Поиск по сайту:

Понятие об эргономике и технической эстетике

Проблема научной организации труда (НОТ) в строительстве способствует решению вопросов охраны труда и является одной из важнейших в настоящее время. В ее решении большую роль играет эргономика. Эта наука накопила большой фактический материал в области антропометрии, физиологии и психологии человека, а также материал, характеризующий особенности работы человека в системе «человек — машина». На базе этих материалов эргономикой разработаны требования к рабочей среде, выбору рабочих движений и нагрузок, к организации пультов управления и др. Опираясь на эти материалы, можно существенно улучшить условия труда, что будет способствовать повышению производительности труда, уменьшению утомляемости, а в конечном счете — снижению травматизма и профессиональных заболеваний. Научная организация труда основное внимание уделяет вопросам охраны труда, эргономике, технической эстетике и культуре производства.[. ]

Таким образом, эргономика — научная дисциплина, возникшая на стыке технических наук: инженерной психологии, физиологии, гигиены и в которой используются данные из анатомии, токсикологии, антропометрии, биофизики. В этой науке изучаются функциональные возможности человека в производственных процессах с целью создания для него оптимальных условий труда, т. е. обеспечивающих высокую производительность труда и сохраняющих его силы, здоровье и работоспособность.[. ]

Учитывая функциональную зависимость травматизма и профзаболеваний от условий труда, мероприятия по эргономике должны обеспечивать: 1) снижение утомляемости за счет уменьшения психологических нагрузок, функционального цветового решения при окраске помещений, оборудования, машин и пр. оптимальной освещенности рабочих мест; 2) уменьшение психофизиологических нагрузок путем обеспечения оптимальных параметров труда, воздушной среды, снижения шума и др.; 3) снижение физических нагрузок путем рациональной организации рабочих мест, механизации и автоматизации тяжелых и трудоемких процессов; 4) выявление, предупреждение и локализацию так называемых опасных зон; 5) обучение безопасным методам труда.[. ]

Широкое внедрение автоматики и телемеханики влечет за собой не только существенное преобразование всего характера строительства, не только закладывает совершенно новые критерии в эстетике различных произведений архитектуры зданий и сооружений, но и требует иного подхода к внешним качествам строек и предприятий строительной индустрии.[. ]

Техническая эстетика разрабатывает комплексные проблемы и открывает закономерности, по которым формируются требования к производственной среде. Эти требования охватывают: цвет (окраска помещений, машин, оборудования и пр.); свет (освещенность рабочих мест); звук (шумы); вентиляцию (ее качество и размещение); рабочее место; характер бытовых помещений и др.[. ]

Эстетика заключается в локанизме как целого, так и его деталей и отличается подлинно научным содержанием с высокими гуманистическими принципами.[. ]

Цвета, обеспечивающие порядок и безопасность на стройке. Работа на стройке требует повышенной зоркости, сосредоточенного внимания рабочего. От человека, который охвачен паникой аварии, трудно требовать, чтобы он был в состоянии логически думать и поступать. Вот почему крайне важно добиваться того, чтобы при таких сложных обстоятельствах определенные действия рабочего совершались автоматически.[. ]

Примером может служить работа на машине (кране, станке). В замешательстве рабочий не всегда сразу может опустить руку на выключатель или тормоз, чтобы остановить станок или машину. Имея в виду подобные обстоятельства, следует по возможности эти детали станка окрашивать так, чтобы они выделялись и привлекали к себе внимание рабочего. Таким цветом, немедленно сигнализирующим тревогу в сознании рабочего, служит красный или желтый цвет. Цветом «выделяют» наиболее опасные места, участки.[. ]

Чистота на стройке достигается не только своевременной уборкой, отсутствием захламленности рабочих мест, проходов, но и такой окраской оборудования, машин, станков и пр. которая сама принуждает сохранять чистоту.[. ]

Важно обозначить определенным цветом проезды и транспортные средства, так как пути движения транспорта представляют для невнимательного рабочего постоянную опасность, учитывая, что при общем шуме на стройке звуковой сигнал иногда плохо прослушивается. Поэтому проезды и переходы должны быть четко обозначены специальными цветовыми сигналами. Транспортные средства, такие, как транспортеры, должны быть окрашены в яркие цвета, например в оранжевый или желтый с черными полосами. Раскраску следует применять на кранах и крановых тележках. Внутренние поверхности кузова желательно окрасить в цвет, контрастный цвету транспортируемого груза.[. ]

Рисунки к данной главе: