Комплекс

КОМПЛЕКС

Комплекс (от лат. complexio — связь, соединение; совокупность; рассказ; вывод)

  1. В самом широком смысле Комплекс - это совокупность разнообразных и в то же время чем-то (напр. функционально, генетически) сходных «предметов», составляющих одно целое (спортивный К. Комплекс упражнений, культурный К. симптомо-К. К. оживления и т.д.).
  2. Один из видов допонятийных обобщений, представленных в мышлении комплексном.
  3. Понятие Комплекс широко используется в глубинной психологии.

В аналитической психологии, разработанной К. Юнгом психологической концепции, Комплекс - вытесненные в подсознание («личное бессознательное») аффективно окрашенные (эмоционально заряженные) воспоминания и мысли; др. словами, Комплекс - стабильное соединение, сочетание аффекта (чувства) и представления. З. Фрейд воспользовался юнгианским понятием К. и ввел в свою теорию 2 К. - эдипов комплекс и комплекс кастрации. Кроме того, в индивидуальной психологии (А. Адлера) разработаны понятия о комплексе неполноценности и превосходства.

В фолк-психологии под «Комплекс» нередко понимается исключительно «Комплекс неполноценности ». (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Комплекс (от лат. complexus — связь, сочетание) - соединение отдельных психических процессов в целое, отличное от суммы своих элементов (см. Системности принцип в психологии). В этом смысле понятие «Комплекс» употребляли многие психологи ( см. Культурно-историческая теория ). Специфическая интерпретация Комплекс дана в психоанализе, где Комплекс понимается как группа психических процессов, объединенная единым аффектом, сформировавшаяся на основе глубинных филогенетических структур ( см. Филогенез ).

Комплекс в психоанализе - неосознаваемое образование, обусловливающее структуру и направленность сознания; одна из задач психотерапии понимается как доведение К. до сознания пациента (см. Комплекс неполноценности; Эдипов комплекс ).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

Комплекс (лат. complexus — связь, сочетание)

