;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дисциплина «ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

;font-family:'Times New Roman';text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Лекция 8

;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компенсация и коррекция отклонений в развитии. Социально-психологическая реабилитация и абилитация

;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вопросы:

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компенсация как категория специальной психологии. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Защитные механизмы и копинг-стратегии. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание учебного материала

;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятие о компенсаторных феноменах. Внутрисистемная компенсация. Межсистемная компенсация. Уровни реализации компенсаторных процессов. Защитные механизмы и копинг-стратегии. Теория о сверхкомпенсации А.Адлера. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы. Понятие «коррекция». Понятия «реабилитация», «абилитация».

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компенсация как категория специальной психологии.

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компенсация ;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выделяют два типа компенсации:

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">внутрисистемная, когда один элемент утратил свою функцию, остальные элементы берут на себя утраченную функцию; осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, на биологическом уровне – восстановление речи при афазии). " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">межсистемная, когда нарушается деятельность целой системы, а другие системы берут на себя ее функции; связана с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур. ;color:#ff0000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем и при участии высшей нервной деятельности; это сугубо внутренние процессы. Они проходят несколько этапов (фаз).

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Первая фаза – обнаружение того или иного нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан и с самим расстройством, и с его последствиями, с различными отклонениями в поведении и деятельности.

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вторая фаза – оценка параметров нарушения, его локализации и глубины.

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Третья фаза – формирование программы последовательности и состава компенсаторных процессов и мобилизации, нервно-психических ресурсов индивида.

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Включение этой программы с необходимостью требует отслеживания процесса ее реализации. В этом и состоит содержание четвертой фазы.

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Пятая фаза – завершающая, связана с остановкой компенсаторного механизма и закреплением его результатов.

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяют четыре таких уровня.

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Первый – биологический или телесный уровень. Компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Второй – психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Психологический уровень – это чисто человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания. Не случайно одно и то же нарушение у животных и у человека приводит к различным последствиям. Так, глухота у животного в условиях дикой природы не совместима с жизнью. Человек при всех трудностях, возникающих в условиях глухоты, способен продолжать полноценную жизнедеятельность.

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Данный уровень включает в себя работу защитных механизмов, т.е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях.

;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Третий уровень – социально-психологический, связанный с общественным характером бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Высший уровень организации компенсаторных процессов – социальный. Содержание этого уровня, прежде всего, связано с макросоциальными масштабами существования человека. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограничениями.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сказанное не должно создавать впечатление, что компенсаторные процессы существуют изолированно от всех процессов жизнедеятельности инвалида. Отдельное рассмотрение феноменов компенсации — это продукт абстрагирования. В действительности, они лишь одна из сторон его целостной жизнедеятельности и развития. Если повреждение того или иного органа или функции оказывается совместимо с жизнью, то это означает, что в данном случае сработали компенсаторные механизмы. В подобной ситуации жизнедеятельность продолжается в новых неблагоприятных условиях одновременно с процессом восстановления (компенсации), ибо раздельно они не могут существовать. По образному выражению А. Р. Лурия, «человек не может «закрыться» на ремонт».

