Способности в психологии. Структура и виды способностей

А вы знаете, какие способности в психологии существуют? Нет? Давайте рассмотрим данный вопрос в этой статье. Известно, что в психологии категория способностей считается одной из самых сложных. Она растворяется в таких психологических понятиях как умения, знания, личностные качества, интеллект, психические процессы и так далее.

Итак, изучим нюансы, из которых состоят важнейшие положения общепсихологической характеристики.

Способности отличаются от иных психологических явлений по трём базовым признакам:

  1. Способностями являются личностно-психологические качества, отличающие одну персону от другой.
  2. Это лишь те качества, от которых зависит плодотворность действий.
  3. Способности нельзя относить к знаниям, навыкам и умениям, уже выработанным у индивидуума, хотя они и способствуют лёгкости и быстроте их приобретения.

Способности в психологии характеризуются количественными и качественными гранями. В качественной грани они познаются как симптомосочетание психологических свойств человека, которые обеспечивают успешность его действий. Количественный параметр предполагает выявление уровня одарённости.

Структура

Интересно, что способности в психологии структурированы. В данной структуре отмечают их две базовые группы – общие способности и специальные. Они развиваются и формируются на основе задатков. Фактически это функциональные и морфологические признаки системы нервной и всего организма, которые выделяются в виде основных предпосылок для созревания таланта.

Уровни

Способности в психологии имеют ещё одну общую позицию: известно три качественно различных уровня их представленности – это простые способности, талант (одарённость) и гениальность. Дилемма о степени наследия одарённостей в их теории весьма важна, но ещё пока не решена. Считают, что развитие таланта неотделимо от изменения индивидуума в принципе.

Дар влияет на характер создания личностных особенностей, одновременно испытывая на себе воздействие со стороны создающегося человека. Это двуединое обновление. Вообще понятие «способности» в общем устройстве психологических понятий находится на промежуточном месте между группами личности и деятельности.

Психология и педагогика

Проблема творческих способностей в психологии всегда будоражила умы и с практической, и с теоретической стороны. Сталкиваясь с проявлениями ярких дарований, мы восхищаемся и удивляемся им. Почти каждый желает выяснить потенциал своих способностей. Но как их развить, раскрыть? Почему они у некоторых имеются, а у других их нет?

Что же собой представляют способности? Давайте получше разберёмся в этой категории, а для этого рассмотрим три подхода: научный, житейский и этимологический.

  • Обыденный подход к термину «способности». В наших ежедневных беседах мы часто используем понятие «способности» не только в отношении людей, но и в отношении предметов. К примеру, выражение «алмаз умеет резать стекло» используется для обозначения качества, свойства. Такой же смысл мы закладываем, когда оповещаем кого-либо об удививших нас умениях (скорый счёт, воссоздание мелодии, ловкая работа и так далее). В будничной практике способностями мы именуем любые умения и навыки людей, которыми те обладают, независимо от того, являются ли они приобретёнными либо врождёнными, сложными либо элементарными.
  • Подход к понятию «талант» с этимологической точки зрения. В русскоязычных толковых словарях термин «даровитый» очень часто связывается с иными терминами – «талантливый», «одарённый» и употребляется как их синоним. Отсюда следует, что одарённость имеет различный порог проявления. Толковый словарь В.Даля слово «способный» определяет как «годный к чему-либо либо склонный, сручный, ловкий, удобный, пригодный». В этой же книге имеются иные термины: «способляться» и «способливый». Способливым называют находчивого и изворотливого человека. Он умеет сладить, устроить, управиться с делом. Фактически, здесь термин «способный» идентифицируется лишь через аналогию с успехом в практике и уравнивается с понятием «умный».
  • Научное отношение к термину «способности» отличается от повседневного житейского более узким значением. В науке одарённость классифицируется на врождённую (от задатков) и приобретённую (от умений, навыков, знаний).

Изучение таланта

Одарённость (как и человека в целом) исследуют всевозможные науки – философия, медицина, социология и иные. Но ни одна из них не рассматривает так разносторонне и глубоко проблему талантов, как психология. Кроме того, необходимо отметить, что для педагогики более, чем для иных наук, важно изучение способностей каждого индивидуума.

Виды способностей в психологии играют значительную роль. Ведь именно через них личность превращается в субъект деятельности в обществе. Фактически, развивая талант, люди достигают своей вершины как в личностном, так и в профессиональном смысле.

