Предмет, содержание, задачи юридической психологии

Предмет юридической психологии. Известно, что психология (от греч. psyche — душа, logos — учение, наука) — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношениях с окружающим его людьми, с самим собой, с окружающим его миром в целом.

Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличностные контакты, области, в которых эти контакты возникают и развиваются, весьма обширны. И этим разнообразием отношений прежде всего объясняется достаточно большое число различных прикладных отраслей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности, в той или иной специальной области общественной практики. Достаточно назвать хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки, которые особенно бурно развиваются в настоящее время: педагогическую и медицинскую психологию, инженерную психологию и психологию труда, военную, авиационную, космическую, социальную психологию, психологию спорта и т.д. Среди них свое место прочно занимает и юридическая психология.

Что является предметом юридической психологии, какова его природа? Что она должна изучать? Все эти вопросы о ее природе, предмете, месте и взаимоотношениях с различными отраслями психологии и ведения, отмечает А.Р. Ратинов, не абстрактно академические, а являются важными прежде всего с практической точки зрения, поскольку от их решения зависят «пределы компетенции юридической психологии и смежных наук, перспективы исследований, пригодность научных рекомендации, организация и содержание профессиональной подготовки специалистов».

Юридическая психология является одной из прикладных, «пограничных» отраслей психологической науки, возникшей в результате межнаучной интеграции на стыке психологических и правовых знаний. Поскольку «материнской» для юридической психологии является психологическая наука, то юридическую психологию есть все основания отнести в разряд естественно-научных отраслей знания.

Однако в связи с тем, что юридическая психология зародилась и длительное время развивалась в недрах юридической науки и практики, ее обоснованно рассматривают среди правовых наук наряду с такими научными отраслями знаний, как уголовное право и уголовный процесс, криминалистика и криминология и некоторые другие. С этой точки зрения можно говорить о двойственном, психолого-правовом характере юридической психологии, ее предмета. Именно поэтому, как тонко подметил A.M. Столяренко, юридическая психология должна в своей «юридической части» понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической части» — так, как понимает свой предмет психологическая наука. Это одна сторона вопроса. И вторая, не менее важная сторона, которую следует иметь в виду, говоря о предмете юридической психологии, это те стержневые понятия, основные категории, которые необходимо видеть, без чего беспредметно вообще вести какой-либо разговор о любой прикладной отрасли психологической науки, в том числе и о юридической психологии.

Такими категориями, которые рассматриваются в каждой прикладной отрасли психологии, составляют как бы ее стержень, являются: понятие «личность субъекта» — участника той или иной профессиональной деятельности, общественной практики и собственно сама деятельность, которой занят человек и которая предъявляет к нему, к его психике свои особые, специфические требования. Именно эти два очень емких по своему содержанию понятия лежат в основе понимания предмета любой прикладной отрасли психологической науки, среди которых юридическая психология, разумеется, не является исключением. Оба эти понятия определяющим образом влияют на содержание, структуру различных прикладных отраслей психологической науки, в том числе и тогда, когда мы рассматриваем их в качестве учебных дисциплин.

Таким образом, личность и деятельность, деятельность и личность — неважно в какой последовательности — вот то главное, принципиально важное, от чего следует исходить, на что нужно обращать первоочередное внимание при построении курса юридической психологии и как прикладной отрасли психологической науки, и в качестве учебной дисциплины, что, естественно, не совсем одно и то же. Как справедливо пишет в этой связи А.В. Дулов о судебной психологии, что полностью относится и к юридической психологии, она «призвана изучать не только психические явления у отдельных участников процесса осуществления правосудия, отношения между ними, но она должна исследовать психологические особенности самой деятельности, связанной с осуществлением правосудия в целом, ее отдельных функций».

Интересно, что при всем разнообразии определений предмета юридической (судебной) психологии тем не менее большинство ученых правоведов, психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении, что если психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, то юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений или, как еще иногда говорят, в системе «человек — право».

Таким образом, суммируя различные точки зрения на предмет юридической психологии, можно дать следующее определение:

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Содержание юридической психологии. Говоря о содержании юридической психологии, необходимо иметь в виду, что это понятие подразумевает, с одной стороны, одну из прикладных отраслей психологической науки, а с другой — учебную дисциплину. При общем предмете объем юридической психологии как научной отрасли знания, безусловно, шире объема материала, охватываемого юридической психологией в качестве учебной дисциплины, которая преподается в том или ином вузе с учетом его специализации, времени, отводимого на ее изучение, наконец, в зависимости от учебной программы, составленной в данном учебном заведении. Учебный предмет (учебная дисциплина), писал А.Р. Ратинов, не обязательно должен быть самостоятельной наукой. Им может быть и часть науки и даже вообще не наука.