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Защитные механизмы и копинг-стратегии. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психологический уровень компенсации связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психологическая защита " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, по определению Р. М. Грановской, — «это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта» (Никольская И. М. Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб. 2000, с. 19). " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Механизмы психологической защиты по большей мере относятся к бессознательной активности. Это вытеснение, подавление, идентификация, проекция, регрессия, сублимация, рационализация, катарсис и многие другие " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Будучи плохо осознаваемы, они весьма избирательны в зависимости от характера проблемной ситуации и от личностных особенностей человека. Кроме того, механизмы защиты способны содействовать как адаптации, так и дезадаптации индивида. В последнем случае речь идет о фиксации одного и того же защитного механизма, независимо от складывающейся внешней ситуации.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Копинг-стратегии " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> В реальном повседневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защитные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три основных типа — разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание — уход от необходимости самостоятельного решения. Выбор конкретного типа стратегии обусловлен объективными обстоятельствами проблемной ситуации. Но он также во многом зависит от личностных особенностей индивида, от направленности личности, характера ценностных ориентации, системы социальных " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">установок и отношения к себе, окружающим и в особенности к своему нарушению.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсаторные процессы. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">С понятием компенсации тесно связан другой термин — " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">декомпенсация, " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">под которым понимается утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. По степени легкости возникновения и устойчивости декомпенсаторные состояния весьма вариабельны и во многом зависят от силы и прочности восстановительного эффекта.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">псевдокомпенсация. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Особым образом в специальной психологии сложилась судьба понятия « " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">гиперкомпенсация " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">». Дать однозначное определение этого термина весьма сложно, ибо он трактуется крайне противоречиво. Иногда его используют как синоним псевдокомпенсации в смысле неадекватности выбора средств восстановления.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Исходный смысл это понятия, введенного в профессиональный психологический словарь А. Адлером, несколько иной. Сам А. Адлер дает ему разные дефиниции, общий смысл которых сводится к тем " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> В своих работах А. Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, указывая на то, что механизм ее реализации связан с естественным для человека " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">чувством малоценности, " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> с одной стороны, и выраженным " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">мотивом к превосходству — " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> с другой. Стремление к превосходству понимается А. Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Чувство малоценности особенно остро переживается в детстве, что и составляет основной двигатель психического развития ребенка, так как расхождение между тем, что есть, и тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение. Еще более драматично выглядят переживания своей несостоятельности детьми с тяжелыми физическими или психическими отклонениями. В этом случае возникает «комплекс неполноценности», наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может как блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпенсации. Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи гиперкомпенсации не столь многочисленны. Но, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необыкновенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым неблагоприятным условиям своего существования, развиваться вопреки им.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Говоря о компенсаторных процессах, следует отметить, что их часто путают с адаптационными феноменами. И действительно, в обоих явлениях присутствует эффект приспособления, что роднит их между собой. Адаптация и компенсация не изолированы, они уравновешивают друг друга. Примерами других биполярных функций могут служить: напряжение — расслабление, сгибание — разгибание, вдыхание — выдыхание, возбуждение — торможение, питание — выделение и т. п.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Адаптация " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">срабатывает, когда " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">нарушается равновесие между индивидом и средой в результате изменений в последней. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Восстановление баланса в подобной ситуации возможно лишь при условии, что определенные перемены произойдут в самом индивиде: ему следует отказаться от своего прежнего исходного состояния. Следовательно, адаптация — составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды существования, выражающихся в том, что система, реагируя на изменения существенных для нее параметров и дефектов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Компенсаторные процессы срабатывают также в ситуации нарушенного равновесия, но по причине изменений, произошедших не в среде, а в самом индивиде " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. В этом случае восстановление баланса возможно при условии частичного или полного возвращения индивида к исходному состоянию.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Таким образом, адаптационные и компенсаторные процессы действуют в разных направлениях в ситуации нарушенного равновесия в зависимости от причины этих нарушений — средовых или внутрисемейных.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Будучи едиными и разнонаправленными, адаптация и компенсация развиваются в онтогенезе неравномерно. Становление адаптационных процессов явно обгоняет формирование компенсаторных, ибо процесс развития по своей внутренней сущности весьма близок к адаптации. Возрастное развитие — это формирование новообразований, то есть постоянный уход от своего прежнего состояния. Далее, по мере взросления развитие компенсаторных способностей усиливается и догоняет адаптационные, приблизительно уравниваясь с ним. По мере старения первыми начинают ослабевать адаптационные механизмы, а позже компенсаторные.

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Коррекция ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">ребенка " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Если компенсация - это внутренняя активность человека, она происходит внутри организма, никто другой не влияет на данный процесс, то коррекция - это внешняя активность, нужен специалист, который будет осуществлять коррекционную деятельность, исправлять имеющееся нарушение (например, логопед исправляет речевые нарушения).

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсибилизации - закономерной способности функций к повышению своей эффективности под влияние тренировок. Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае, нарушения функции, но не ее выпадения. Корригировать зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. Тем не менее, как указывает В.М.Сорокин, указанные различия имеют не абсолютный, а относительный характер, т.к. коррекция и компенсация могут дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. Это компенсаторный акт. С другой стороны, в ситуации выраженного нарушения функций необходимо проведение коррекционных мероприятий. Например, хорошо известно значение развитие остаточного слуха у глухих для повышения их адаптированности.

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В современной специальной психологии достаточно широко употребляется термин реабилитация. ;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Реабилитация ;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">заболевание ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Реабилитация процесс внешний. Ключевым является то, что реабилитация – это система мероприятий. Подчеркивая особо данное положение, мы отделяем ее от компенсации, процесса сугубо внутреннего с одной стороны, с другой – говорим о том, что одно воздействие не может быть реабилитацией.

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Будучи внешними по отношению к индивиду, реабилитационные мероприятия опираются на компенсаторные внутренние процессы. Можно сказать, что реабилитация есть попытка воздействия на компенсаторные способности человека. При этом разные виды реабилитации опираются на разные уровни компенсаторных процессов. Так медицинская реабилитация обращена к биологическому уровню организации компенсаторных процессов (ведущими являются лекарства, лечебная физкультура и т.д.); психологическая реабилитация обращена к психологическому уровню компенсаторных процессов (ведущим будут психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, направленные на сознание человека) и т.д.

;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты функции не было – человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Речь не может идти о восстановлении, так как восстанавливать можно только то, что утрачено. Если при реабилитации ключевым словом выступает – восстановление, то при абилитации – формирование. Например, если человек, после перелома ноги хромает, необходима реабилитация, восстановление нормальных функций (таких, как были до перелома ноги), а умственно отсталому малышу нужна абилитация, формирование всех функций, так как самостоятельно они у него не появятся. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процессе развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Таким образом, ;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">абилитация ;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">( ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">предоставление прав) ;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">- это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">пределах ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. ;font-family:'Times New Roman';color:#000000" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Рассмотренные категории позволяют лучше понять феномен нарушенного развития.

;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Литература

    " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. — СПб. Речь, 2001 .— 507 с. ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="en-US" lang="en-US">C ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">орокин, В.М. Специальная психология: Учеб.пособие/ под научн. ред. Л.М. Шипицыной / В.М.Сорокин. – СПб. «Речь». 2003. – 216 с. ;font-family:'Times New Roman'" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие/ И.А.Шаповал. – М.:ТЦ Сфера,2005. – 224 с. – (Учебное пособие).