  1. Группа соотносимых или ассоциируемых факторов. Например, группа симптомов, объединяемых понятием симптомокомплекса, синдрома;
  2. В психологии памяти - группа тесно связанных воспоминаний [Muller G.E.];
  3. Синоним понятия «чувственно окрашенный комплекс представлений» [Ziehen Th.]
  4. В психоанализе: группа ассоциированных эмоционально значимых идей и импульсов, подавляемых или вытесняемых сознанием, так как они находятся в конфликте с Эго и (или) Супер-Эго. Понятие впервые введено S. Freud и E. Breuer [1895] в работе об истерии, затем разрабатывалось как в ортодоксальном психоанализе, так и, особенно, в школе C. Jung.
  • Комплекс Антигоны - проявляется в неосознаваемом сексуальном влечении девочки к отцу. Согласно древнегреческой мифологии, осознавший все свои преступления и ослепивший себя Эдип был изгнан фиванцами на чужбину и, будучи слепым и дряхлым, погиб бы, не выдержав невзгод, если бы не любовь его дочери Антигоны, добровольно отправившейся в изгнание с отцом. Рассматривается как причина некоторых форм неврозов и перверсий.
  • Комплекс Гризельды - проявляется в желании отца сохранить дочь для себя и в обусловленном этим отказе всем претендентам на ее руку. Такого рода инцестное влечение отца к дочери рассматривается как поздняя форма комплекса Эдипа, сменяющая влечение мужчины к собственной матери. Гризельда - героиня Д. Боккаччо («Декамерон»), являющаяся олицетворением женской добродетели и бесконечного долготерпения.
  • Комплекс деда - присущ мужчинам и заключается в мечтаниях быть собственным дедом. Связывается с замечаемым человеком обстоятельством, что его родители, старея, становятся все меньше. Отсюда - желание стать над отцом. Интерпретируется различно: указывается на зависимость между К.д. и геронтофилией; по E. Jones связан с инцестными желаниями.
  • Комплекс Дианы - возникает в развитии либидо у девочек, будто бы характеризует регрессивное желание женщин быть мужчиной. Обнаружив у себя отсутствие пениса, девочка якобы воспринимает это как наказание за что-то, и у нее возникает зависть к мальчику. Рассматривается как причина невротических состояний и некоторых видов перверсий. Диана (древнеримское имя древнегреческой богини Артемиды) - богиня-охотница, которой, согласно некоторым мифологическим представлениям, были присущи мужские увлечения и отсутствие интереса к противоположному полу.
  • Комплекс Йокасты [De Sansurre R. 1920] - заключается в патологическом влечении матери к сыну. Основой послужил образ Йокасты, героини древнегреческой мифологии, полюбившей своего сына Эдипа. См. Комплекс Эдипа .
  • Комплекс Каина - основан на зависти брата к брату. Каин, по Библии, старший сын Адама и Евы, убивший своего брата Авеля из зависти. Комплекс Каина рассматривается как результат обделенности одного из детей, в отличие от других, родительской любовью. Интерпретируется психоаналитиками как причина возникновения неврозов.
  • Комплекс кастрационный [Freud S. 1908] - связывается с детскими кастрационными фантазиями. Мальчик испытывает страх, что отец в наказание за сексуальную активность отрежет ему пенис. Девочка замечает у себя отсутствие пениса и мечтает восстановить его. Фантазии эти возникают с открытием ребенком различия полов и тесно связаны с К. Эдипа.
  • Комплекс Медеи. Характеризуется стремлением матери убить собственных детей, чтобы отомстить мужу. Медея, согласно древнегреческой мифологии колхидская царевна, помогла Ясону и аргонавтам овладеть золотым руном. Страшась мести отца, она бежала с Ясоном в Грецию, но Ясон обманул ее и взял в жены другую. Не ограничившись отравлением соперницы, Медея убила и своих детей от Ясона.
  • Комплекс неполноценности - Комплекс превосходства. Два сопряженных альтернативных понятия Адлера индивидуальной психологии (см.). Оба они являются устойчивыми и неадекватными способами преодоления якобы свойственного каждому человеку чувства неполноценности. При К.н. присущем больным неврозами, субъект уходит от необходимости преодоления жизненных трудностей и стремится избежать самих переживаний чувства неполноценности. При этом у больного доминируют мысли о своей ничтожности, несостоятельности, которые не скрываются им от окружающих. К.п. определяется иной, но также неадекватной позицией больного, который также уходит от решения сложных для него проблем, но при этом демонстрирует свою исключительность в других областях деятельности. При этом подчеркивается «никчемность» игнорируемых невротиками проблем. Это механизм своеобразной гиперкомпенсации. По A. Adler [1920], чувство неполноценности присуще всему периоду развития ребенка, ощущающего свою инадекватность в отношении родителей и окружающего мира. Способ, избранный невротиком для определения К.н. определяет весь его «стиль жизни». К.н. и К.п. рассматриваются в отечественной психологии как проявление заниженной или завышенной неадекватной самооценки.
  • Комплекс Ореста - проявляется в подавляемом или неосознанном желании убить собственную мать. См. К. Электры.
  • Комплекс Федры - проявляется в кровосмесительном сексуальном влечении матери к сыну. Рассматривается как причина некоторых невротических расстройств и перверсий. Федра - жена афинского царя Тесея, испытывавшая преступную страсть к своему пасынку Ипполиту. Древнегреческий миф о Федре различно интерпретировался в одноименных драмах Еврипида, Сенеки и Расина.
  • Комплекс Эдипа - характеризуется влечением сына к матери и недоброжелательным отношением к отцу. Психоаналитики рассматривают ситуацию Эдипа («семейный роман») как неизбежную стадию сексуального развития личности, когда в периоде позднего детства ребенок переносит часть своей энергии в половое влечение к родителям. S. Freud рассматривал К.Э. как основную идею неврозов, кульминационный пункт детской сексуальности. Невроз трактуется как регрессия либидо на одну из стадий инфантильной сексуальности. Понятие К.Э. распространяется на все психические заболевания: например, проявлением его считается утверждение больного шизофренией того, что он не сын своих родителей, а его мать — его жена, его братья и сестры - его дети и т.д. К.Э. как и другие комплексы, является типичным примером пансексуалистского подхода психоаналитиков к интерпретации клиники психических расстройств. Эдип — герой древнегреческой мифологии - убил фиванского царя Лая, не зная, что это его отец, женился на своей матери Йокасте и завладел фиванским престолом.
  • Комплекс Электры - якобы возникает на одной из стадий либидинозного развития девочек и характеризуется ненавистью к матери и сексуальным влечением к отцу. Электра - в древней мифологии дочь царя Агамемнона и царицы Клитемнестры. Она убедила своего брата Ореста, вернувшегося в Микены после длительного отсутствия, отомстить их матери и ее новому мужу, прежде любовнику, за то, что они совместно убили Агамемнона. Син. женский комплекс Эдипа.

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Комплекс - скопление или совокупность эмоционально окрашенных идей или отношений. Психоаналитическая теория предлагает описания большого числа комплексов (например, Эдипа, Электры, неполноценности и т.д.). Хотя первоначально это понятие имело прежде всего описательное значение, постепенно в значении появился оттенок патологичности, так как основная идея теории комплексов заключается в том, что комплексы часто подавляются и находятся в конфликте с остальным поведением. Термин, однако, не обязательно передает наличие патологии. Он должен употребляться осторожно, потому что часто понимается неправильно.

предметная область термина

ИНВЕРТИРОВАННЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС В психоанализе – Эдипов комплекс, при котором объектом либидинальной привязанности становится родитель одного с ребенком пола.

КОМПЛЕКС СЛАБОУМИЯ ПРИ СПИДЕ (AIDS dementia complex, ADC) - болезнь, приводящая к упадку энергии, появлению маниакально-депрессивных симптомов и психозу.

ИКАРА, КОМПЛЕКС - термин ГА. Мюррея, используемый для обозначения синдрома, характеризующегося зачарованностью огнем, историей недержания мочи (см. уретральный комплекс), желанием быть бессмертным, нарциссизмом и большими, но хрупкими амбициями. Комплекс был назван по имени персонажа греческой мифологии, который летал со своим отцом на искусственных крыльях и, наперекор совету отца, подлетел слишком близко к солнцу. Воск на крыльях расплавился, и он погиб.