Уровни развития способностей в психологии изучали многие отечественные учёные. Серьёзный вклад в науку внесли С. Л. Рубинштейн, Н. С. Лейтес, Б. М. Теплов и другие. Сегодня этими вопросами заняты В. Д. Шадриков и В. Н. Дружинин.

Направления

В жизни человека огромную роль играют способности и задатки. Психология выделяет в этой области два направления. Первое – психофизиологическое, изучающее связи базовых свойств задатков (нервной системы) и психических общих талантов человека (работы В. М. Русалова, Э. А. Голубевой).

Второе направление занимается исследованием умений в игровой, индивидуальной, учебной и трудовой деятельности (деятельный подход А. Н. Леонтьева). Данное направление в основном изучает деятельностные детерминанты улучшения таланта, при этом роль задатков либо не изучается, либо просто трактуется.

Вообще, в параметрах школы С. Л. Рубинштейна (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский) образовалась половинчатая точка зрения на зондирование проблем одарённости. Учёные, поддерживающие её, рассматривали талант, возникающий у человека на базе задатков, как улучшение способов активности. Вообще в науке чётко разграничивают понятия «задатки» и «способности».

Задатками именуют врождённые физиолого-анатомические качества мозга, нервной системы, движения и органов чувств, функциональные особенности человеческого организма, составляющие природную базу развития его умений.

Какую базу для развития используют способности в современной психологии? Конечно же это задатки, которыми наделены люди от природы. Те задатки, которые не в то время развивались, исчезают бесследно. Многие знают случаи, когда малыши, попадая в логово зверей, не получают возможности развивать свои дарования, и тогда они теряют их навсегда.

Способности

Итак, мы рассмотрели виды способностей в психологии. Двигаемся далее. Известно, что дарования - это формирующиеся в деятельности на базе задатков личностно-психологические качества, отличающие одну личность от другой, от которых зависит удачность действий.

Необходимо отметить, что ещё советский сердцевед А. В. Петровский образно приравнивал талант к зерну, которому ещё нужно формироваться. Ведь как брошенное зерно считается лишь вероятностью превращения в колос при определённых условиях (погода, влажность и структура почвы), так и дарования человека именуют лишь шансом для получения умений и знаний при подходящих условиях.

Такие шансы трансформируются в реальность в результате настойчивого труда. В зарубежной и отечественной науке существуют различные толкования структуры и видов способностей, но самыми общепринятыми принято считать выделение таланта по видам деятельности.

А ведь интересно изучать способности и задатки? Психология - очень занимательная наука! Вообще, способностями называют устойчивые качества людей, которые обуславливают успехи, достигнутые ими в разнообразных видах активности. К примеру, существует талант к приобретению знаний, который определяется качеством и скоростью освоения людьми навыков. Также существуют математические, музыкальные, литературные, инженерные, артистические, организаторские и колоссальное количество иных дарований.

Виды

Чем хороши интеллектуальные способности? Психология и это дарование изучает. Но мы сейчас к структуре таланта подойдём с другой стороны. В итоге мы выявим два вида дарований, которые рассматриваются с точки зрения развития: актуальные и потенциальные. Потенциальным даром именуют вероятность развития личности, проявляющую себя тогда, когда перед ней появляются новые проблемы, требующие молниеносных решений.

Необходимо отметить, что совершенствование человека зависит не только от его психологических параметров, но и от той социальной среды, в которой могут быть реализованы либо не реализованы данные потенциалы.

Фактически, в данном варианте говорят о действующих дарованиях. Это можно объяснить тем, что далеко не каждый может реализовать собственные потенциальные умения в соотношении со своим психологическим естеством. Ведь для этого могут отсутствовать объективные условия и возможности. Итак, можно вынести вердикт, что актуальные способности составляют лишь часть потенциальных.

Состав дарований

Свойства способностей в психологии имеются самые различные. Именно поэтому талант структуризуется на специальные и общие дарования. Общими способностями называют те, которые равным образом показывают себя в самых разных видах человеческой активности. К ним относятся, к примеру, степень общего духовного развития индивидуума, его внимательность, обучаемость, воображение, память, речь, работоспособность, ручные движения.

Специальными способностями именуют талант к определённым видам деятельности: музыкальный, математический, лингвистический.

