Шпоры по психологии. Часть 1 - Проблема бессознательного в психологии

Страница 18 из 27

Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ

Предметом психоанализа является взаимосвязь сознания и бессознательного и содержание сферы бессознательного. Фрейд создал теорию, согласно которой психика человека содержат 3 компонента. компонент предсознание, компонент сознание, компонент бессознательное.

Содержание предсознания – это латентные знания, т.е. те знания, которыми обладает человек, но которые не актуализированы в данный момент в его сознании. При необходимости эти латентные знания достаточно легко могут переходить в сферу сознания, т.е. актуализироваться. Содержание сознания – совокупность представлений, знаний, установок, стереотипов. Содержанием сферы бессознательного являются неосознанные инстинкты и влечения агрессивного и сексуального характера. Агрессивные влечения, инстинкты складываются в стремлении к разрушению, в стремлении к смерти, в «тонатус». И сексуальные инстинкты и влечения складываются в стремлении к жизни, любви или соответственно в либидо. Первое отличительное св-во бессозн. Представлений-это их действенность. 2 их св-во- они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления. По мнению Фрейда, психич. Жизнь чел-ка определяется его влечениями- главное из которых- сексуальное(либидо).Ф выделил 3 осн.

формы проявления бессоз-го: сновидения,ошибочные действия(забывание вещей, намерений, имен, описки, оговорки) и невротические симптомы. В п\а был разработан ряд методов выявления бессоз-ных аффективных комплексов, главные из них – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений, оба метода предполагают активную работу психоаналитика заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов(свободных ассоциаций) или сноведений.

Фрейд впервые сделал попытку описать структуру личности. в которой он выделил 3 компонента. ИД или ОНО – является врожденной, существует по принципу удовольствия, ничего не знает о реальности. ИД является энергетическим регулятором личности, источником ее активности. В ИД хранятся ее неосознанные влечения, инстинкты сексуального, агрессивного характера. Когда ребенок начинает сталкиваться с первыми запретами, начинает формироваться 2-я инстанция личности ЭГО или Я. В ЭГО накапливается опыт взаимодействия личности с реальностью. Существует эта инстанция по принципу реальности. В последнюю очередь формируется инстанция СУПЕР ЭГО, где хранятся социальные нормы, требования, идеалы, совесть. Существует эта инстанция по принципу долженствования. Инстанция ЭГО испытывает давление и со стороны ИД и со стороны СУПЕР ЭГО. Для защиты от этого давления ЭГО используются механизмы психологической защиты, т.е. способы защиты либо от травмирующих человека информации, либо от социально-неодобряемых намерений, личностных качеств, мотивов и пр. Использование защитных механизмов имеют свои достоинства и недостатки. Достоинствами являются те, что они позволяют сохранить привычный уровень самооценки и самоуважения, внутренний психологический комфорт. Недостатками их использования являются провоцирование возникновения неврозов и препятствуют личностному росту с точки зрения Роджерса, т.к. при их работе существенно затруднена рефлексия. Фрейд впервые описал защитные механизмы. Впервые их экспериментально исследовала Анна Фрейд. Из классического психоанализа выделилась аналитическая или глубинная. К. Юнга. Он разработал теорию о коллективном бессознательном, согласно которой психика человека содержит 3 компонента: личное бессознательное. т.е. вытесненное побуждение, забытые травмирующие впечатления, которые формируются в индивидуальном опыте человека, сознание. коллективное бессознательное или архаичная психика, которая сформировалась в процессе исторического развития человечества. Формы проявления коллективного бессознательного являются национальные инстинкты, а также расовые архетипы, общечеловеческие дарования, мифы и символика. По мнению Юнга коллективное бессознательное является динамическим образованием и представители каждой эпохи вносят свой вклад в развитие коллективного бессознательного. Юнгом были выделены основные архетипы личности. персона и тень.

Архетип ПЕРСОНА – это то, каким человек представляет себя внешнему миру, социальному окружению. Этот архетип включает в себя социальные роли личности, ее индивидуальный стиль самовыражения и самопрезентации. Этот архетип Юнг еще называет архетипом конформности. Чрезмерное отождествление себя с Персоной может привести к потере своей индивидуальности, к восприятию себя только в точки зрения своих поверхностных социальных ролей. Юнг считает, что Персона не только оказывает негативное влияние, но и позитивное. Позитивное - способствует коммуникации, негативное – деиндивидуализация, стираются личностные черты. Противоположный архетип ПЕРСОНЕ – ТЕНЬ, состоит из вытесненных из сознания желаний, воспоминаний, переживаний, которые отрицаются человеком, как несовместимые с его Персоной или противоречущих социальным стандартам и идеалам. Юнг еще выдели 2 архетипа: Анима включает в себя весь родовой опыт женственности. Анимус включает в себя базовые характеристики мужчины. Юнг считал, что эти архетипы значимо влияют на поведение и присутствуют как у мужчин, так и женщин. Юнг выделил архетип самость – это центральный архетип, который означает всю личность в целом. Это архетип порядка и целостности личности. Это внутренний руководствующий фактор, который охватывает и сознание и бессознательное. Также был выделен архетип ЭГО – это центр сознания, образован из личного опыта, который создает ощущение последовательности и направленность жизни человека. В своей теории Юнг описывает 2 типа личности: экстравертированной и интравертированной. Для экстраверта характерна повышенная социальная адаптивность, общительность, значимость мнения окружающих людей о данном человеке и пониженная значимость для него собственного субъективного мира. Для интроверта характера преимущественно направленность на свой внутренний мир, повышенная значимость собственных мыслей, переживаний по сравнению с мнением социального окружения и невысокая социальная адаптивность.

