Словарь основных психологических понятий

Абстрагирование —мыслительная операция, состоящая в отвлечении от несущественных признаков в объекте.

Активность - стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или к его преобразованию.

Акцентирование - операция воображения, состоящая в подчеркивании определенных частей, свойств, качеств, признаков в знакомом образе, в результате чего получается новый образ.

Анализ - мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на составные части.

Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых.

Волевое действие - преднамеренное, осознанное, связанное с преодолением трудностей действие. Его структуру составляют постановка цели, принятие решения, планирование исполнения, преодоление препятствий, сличение достигнутого результата с предполагаемым и его оценка.

Волевое усилие - психическое напряжение, мобилизующее внутренние ресурсы человека для преодоления препятствий.

Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия.

Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте.

Воспитание - процесс целенаправленного и систематического воздействия на все стороны личности ребенка.

Воспоминание - процесс непроизвольного восстановления прошлого опыта.

Восприятие - психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон при непосредственном их воздействии на органы чувств.

Воспроизведение - процесс памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту объекты.

Воссоздающее воображение - вид воображения, предполагающий создание образа на основе описания.

Гиперболизация - операция воображения, состоящая в преувеличении или преуменьшении определенных сторон знакомого объекта, в результате чего получается новый образ.

Двигательная память - память на движения и действия.

Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

Забывание - утрата информации из памяти или невозможность ее восстановить.

Запоминание - процесс памяти, состоящий в фиксации новой информации.

Знаково-символическая функция сознания - возможность использовать объект в качестве заместителя другого.

Импульсивность - особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению - один из компонентов готовности, предполагающий определенный уровень развития познавательных процессов.

Интеллектуальные чувства - чувства, возникающие и развивающиеся в процессе познавательной деятельности (удивление, сомнение, радость познания).

Коммуникативное умение - освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое.

Концентрация внимания - степень углубления в деятельность при отвлечении от всего остального.

Культура наблюдения - качество восприятия, характеризующее возможность поставить цель, спланировать и руководить процессом восприятия.

Латентный период запоминания - время, в течение которого информация удерживается в памяти.

Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения.

Логическая память - вид памяти, предполагающий осмысление, т. е. сознательное усвоение материала.

Манипулирование - нецеленаправленные действия с объектами, не учитывающие их специфику (назначение).

Механическая память - вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления.

Мнемическая память - сознательно принимаемая или поставленная самим человеком цель запомнить.

Мнемические приемы - действия, которые применяются для управления своей памятью.

Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности.

Мотивировка - словесное объяснение своего действия или поступка.

Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами. Мышление неразрывно связано с речью. С его помощью происходит открытие существенно нового. Мышление начинается в практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы.

Наблюдение - систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью внешних практических действий.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы.

Непроизвольная память - вид памяти, не требующий волевых усилий и сознательной мнемической цели.

Новая внутренняя позиция дошкольника - возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью.

Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Нравственные качества - постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам.

Нравственные, моральные чувства - переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам.

Нравственные нормы - общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности.

Обобщение - мыслительная операция, состоящая в объединении объектов по общим существенным признакам.

Образная память - память на чувственно воспринимаемую информацию: слуховые, зрительные и другие раздражители.

Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего материального или духовного результата.

Объем памяти - количество объектов, которые человек запоминает (воспроизводит) за единицу времени.

Опосредованная память - вид памяти, предполагающий опору на внешние или внутренние мнемические средства.

Опосредованное воображение - вид воображения, предполагающий создание образа с опорой на внешние или внутренние средства.

Ощущение - психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Память - психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта.

Переключение внимания - переход от одного объекта (вида деятельности) к другому.

Перцептивные действия -действия, сознательно направляемые на обследование объектов.

Потребность - источник активности субъекта, нужда в материальных или духовных объектах, необходимых для его существования и развития.

Предметные действия - общественно выработанные способы употребления предметов.

Припоминание - сознательный поиск информации в памяти.

Произвольная память - вид памяти, предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и сопровождающийся волевыми усилиями для ее достижения.

