Тверская государственная сельскохозяйственная академия, г. Тверь

Tver state agricultural Academy, Tver

ПОНЯТИЕ МОДАЛЬНОСТИ В ГУМАНИТАРНОЙ ПАРАДИГМЕ

THE NOTION OF MODALITY IN THE HUMANITARIAN PARADIGM

Ключевые слова: модальность, категория языка и мышления, гуманитарная парадигма, функционально-семантическая категория.

Keywords: a modality, a language and thinking category, a humanitarian paradigm, functional-semantic category

Понятие модальности принадлежит к разряду универсальных категорий, исследуемых в различных областях науки. Категория модальности описана с точки зрения научных подходов философии, логики, психологии, языкознания.

The concept of modality belongs to the universal categories investigated in various fields areas of science. The category of modality is described from the point of view of scientific approaches in philosophy, logic, psychology, linguistics.

Модальность – одна из самых загадочных категорий языка и мышления. Термин «модальность» (от латинского «modus» – мера, способ) используется различными науками: философией, психологией, логикой, языкознанием, литературоведением. В философии выделяются онтологическая модальность – способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо явления, и гносеологическая (логическая) модальность – способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии.

Впервые понятие модальности встречается в «Метафизике» Аристотеля – он выделил три основных модальных понятия: необходимость, возможность и реальность. Отсюда оно перешло в классические философские системы. Различные суждения о модальности можно найти у средневековых схоластов. В логике и философии Нового времени традиционным стало предложенное Кантом подразделение суждений на ассерторические (суждения о действительности), проблематические (суждения о возможности), аподиктические (суждения о необходимости), а также на суждения достоверные и вероятные. В своей работе «Философия возможного» Михаил Эпштейн обобщает подходы к изучению модальностей в различных сферах гуманитарного мышления. Свою теорию возможного он основывает, опираясь на три основные, истинностные модальности бытия: действительное, возможное и необходимое. Понятие модальностей он относит к основополагающим. Эпштейн выделяет модальность возможного как наиболее значимую, так как именно через неё определяются две другие модальности.

Модальность в психологии – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (в зрении – это цвет, в слухе – тон и тембр, в обонянии – характер запаха и т. п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (цвет отражает длину световой волны, тон – частоту звуковых волн и т. д.). Понятие модальности наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных образов любого уровня и сложности. Модальности – это те тона или даже полутона общения и самовыражения, на которые обычный человек почти не обращает внимания, но которые он все-таки способен воспринять. Это особые качества поведения, самовыражения и восприятия. Характерные признаки общения в конкретной ситуации с применением тех или иных приемов.

В лингвистике модальность определяется как функционально-семантическая категория, выражающая разные виды отношения высказывания к действительности, а также разные виды субъективной квалификации сообщаемого, то есть, передаёт отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность может иметь значение утверждения, приказания, пожелания, допущения, достоверности, реальности, нереальности и др.

Термин «модальность» в современном языкознании трактуется необычайно широко, но в любой трактовке данного понятия обязательно есть элемент оценочности: «точка зрения». Отношение в явном или скрытом виде включено в любое истолкование модальности. В зависимости от того, что подвергается оценке – внеязыковая действительность или само высказывание, – выделяются, соответственно, два типа модальности: объективная и субъективная.

Категория модальности как одна из языковых универсалий, находит выражение на различных уровнях языка (морфологическом, синтаксическом, интонационном). Естественно, данная категория должна присутствовать и среди характеристик текста. Ввиду того, что текст является главным объектом изучения литературоведов, категория модальности функционирует в литературоведении именно как категория, характеризующая текст в целом. Термин «модальность» в литературоведении представляет собой совокупность значений модальности как философско-этической категории и модальности как категории языкознания. Модальность определяется как категория высказывания, отражающая отношение повествователя к изображаемой им действительности.

Таким образом, модальность принадлежит к разряду универсальных категорий, нашедших свое проявление в различных областях науки. Модальность лежит в основе целых научных подходов. Понятием модальности оперируют философия, логика и психология, невозможно представить себе изучение языка без классификации высказываний по признаку модальности. Категория модальности нашла свое отражение и в литературоведении. В этой области теория модальностей разработана ещё очень слабо, но уже наметились основные подходы к её трактовке.