Если же говорить о содержании юридической психологии как отрасли психологической науки, то она включает в себя помимо разработки общих для нее вопросов (предмет, система, методы и т.д.) проблематику, относящуюся к психологии нормативно-правовой регуляции, психологического обеспечения применения норм правотворчества, к правовому сознанию «как результату психического отражения правовой действительности, источнику правовой активности людей и внутреннему регулятору их юридически значимого поведения. Психологические аспекты правосознания, составляющие правовую психологию, по мнению А.Р. Ратинова, выполняют в юридической психологии концептуальную роль и являются стержневыми для нее в целом и для ее отдельных разделов.

Особенно актуальны для теории и практики борьбы с правонарушениями психологические исследования оперативно-розыскной, следственно-прокурорской, судебной, исправительно-профилактической деятельности различных государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, органов внутренних дел, органов безопасности, исправительно-трудовых учреждений, а также органов правового обеспечения и правовой помощи (нотариата, адвокатуры) населению, юридическим лицам.

Дифференцированный подход в исследованиях психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников этих органов в недрах юридической психологии позволил постепенно сформировать отдельные направления, которые стали ее разделами и даже вылились в самостоятельные учебные дисциплины в тех вузах, где целенаправленно готовят специалистов определенного профиля для предстоящей работы в соответствующих правоохранительных, государственных органах.

С этой точки зрения в содержательной структуре юридической психологии, являющейся родовым понятием, можно видеть такие разделы или самостоятельные блоки, как судебная психология (наиболее старая часть юридической психологии, некогда до оформления последней существовавшая самостоятельно), психология оперативно-розыскной деятельности, исправительно-трудовая психология или в наиболее общем виде — психология профессиональной деятельности юриста.

Одним из центральных разделов юридической психологии является раздел, посвященный психологии личности субъектов, участвующих в правоприменительной деятельности: не только юристов в том или ином процессуальном положении, но и многих других субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу профессиональной деятельности юристов.

Среди субъектов этих правоотношений заметной фигурой являются те, кто вступает в конфликт с законом, как в сфере уголовно-правовых, так и в сфере административных, гражданско-правовых отношений. Поэтому в качестве одного из самостоятельных разделов юридической психологии в личностном блоке выделился раздел, получивший название криминальной психологии, включающий в себя проблемы личности преступника, психологические особенности отклоняющегося, противоправного поведения, в том числе членов различных преступных групп, организованных преступных формирований.

Разумеется, любая наука не стоит на месте. Развивается и юридическая психология. Следовательно, будут появляться в ней и новые, самостоятельные направления. Уточнение их границ, несомненно, будет способствовать более четкому решению постоянно возникающих вопросов относительно системы юридической психологии и ее содержания.

Структура юридической психологии в качестве учебной дисциплины, или, как еще говорят, учебного предмета, представленная в учебнике, разработана в основном в соответствии с Программой, рекомендованной Советом по правоведению Учебно-методического объединения университетов Российской Федерации. Данная программа ориентирована в первую очередь на подготовку юристов по прокурорско-следственной, судебной специализации. Она также может успешно использоваться с небольшими дополнениями и при подготовке будущих юристов, ориентированных в дальнейшем заниматься адвокатской деятельностью по уголовным и гражданским делам.

Итак, Программа по юридической психологии в качестве учебной дисциплины включает в себя следующие четыре основных раздела.

Раздел I. Введение в юридическую психологию. В него входят общие вопросы: предмет, содержание, задачи, методы, место и связи юридической психологии с другими естественными и правовыми науками.

Раздел II. Личность в сфере правоохранительной деятельности. Раздел включает в себя: понятие личности в психологической и правовой науке; психические познавательные процессы, их закономерности, проявляемые в деятельности юристов; эмоции, чувства, психические состояния, воздействие их на человека в его значимом с правовой точки зрения поведении; индивидуально-психологические особенности личности, использование знаний о них юристом в своей юридической деятельности. Завершает данный раздел тема, посвященная судебно-психологической экспертизе, ее возможностям в уголовном и гражданском процессе при изучении личности различных участников процесса.

Раздел III. Криминальная психология. Раздел состоит из трех основных тем: психологии преступного поведения (преступления), психологии личности преступника и психологии группового преступного поведения (психология преступной группы).

Раздел IV. Психология профессиональной деятельности юриста. В данном разделе рассматриваются социально-психологические особенности правоохранительной деятельности юристов, ее профессиограмма, психограмма личности юриста, дается структурный анализ их труда. Применительно к следственным, судебным действиям даются практические рекомендации психологического характера, направленные на повышение их эффективности и качества, оценка получаемых с их помощью доказательств.

Отдельные вопросы, составляющие содержание правовой психологии, излагаются в разделах, в которых рассматриваются проблемы, связанные с правовым сознанием различных участников процесса, т.е. там, где об этом идет речь, например, когда говорится о правосознании юриста и др. с психологическим обеспечением применения норм права, с психологией нормативно-правовой регуляции отношений сторон.