Конечно же, в состав каждого таланта, делающего человека пригодным к осуществлению какой-либо деятельности, всегда входят отдельные способы активности и операции, посредством которых данная активность выполняется. А посему, как говорил С. Л. Рубинштейн, ни одно дарование не считается актуальным, реальным, пока не впитало в себя систему подобающих общественно наработанных операций. С этой точки зрения определённый талант всегда представляет собой запутанную систему действий, способов и операций.

Основы способностей

Способности человека в психологии рассматриваются как некий объект, который имеет основу. Основа эта заложена в человеке генетически, она зависит от задатков. К примеру, людям свойственно овладевать логическим менталитетом и членораздельной речью.

А что такое групповые способности? Это умения, которые группируются и развиваются на основе общих и специальных задатков. Человек выбирает профессию в 16-18 лет. Именно в этом возрасте у личности меняется структура дарований, проявляются профессиональные способности. Вообще, по мере развития умений сужается диапазон вероятности, но зато возрастает специализация дарований.

Развитие способностей в психологии происходит в течение деятельности. Здесь немаловажную роль играет контакт между умениями и талантом. Эти два параметра не идентичны, но они координированны.

Сообразно с массовыми профессиями производственно-материального труда структура кадровых умений может быть представлена именно так:

  • Общечеловеческие умения – в основном работоспособность (и гарантирующие её личностные качества – аккуратность, ответственность). Создание данного компонента дарований связано с обучением человека как субъекта труда (в первую очередь его ценностно-мотивационной сферой).
  • Общие дарования – «родовые» разноразрядные возможности людей, являющиеся результатом их универсальной жизнедеятельности в определённую историческую секунду и в определённой культуре.
  • Специальные умения – продиктованное практикой нестандартное качество либо уровень развития высокопрофессиональных параметров, требующих для своего развития определённой длительной активности, особой тренировки.

Одарённость

Весьма интересно изучать познавательные способности. Психология их напрямую связывает с одарённостью. Рассмотрим же подробнее данное понятие. Появление этого термина опирается на представление о «даре» - высочайших задатках, которыми природа награждает одних либо других людей. Задатки базируются на наследственности либо на особенностях внутриутробного развития.

Именно поэтому одарённость нужно понимать как показатель высокого уровня умений, опирающихся на природную предрасположенность. Известно, что Н. С. Лейтес отмечает, что в реальности иногда трудно отследить, являются ли умения в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) либо они – воплощение задатков.

Вообще в науке установилось понимание этого термина, которое свидетельствует о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития способностей, особенно если речь идёт о малышах. Известно, что уровнями такой одарённости являются гениальность и талант.

Разницу таланта и способностей весьма подробно рассматривали соавторы И. Акимов и В. Клименко. Они подчеркнули, что между гением и талантом существует не количественное, а качественное различие. Во-первых, у них различное чувствование мира. А во-вторых, продуктом деятельности таланта является оригинальность, а у гения – это простота.

И всё же В. Клименко и И. Акимов считают, что гений не появляется из ниоткуда. Он рождается из таланта как результат многолетней работы над качеством.

Иная точка зрения гласит, что гениальность и талант не являются стадиями, что это совершенно непохожие психологические качества. Ведь если талантливый индивидуум может применять свой талант, а может не применять, то гениальный фактически является заложником своей гениальности: он не может не работать в том русле, в котором одарён. Фактически, для него наказанием считается лишение его возможности творить. Очень часто одарённость именуют «девиацией», хоть и позитивной.

Б. М. Теплов

А что нам может поведать психология способностей Теплова? Известно, что Б. М. Теплов является выдающимся отечественным психологом с мировым именем.

Он - блестящий экспериментатор и теоретик, исследователь индивидуальных различий, способностей и индивидуальности. Он написал книгу «Психология музыкальных способностей», в которой предложил новую структуру музыкальных талантов, включающую в качестве обязательных такие компоненты, как ладовое и ритмическое чувство, одарённость к произвольному оперированию слуховыми музыкальными представлениями. Данная книга – основной труд в его творческом наследии, впервые изданный в 1947 году.

Кстати, колоссальное значение имеет предложенный им психологический анализ феномена музыкальности как единства эмоциональной отзывчивости на музыку и совокупности синхронических музыкальных способностей.

Итак, выделяют следующие уровни развития таланта:

  • репродуктивный;
  • творческий;
  • реконструктивный.

Необходимо отметить, что результаты эмпирических тестов показывают: творческая способность и репродуктивная имеют совершенно разную природу. Именно поэтому они развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно найти самостоятельные уровни развития.