1.1. Разница между словами, понятиями и терминами

Так сложилось, что при взаимодействии люди используют речь, которая состоит из слов. При обычном общении, с целью поболтать или обменяться мнениями, точность передачи информации не важна. Допускается и даже приветствуется игра слов, тонкие намеки, многозначные фразы и т.п. Все это хорошо обеспечивают слова – каждое слово может иметь несколько значений и много смыслов. Причем значение слова – вещь более-менее объективная. Значения слов закреплены в языке, изучаются специалистами и фиксируются в словарях. Со смыслами сложнее, каждое значение слова может приобретать особый специфический смысл в зависимости от контекста, в котором слово употребили. Классический пример: "часы стояли". В зависимости от контекста может означать и часы как устройство, стоящее на столе и то, что часы не работали. То есть у каждого слова смыслов может быть великое множество.

Когда люди взаимодействуют не для отдыха, а для выполнения работы им нужна высокая степень понимания друг друга. При выполнении работы люди должны либо быть очень точными и пользоваться длинными фразами, либо использовать специальные слова-термины. Слова, которые могут иметь только одно значение и смысл. Часто это специфические слова (дрель, рубанок, форсунка). Но нередко используются слова общеупотребимые, но имеющие однозначное значение в данной работе, тогда к ним добавляются дополнительные слова, указывающие на специфику (гаечный ключ, разводной ключ),

Кроме того, ученые при проведении научных работ пользуются понятиями (научными). Понятия – это слова, которые могут иметь несколько альтернативных значений. Понятие обязательно имеет определение, указывающее на существенные свойства определяемого предмета или явления. Ученым без этого многообразия – сложно. Они исследуют непознанное. Однако по мере становления науки, многозначные понятия приобретают характер однозначных терминов. Например, математика, физика или химия. Когда-то, шли научные споры, а сейчас всё четко определено, вплоть до формул.

Самое парадоксальное, что в обычном общении человек так же пользуется понятиями, только не научными, а естественными. И это сильно мешает при выполнении работ в областях где ещё не устоялась единая терминология, а идут споры между учеными.

Анализ и регламентация деятельности, мотивация и обучение – увы, относится к таким областям. Что делать специалистам, если они хотят выполнять работу, а не проводить научное исследование? Договариваться о терминологии, т.е. вводить термины, которые при выполнении работы будут иметь однозначное понимание всеми участниками. И пусть они будут не достаточно красивы или односторонни – главное выполнить работу.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Понятие есть «… не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Энгельс Ф. см. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2 изд. т. 20, с. 550). Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего другого.

Термин (лат. terminus — термин, от лат. terminus — предел, граница) В прошлом божество границ в римской мифологии.

Слово или словосочетание, призванное точно обозначить понятие и его соотношение с др. понятиями в пределах специальной сферы. Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерных для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. Они существуют в рамках определённой терминологии, то есть входят в конкретную лексическую систему языка, но лишь через посредство конкретной терминологической системы.

Пример определения слова "функция" как термина (для области "разработка должностных инструкций"):