Произвольное действие - действие, совершаемое в соответствии с заранее поставленной целью.

Произвольность поведения - способность отказаться при необходимости от того, что непосредственно привлекает, и действовать в соответствии с заранее поставленной целью.

Психическое развитие - процесс количественных и качественных изменений в психике ребенка на протяжении онтогенеза: процесс усвоения ребенком общественно-исторического опыта.

Психологическая готовность к школьному обучению - комплекс психологических качеств, обеспечивающих успешное обучение в школе. В него включаются такие компоненты, как интеллектуальная готовность (определенный уровень развития познавательных процессов - мышления, восприятия, памяти, воображения); личностная (определенный уровень развития самосознания, воли и мотивов поведения); коммуникативная (определенный уровень развития умений и навыков общения, установления контактов со сверстниками и взрослыми).

Психологическая защита - регулятивная система личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Распределение внимания - способность одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности.

Рассеянность внимания - неспособность к сосредоточению, что проявляется в частых и длительных отвлечениях от предмета или деятельности.

Речь - процесс использования языка в качестве средства общения и обобщения.

Самооценка - оценка личностью себя (своей внешности, способностей, личностных качеств и др.), компонент самосознания.

Самосознание - осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям.

Сенсомоторный образ - зрительно-двигательный образ действия или предмета.

Сенсорные эталоны - исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов.

Синтез - мыслительная операция, состоящая в мысленном соединении различных частей или сторон объекта в единое целое.

Ситуативные желания - желания, мотивы поведения, возникающие в данной конкретной наглядной ситуации «здесь и сейчас».

Словесное мышление - вид мышления, протекающий во внутреннем плане с опорой на понятия. Словесно-логическая память- память на мысли.

Соотносящие действия - действия, предполагающие приведение в пространственные взаимоотношения объектов или их частей.

Соподчинение мотивов - определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие.

Сравнение - мыслительная операция, состоящая в сопоставлении объектов с целью установления их сходства и различия. Суждение - логическая форма, которая содержит утверждение или отрицание чего-либо и отражает связи между объектами или их признаками, свойствами.

Творческое воображение - вид воображения, предполагающий создание оригинального продукта.

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Узнавание - процесс памяти, состоящий в опознании воспринимаемого объекта как уже известного в прошлом опыте.

Умозаключение - логическая форма мышления, вывод, получаемый путем сопоставления фактов или суждений.

Устойчивость внимания - длительное удержание внимания на объекте или деятельности.

Фантазия - синоним воображения или его продукт.

Фрустрация - тяжелое психическое состояние, вызываемое ситуацией, когда человек хочет, но не может преодолеть барьер, переживает неудачу.

Целеполагание - способность порождения новых целей в деятельности человека.

Чувства высшие - отражения устойчивых эмоциональных отношений человека, связанных с его потребностями и мотивами, к явлениям действительности.

Чувственное познание - познание, протекающее с помощью органов чувств.

Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу проявления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.

Эмоциональная память - память на эмоциональные переживания.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его переживания.

Источник:

P.S.

- "Большой психологический словарь " Б. Мещеряков, В. Зинченко - Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. - 633 с.

Эту книгу многие студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь - основа как для теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря.

В словаре более 2000 статей, более 160 отечественных авторов.

Новое четвертое расширенное издание представляет собой продукт глубокой переработки "Большого психологического словаря" (2003), который, в свою очередь, опирался на предшествующие два издания 1983 и 1996 годов. Его основные отличия можно резюмировать следующим образом. Прежде всего, в словарь было добавлено около 400 новых статей, тем самым общее количество статей превысило 2000. Многие статьи из предыдущего издания были переработаны или полностью заменены статьями с новым содержанием, в ряде случаев пришлось сделать уже традиционные для нашего издания добавления. Авторы ряда статей стремились представить информацию о результатах научных исследований, проведенных в самом конце минувшего века и в начале XXI века. Таким образом, словарь в еще более полной мере стал отражать ситуацию в современной отечественной и мировой психологии.

Общенаучные, методологические и философские понятия.

Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).

Смежные информационно-кибернетические науки.

Смежные медико-биологические науки.

Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).