Исследование лени как современной психологической проблемы

February 8, 2014 · by revo · in Психология труда

В настоящее время в организационной психологии много внима­ния уделяется психологическим факторам, повышающим эффек­тивность работы, а так же разработке и максимальному использова­нию человеческого потенциала.

Одним из основных аспектов на про­тяжении довольно продолжительного времени является повышение производительности труда, которая определяется как эффективное использования профессиональных ресурсов для достижения произво­дственной цели.

Одна часть исследований производительности труда посвящена изучению факторов, которые увеличивают произво­дительность, другая часть исследований сконцентрирована на контрпродуктивной деятельности на рабочем месте, которая может выражаться в порче имущества, злоупотреблении информацией, пло­хом качестве работы, алкоголизме, неуместных разговорах и поведе­нии, а также злоупотреблении временем.

Последний компонент привлек особенно много внимания и получил название «прокрастинация на рабочем месте» (workplace procrastination). Было обнаруже­но, что прокрастинация является причиной значительных денежных потерь для компаний. Существенное количество исследова­ний было направлено на изучение мотивации, влияющей на произво­дительность труда, но лишь ограниченное количество – на исследо­вание контрпродуктивного поведения.

Активность и деятельность

Российская психология по праву занимает лидирующую позицию в области исследования человеческой активности. В настоящий мо­мент выделяются две линии развития исследований данного конст­рукта. Первая связана с такими именами как Выготский Л. С. Лурия А. Р. Леонтьев А. Н. Формулировка теории деятельности Леон­тьева в настоящее время является наиболее распространенной в зарубежных исследованиях. Деятельность понимается им как единица жизни физического, материального предмета.

Второе основное направление развития в рамках теории деятель­ности включает в себя имена таких ученых, как Анохин П. К. и Бернштейн Н. А. которые сосредотачивали свое внимание на нейрофи­зиологических основах деятельности, базируя свои исследования на идеях Рубинштейна С. Л. Эта работа получила дальнейшее развитие в исследованиях Зинченко В. П. и Гордеевой Н. Д. и других.

Прокрастинация и лень

Большинство исследователей считают прокрастинацию и лень си­нонимами, однако некоторые ученые, сделавшие большой вклад в изучение прокрастинации, утверждают, что абсолютного тождества здесь нет.

В настоящее время, лень по-прежнему определяется, как нахож­дение в режиме ожидания, вялость, низкая продуктивность в работе, медленное передвижение и т. п. Самое первое обращение психо­логии к понятию «лень» можно увидеть в работах Wexberg, который издал статью «О лени». Wexberg описывает лень как результат кон­фликта внутри человека.

Большинство психологической литературы в XXI веке не исполь­зует термин «лень и «ленивый», как самостоятельное понятие, ско­рее – как характеристику, которой большинство исследоватей затруд­няется дать определение. «Лень» стала понятием поп-психологии, в которой это слово употребляется настолько часто, что люди больше не определяют его. «Лень» часто используется в контексте биполяр­ных определений, например, трудолюбивый – ленивый, амбициозный – ленивый, успешный – ленивый, мотивированный – ленивый и энергич­ный-ленивый. Один полюс рассматривается положительно, другой – отрицательно.

Лень и прокрастинация имеют сходство между собой, например, негативное восприятие обществом, моральное измерение и отсутствие мотивации. В западном обществе, лень и прокрастинация считают­ся нежелательными качествами из-за ориентации на достижение успеха.

Лень и прокрастинация относятся к моральным характеристикам и в настоящий момент дискутируется роль морали в контрпро­дуктивной деятельности. Лень и прокрастинация описываются так же через проблемы мотивации.

В публицистической литературе все чаще описывается следующая тенденция: с одной стороны – невероятное повышение общей актив­ности, а с другой – повсеместное распространение обратного про­цесса – лени. В связи с этим перед психологией стоит задача не только описать, но также и объяснить это явление. Однако, мы стал­киваемся с проблемой определения понятия “лень”. Таким образом, перед психологией стоит задача разработки теоретического конструк­та феномена лени.

А. В. Лейбина, Х. З. А. Онг. Деятельный или ленивый: проблема понятия «лень» в современной психологии // Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии: традиции и перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Ярославль, 19—21 мая 2011 г. В 3 ч. Ч. III; Российский фонд фундаментальных исследований. — Ярославль: ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2011. — 696 с.