Понятие социализации в педагогической психологии

Признание социализации за центральную категорию системы терминов педагогической психологии требует более детального рассмотрения ее содержания с позиции логического склада и исторического развития. В зависимости от масштаба видения под этим трансдисциплинарных сроком в современной науке понимают или только процессы усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни в обществе психических качеств, знаний, умений, навыков и речи, а также возможности общения и взаимодействия с людьми, или совокупность всех социальных и психологических процессов, через которые человек усваивает систему знаний, норм и ценностей, и позволяет ей функционировать как полноценный член общества. С позиции социальной педагогической психологии социализация - это процесс вхождения индивида к различным социальным группам на основании усвоение необходимых для интеграции в их структуру видов и форм деятельности.

Учитывая предмет педагогической психологии. становятся интересными специфические особенности именно тех процессов, которые задействованы в актах социализации в рамках педагогического взаимодействия. Такие педагогические процессы обусловлены активностью ряда факторов, которые делятся на три группы:

• макрофакторы (актуальный уровень цивилизации, тип государства, общества);

• мезофакторы (тип населения, его этнокультурные условия существования);

• микрофакторы (семья, учебное заведение и внешкольные учреждения, причастные к воспитанию ребенка). Социализация включает в себя не только сознательные, котрольовани и целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, которые определенным образом влияют на формирование личности. На основании этого различают процессы направленной и не направленной социализации, которые дифференцируются по критерию наличия или отсутствия у субъекта организации воздействия на ребенка конкретной цели воспитания и развития ее. Социальные образования, в рамках которых организуются и осуществляются социализирующие воздействия, называются институтами социализации. Часть из них, специально созданная обществом для обучения и воспитания подрастающего поколения, являются агентами направленной социализации. Это учебно-воспитательные и образовательные учреждения, специализированные средства массовой информации, общественные организации и фонды, устав которых предусматривает работу по социализации детей и молодежи.

Развитие институтов социализации тесно связан с процессами социокультурной эволюции общества. Показательна в этом отношении типология исторических форм легитимного господства в обществе и соответствующих им доминирующих форм социализации, которую предложил известный немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Он различал несколько форм такого "господства".

"Легальное господство" осуществляют специально обученные люди с четкими рациональными правилами (законами), установленными в обществе. Чистой формой такого господства Вебер считал современную бюрократическую (от фран. "Бюро", то есть стол, рабочее место специалиста) модель управления обществом, различные функции в котором исполняют подготовленные с этой целью специалисты. Такая формализованная система нуждается в такой же тщательно организованной системы социализации, главным институтом которой является школа. В школе взаимоотношения между учеником и педагогом строятся по принципу иерархии знаний.

"Традиционное господство" как основа взаимоотношений традиционного общества осуществляется на основе веры в святость ранее установленных правил и порядков. Социальными механизмами его поддержания является строгое соблюдение унаследованной из прошлого дисциплины в сочетании с личностной преданностью старшему, который является одновременно начальником и наставником. Основным психологическим механизмом обеспечения таких отношений является выработка у ребенка определенных привычек и ее побуждение к реализации. Прообразом таких взаимоотношений выступает патриархальная семья, в которой характер семейных отношений определялся иерархией социальных ролей, а контроль взрослых за детьми и мужчины над женщиной был абсолютным.

"Харизматическое господство" (от греческого "харизма" - Божий дар) предполагает признание за лидером или учителем только ему присущих исключительных особенностей, благодаря которым у окружающих возникает состояние восторга таким человеком, страстная личностная привязанность или привязанность к ней. Эта модель господства, как и предыдущая, предусматривает безусловную подчиненность, но, в отличие от нее, психологические механизмы ее возникающую и поддержания абсолютно иррациональными. Такой тип господства и до сих пор случается в некоторых юношеских группировках и религиозных сектах, где основным социально-психологическим механизмом интеграции сообщества выступает развитие и поддержка культа лидера.

Приведены типы господства сегодня почти не встречаются в чистом виде. Для нас принципиально тот факт, что каждый из них предусматривает следующие основные формы социализации, как формальное обучение (для легального господства), приобщения к традиции (традиционное господство) и эмоциональную идентификацию с лидером (харизматическое господство). Отношения воспитателя и воспитанника в этих моделях социализации везде иерархические. Но в первом случае они осознаются сторонами прежде всего как иерархия знаний (нужно слушать того, кто больше знает), во втором - как иерархия традиционных социальных ролей (нужно слушать старших, руководителей и учителей, которые они не были), в третьем - как иерархия личностей (нужно подчиняться лучшим, потому что они, будучи наделены харизмой, имеют то, чего нет у других). Понятно, что всем трем моделям социализации соответствуют и различные педагогические средства обеспечения их эффективности. Действие таких средств фиксируется в понятии механизмов социализации.

Современное психолого-педагогическое видение общественной основы эффективной социализации - это обеспечение паритета, возможностей обеих сторон на передачу и усвоение социального опыта, необходимого для дальнейшего развития личности и общества. Самыми общими психологическими механизмами социализации принято считать экстериоризации педагогом такого опыта (трансляцию его в пространство педагогического общения) и интериоризацию опыта (как его активный переход во внутренний план ребенка). Основными внешними психолого-педагогическими механизмами социализации будем считать обучения и воспитания, вперед-ния, или пролепс, как построение родителями и педагогами планов будущего ребенка и организацию в соответствии с ними среды его социализации, социально-педагогические експектации (надежды, ожидания) окружающих и социальный контроль в виде социально-педагогических санкций, поощрения и принуждение, которые создают в педагогической среде эффекты социальной фасилитации (облегчения и улучшения актив-ности ребенка в присутствии педагога) и ингибированию (подавление ее активности), а также демонстрацию образцов и примеров поведения, объяснение, внушение. доказательства и убеждения.

За внутренние психологические механизмы социализации определим процессы подражания активности других, идентификацию (с референтной лицом, группой, личным идеалом) поло-ролевую типизацию, имитацию и игру, учения и социально-психологическое научение, самовоспитания и самообразования. Часть из них (как, скажем, подражания) являются врожденными, другие же (такие, как учения, самовоспитания) возникают как некий результат социализации ребенка и, в свою очередь, становятся механизмами ее дальнейшей социализации.

Опубликовал psyholog Декабрь 02 2012