Представленная выше типовая учебная программа юридической психологии, разумеется, не может рассматриваться в качестве окончательного варианта, не подлежащего никаким изменениям и дополнениям. Понятно, что с развитием самой юридической психологии будет происходить и соответствующая трансформация программы обучения по ней будущих юристов.

Кроме того, как уже отмечалось, многое зависит от специализации обучаемых, от той будущей профессиональной деятельности, к которой их готовят, наконец, от учебного времени, выделяемого на изучение предмета в том или ином вузе, — факторе тоже немаловажном.

В свое время на это справедливо обращал внимание И.К. Шахриманьян, писавший о том, что необходимо разрабатывать соответствующие учебные дисциплины по юридической психологии для различных юридических вузов и средних специальных учебных заведений с учетом их максимальной специализации и характера будущей профессиональной деятельности выпускников. Например, для тех, кто, получив юридическое образование, направляется служить в исправительно-трудовые учреждения, курс юридической разумеется, будет существенно отличаться по своему содержанию и по своей профессиональной направленности. И это хорошо понимают те, кто готовит кадры юристов для этих учреждений. Аналогичный подход, очевидно, имеет место и при подготовке юристов для использования их в органах обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции и т.п.

Задачи юридической психологии. Задачи юридической психологии во многом обусловлены теми задачами, которые стоят в целом перед правовой наукой, теми практическими вопросами, которые решают юристы в своей повседневной профессиональной деятельности. В то же время следует иметь в виду: психологическая помощь юридической психологии правовой науке, правоохранительным органам определяется ее предметом, т.е. она должна оказываться в рамках ее научной компетенции. Исходя из этого можно сформулировать следующие основные задачи, которые стоят перед ней:

• разработка психологических основ уголовно-правового, гражданско-правового, административно-трудового, семейного законодательства и процесса его применения, психологических основ нормативно-правовой регуляции в целом различных правоотношений, в которых значительную роль играет так называемый человеческий фактор, без оценки которого нельзя объективно принять то или иное правовое решение, затрагивающее интересы и права граждан;

• психологическое обеспечение правоохранительной деятельности юристов различной наиболее эффективного применения ими норм права, оказание им психокоррекционной помощи в их повседневной работе в условиях значительных нервно-психических перегрузок; одним из направлений является разработка профессиограмм правоохранительной деятельности юристов различной специализации, создание надежной системы профессионального психологического отбора на службу в правоохранительные органы;

• исследование психологических аспектов противоправного (преступного) поведения людей, разработка мер психологического воздействия на таких лиц в целях предупреждения преступности, разоблачения тех, кто причастен к совершенным преступлениям;

• изучение психологических особенностей, мотивов совершения наиболее опасных видов преступлений против жизни и здоровья граждан, имущественных преступлений, а также преступлений техногенного характера, повлекших массовую гибель людей, нанесших значительный ущерб окружающей среде, производственной деятельности и т.п.:

• совместное с криминологами изучение личности тех, кто совершает преступления; в русле данной проблематики разработка психологических критериев «вменяемости — невменяемости» как комплексной правовой, психиатрической, патопсихологической проблемы; в ходе ее исследования особое внимание должно быть обращено на изучение лиц с низким уровнем социальной адаптации, имеющим различные психические аномалии, находившихся в экстремальных (особых) состояниях психики, снижающих их способность к осознанно-волевому поведению, к социально ориентированному поведению в ситуациях выбора особенно субъектами, проявляющими личностную незрелость, отставание в своем интеллектуальном, психическом развитии; самостоятельным направлением в проведении комплексных исследований судебных психологов со специалистами в области инженерной психологии в рамках проблемы «вменяемость — невменяемость» является разработка психологических критериев специальной (профессиональной) вменяемости, психологического соответствия личности оператора требованиям его профессиональной деятельности в экстремальных условиях, когда психофизиологические качества последнего оказались несоответствующими требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (п. 2 ст. 28 УК РФ);

• изучение закономерностей социально-психологических процессов, происходящих в обществе, внутригрупповых, межличностных отношений среди людей негативного характера, групповой и организованной преступности, круговой поруки и т.п. влияния этих явлений на личность, поведение людей; разработка методов психологического характера борьбы с организованной преступностью;

• исследование проблем правового сознания в нашем обществе, разработка приемов и методов формирования правового сознания различных социальных слоев и групп населения, общественно полезных социальных мотивов, лежащих в основе законопослушного поведения граждан;

• дальнейшее развитие института судебно-психологической (комплексной психолого-психиатрической) экспертизы, расширение ее возможностей, разработка новых направлений ее исследований;

• совместная с криминологами разработка мер профилактической работы, направленных на сокращение преступности в стране.

Научная разработка, решение юридической психологией перечисленных выше проблем и задач в конечном итоге направлено на достижение главной цели — оказание психологической помощи юристам в повышении эффективности и качества их профессиональной деятельности.