939, 1940; Piaget J. Weil A.M. 1951; Allport G.W. 1976; Pushkin I. Veness T. 1973; Снежкова И.А, 1982; Титова Т.А. 1996). Для этого периода характерно еще нечеткое осознание общности с представителями своего этноса, немотивированный выбор своей этнической принадлежности, слабые этнические знания. Причем для представителей этнических меньшинств уже в этом  возрасте собственная этничность становится нередко источником неприятных переживаний. Так, еврейские и черные дети часто обнаруживали негативные самоустановки, личностные конфликты и ощущение небезопасности (Pushkin I. Veness T. 1973).

Следующий важный этап - это подростковый возраст. На этом этапе большинство детей может объяснить мотивы выбора своей этнической принадлежности (Титова Т.А. 1996), происходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с иноэтническим окружением (Снежкова И.А, 1982).

Но лишь в ранней юности - 16-17 лет - этнические установки приобретают устойчивость (Pushkin I. Veness T. 1976), укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация ее выбора, формируется этническое мировоззрение. Если на предшествующих этапах решающую роль в формировании этнической идентичности играла семья, то в старшем школьном возрасте наибольшее воздействие начинает оказывать школа (Хотинец В.Ю. 2000) [2].

Ж. Пиаже один из первых, кто собрал все данные о становлении этнической идентичности и выделил основные этапы ее развития.

  1. В 6-7 лет ребенок приобретает первые фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности.
  2. В 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации –национальность родителей, место проживания, родной язык.
  3. В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

К настоящему времени проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Первые «проблески» диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3-4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий (цвета кожи, волос) детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение [3].

Таким образом, анализируя вышесказанное, можно сказать, что становление этнической идентичности начинается с ранних лет и заканчивается уже в пожилом возрасте. Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности.

Значение этнической идентичности

Говоря об этнической идентичности, нельзя не остановиться на ее значении для становления личности человека.

Наиболее отчетливо человек осознает свою этническую идентичность в процессе межнационального общения, в поликультурной среде. Этнодифференцирующими признаками при этом являются родной язык, культура, религия, историческая память, национальный характер, эмоционально-ценностные отношения. Эволюционное развитие человечества постепенно сформировало осознание народами общности происхождения, понятия о родине, предках, культурных различиях, религиозных взглядах и т.д.

Этническая идентичность позволяет ребенку не только осознать свою тождественность с группой, но свою уникальность, отличительные признаки от группы не только своей, но и чужой. Благодаря общению с «чужой» группой происходит формирование этнически-ценностной среды личности, а именно – оценка значимости этнической принадлежности, ее роли в жизни и деятельности человека.

Посредством этнической идентичности осуществляется развитие этнического самосознания личности и определение этнического статуса. Трансформации (деформации) в этническом самосознании возможны в случаях межэтнических браков. Позитивная этническая идентичность способствует успешной социализации человека, с одной стороны; с другой – именно в процессе социализации общество как бы «приписывает» ребенка к определенному этносу. В результате чего у большинства людей не возникает проблема выбора этнической принадлежности. Это не является точным в отношении человека – представителя этнического меньшинства в поликультурном сообществе, также выходца из межэтнической семьи.

Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом, когда возникает ощущение «Я – никто, безлик и безымянен». Н-р, это характерно для воспитанников детских домов, сразу попавших туда после рождения. По последним исследованиям ученых (З. Сикевич) достаточно большая часть наших соотечественников (до 63% горожан) хотела бы жить в другой стране, что свидетельствует о плохо развитой идентичности, хотя первопричиной, вероятно, является кризисное состояние нашего общества [5].

Таким образом, этническая идентичность занимает большое место в становлении личности и выполняет ряд необходимых функций:

  • ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию;
  • задавать общие жизненные ценности;
  • защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что:

  • Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности;
  • в структуре этнической идентичности выделяется когнитивный и аффективный компоненты, которые влияют на человека;
  •  в научном мире выделяют 4 типа этнической идентичности, которые в той или иной степени преобладают в обществе;
  • становление этнической идентичности проходит несколько последовательных этапов, которые охватывают всю жизнь человека от рождения до преклонного возраста;
  • этническая идентичность позволяет человеку ощутить свою значимость, найти свое место в жизни.

Библиографический список

1. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. зав. – М. Изд. центр «Академия», 2002

2. Микляева А. В. Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

3.  Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб. Питер, 2004.

4. Стефаненко Т. Этнопсихология. - М. Институт психологии РАН,1999.

5. Султанбаева К.И. Курс лекций по дисциплине этнопедагогика и этнопсихология. – Абакан, 2010