Шпоры по психологии. Часть 1 - Происхождение и развитие психики в филогенезе

Страница 6 из 27

Происхождение и развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития психики

Психика - свойство высокоорганизованной живой материи головного мозга субъективно отражать объективную действительность, строить на этой основе не отчуждаемые от субъекта образ этого мира, с помощью которого он регулирует свое поведение и деятельность. Психика возникла на определенном этапе развития органического мира как механизм адаптации живых существ к окружающей среде. Существовали различные подходы, объясняющие наличие психики у различных существ или объектов окружающего мира. В частности:Панпсихизм - утверждал, что психикой (душой) обладает весь окружающий мир (деревья, камни, животные); Биопсихизм - утверждал, что душа есть только у живых существ; Нейропсихизм - утверждал, что психика есть только у живых существ обладающих нервной системой; Антропопсихизм - утверждал, что психика есть только у человека.

Развитие психики –закономерное изменение психических процессов во времени, выраж-ное в их кол-ных и кач-ных структурных преобразованиях. Развитие психики хар-ся способ-тью к накапливанию изменений, каждая ступень псих раз-я начинается с осложнения деятельности, новая форма псих отражения дает возм-ть в дальнейшем усложнять эту деят-ть. Для объясн-я возникновения психики в филогенезе Алексей Николаевич Леонтьев предлагает теорию деятельности. Деят-ть – процессы осущ-щие активное отнош-е субъекта к дейст-ти. Объективным критерием появления психики он считал чувствительность. т.е способность организма реагировать на биологически нейтральные, абиотические свойства среды(н-р шорох в кустах). Где есть чувствительность, там есть психика. Чувствительность - это раздражимость на такие условия в которых не участвуют процессы ассимиляции- диссимиляции.Раздражимость -способность живого организма реагировать на биотические свойства среды (где задействованы процессы ассимиляции- диссимиляции).

Факторы влияния на развития филогенеза (усложнение психики):

1. Внешние факторы – переход из жизни в гомогенной среде к наземному образу жизни;

2.Внутренние факторы - усложнения анатомического строения - конечностей, появление и развитие нервной системы и головного мозга. Чем сложнее форма психического отражения, тем сложнее поведение.

Стадии развития психики :1 Элементарной чувствительности или сенсорной психики. Осн. формой отражения на этом этапе являются ощущения, а формой поведения – таксисы( механические движения, перемещения; врожденный видовой опыт животных), инстинкты, рефлексы (если сформирована кора) – простейшие моллюски, кольчатые черви; 2. Перцептивной психики – основная форма отражения – предметное восприятие. Включает высших позвоночных: птиц и некот млекопитающих. Здесь уже можно обнаружить элемен формы мышления, готовность к научению, к усвоению способов реш-ния задач, их запоминанию и переносу в новые условия. Переход к этой стадии раз-я связан с изменением строения деятельности животных: деят-сть теперь направлена не к самому предмету, а к тем условиям в кот этот предмет объек о тивно дан в среде П-р кошка идет к корму непосред-но, если нет преграды и обходит ее сразу, если она есть. Так впервые появ-ся операции-способ осущ деятельности задаваемыми условиями. 3. Интеллекта, осн. форма отражения – отражение межпредметных связей ( наглядно- действенное мышление и обобщение). Эта стадия выявлена у приматов, они умеют обобщать, но не умеют абстрагировать. Осн. форма поведения – интеллектуальная. Черты интеллектуального поведения: 1. возможность решать 2-х фазные задачи, состоящие из фазы: подготовки и завершения. Леонтьев: «Интеллект есть там, где есть фаза подготовки» - это значит, что фаза подготовки не имеет биологического смысла» (обезьяна, палка, банан). Возможность переноса найденного решения в аналогичные условия без предварительных проб.3. наличие инсайта – озарение, внезапное нахождение правильного решения. 4. Наличие ориентировочной исследовательской деятельности и использование орудий. Данную периодизацию усовершенствовал отечественный зоопсихолог Фабри.

Он выделил две стадии развития психики в филогенезе:

1.Стадия сенсорной психики. которая подразделялась на низший (животные обладают развитой раздражимостью и элементарной чувствительностью – простейшие) и высший уровни (появляются ощущения, важные орган – челюсти и способность к формированию простейших рефлексов).

2.Стадия перцептивной психики. которая подразделялась на низшие ( отражение происходит в форме образа предметов, формирование двигательных навыков – рыбы, насекомые), высшие (элементарные формы мышления, решение задач, хорошая способность к научению – птицы, млекопитающие) и наивысшие (для приматов, собак, дельфинов – фаза интеллекта) уровни.