Другим направлением психоанализа стало учение Адлера - индивидуальная ?. а также теории внутреннего единства психической организации личности. По мнению Адлера, человек стремится к успеху, к самореализации и социальной идентификации. Одним из базовых понятий теории Адлера является комплекс неполноценности. Он считает, что, осознавая свои дефекты, личность стремится компенсировать их и иногда прибегает к гиперкомпенсации. Адлер считает, что на детей глубоко воздействует сознание их собственной неполноценности, которое является следствием размеров ребенка и отсутствие у него власти. Чувство неполноценности может по-разному влиять на самореализацию человека. Умеренная степень этого чувства подталкивает личность к конструктивным достижениям, глубокое осознание комплекса и его гипертрофированный размер препятствует позитивному росту и развитию. В ранних работах Адлера подчеркивается важность стремления к власти, превосходству и агрессии, под которой он понимал инициативность и способность преодолевать препятствия. Позднее в своей теории Адлер рассматривает агрессию и волю к власти как проявление достичь превосходства или совершенства, т.е. стремление улучшить себя, развить свои способности и возможности. Стремление к самосовершенствованию он считает врожденными у человека. Стремление к превосходству может иметь позитивное направление – развить себя, негативное направление – подавляет окружающих. Базовые понятия: стиль жизни и способность к сотрудничеству, Адлер выделил 3 основные жизненные задачи, стоящие перед человеком: работа, дружба, любовь. Эти задачи определяют смысл жизни человека. Неофрейдизм складывается в 60-е годы. Этим термином обозначились и теории и техника (практика) работы с клиентом. В отличие от классического психоанализа, не отрицая влияния сексуальных влечений, в большей мере делался акцент на примере личностного роста и возникновение невротического поведения и точки зрения взаимодействия человека и социального окружения. Изучались также особенности самовосприятия, формирования мироощущений и ценностей личности.

В частности К. Хорни создала теорию (культурно-философской психопатологией). Согласно этой теории в основе развития личности лежит так называемая базальная тревога, т.е. переживание враждебности мира по отношению к человеку. Хорни считала, что в интенсивно развивающихся культурах формируются противоречивые ценности, которые усваиваются личностью, что может приводить к патологическим внутренним конфликтам, т.к. человек не может выбрать что-то определенное, сформировать определенную систему ценностей, не может желать что-то определенного. В результате, по мнению Хорни, человек «убегает» от реальности в иллюзорные представления о мире, в которых начинает реально руководствоваться в жизни. Хорни считает, что базальная тревога закладывается в первоначальных отношениях ребенка и родителей. Определенные типы этих отношений Хорни определила как базальное зло, т.е. это агрессия родителей по отношению к ребенку, отвержение ребенка, высмеивание его, явное предпочтение брату или сестры. В результате ребенок оказывается во внутренней противоречивой ситуации: с одной стороны он любит родителей, привязан к ним, а с другой – переживает к ним враждебность, бессознательную агрессию, он формирует эту базальную тревогу, не осознавая источника. Чтобы уменьшить тревогу, личность начинает бессознательно вырабатывать защитные формы поведении, при котором субъективно уменьшается вероятность угрозы. По мнению Хорни, невротическое поведение выражается в том, что личность начинает вести себя однотипно, т.е. личность постоянно использует ту стратегию поведения, которая уменьшает потенциальную опасность, которая сохраняет желаемых идеальный образ самого себя. Хорни выделила 3 основных типа поведения невротической личности: направленность к людям, направленность против людей, направленность от людей. Такие тенденции поведения личности характеризуется и для здоровой личности, но они уравновешены у нее. Невротическая личность использует одну доминирующую стратегию поведения. В реальности приходит к тому, что тревога не уменьшается, а нарастает в силу того, что потребности, заложенные в другие тенденции поведения не реализуются. В результате невротик попадает в ситуацию невротического круга. Работы Э. Фромма посвящены проблеме приобретения личностью психологической свободы. Он рассмотрел взаимоотношения личности и общества, которые, с его точки зрения, стараются его свободу подавить и невилировать (сглаживать) человеческую личность. По мнению Фромма, быть самим собой означает отказ от привычной стереотипной безопасности, отказ от конформизма, ценностей обладания. С его точки зрения, человек не должен подменять истинные ценности мнимыми, главные из которых ценности обладания.