Авторизация

Термин «психологическое благо­получие» (psychological well-being) получил широкое признание в зару­бежной психологии. В настоящий момент существует несколько кон­цепций, авторы которых ставят сво­ей целью раскрыть и описать фено­мен психологического благополучия. Разработка понятия психологиче­ского благополучия была осущест­влена такими авторами, как Н. Брэд-берн (Bradburn, 1969), Р. Райан и Э. Диси (Ryan, Deci, 2000), К. Рифф (Ryff, 1989; 1995), Э. Динер (Diener, 1984, Diener, 1995), А. С. Вотерман (Waterman, 1993).

В нашем исследовании мы сосре­доточили внимание на теории психо­логического благополучия, предло­женной Кэрол Рифф (Ryff, 1989; 1995). Поскольку ее работы мало из­вестны в России, позволим себе оста­новиться на их содержании.

Рифф обобщила основные учения, описывающие различные аспекты по­зитивного функционирования лично­сти (теории А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К. Г. Юнга, Э. Эриксона, М. Яходы и др.), на основании чего ею были выделены шесть компонен­тов психологического благополучия. Содержание этих характеристик сле­дует раскрыть подробнее.

Человек, обладающий высокой Автономией. способен быть незави­симым, он не боится противопоста­вить свое мнение мнению большин­ства, может позволить себе нестан­дартное мышление и поведение, он оценивает себя исходя из собствен­ных предпочтений. Отсутствие до­статочного уровня автономии ведет к конформизму, излишней зависимо­сти от мнения окружающих.

Управление окружающей средой

Связано с наличием качеств, которые обусловливают успешное овладение различными видами деятельности, способность добиваться желаемого, преодолевать трудности на пути реа­лизации собственных целей; в случае недостатка этой характеристики на­блюдается ощущение собственного бессилия и некомпетентности, не­способность что-то изменить или улучшить в жизни.

Личностный рост Предусматрива­ет стремление развиваться, учиться и воспринимать новое, а также ощуще­ние собственного прогресса. Если личностный рост по каким-то причи­нам невозможен, то следствием этого становится чувство скуки, стагна­ции, отсутствие веры в свои способ­ности к переменам, овладению новы­ми умениями и навыками.

Позитивные отношения с окру­ Жающими Понимаются как умение сопереживать, способность быть от­крытым для общения, наличие навы­ков, помогающих устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Отсутствие этого качества свидетельствует о неспособности устанавливать и поддерживать дове­рительные отношения, нежелании искать компромиссы, замкнутости.

Важный компонент психологиче­ского благополучия — наличие Цели В жизни. что сопряжено с чувством осмысленности существования, ощу­щением ценности того, что было в прошлом, происходит в настоящем и будет происходить в будущем. От­сутствие целей в жизни влечет ощу­щение бессмысленности, тоски, ску­ки.

Самопринятие Отражает позитив­ную самооценку себя и своей жизни в целом, осознание и принятие не только своих положительных ка­честв, но и своих недостатков, проти­воположность самопринятия — чув­ство неудовлетворенности собой — выражается в неприятии определен­ных качеств своей личности, неудо­влетворенности своим прошлым.

Для нас представлялось интерес­ным исследовать структуру психоло­гического благополучия на предмет социальной и культурной специфики. Будут ли критерии психологиче­ского благополучия, сформулиро­ванные в принципиально иной со­циальной и культурной среде, оста­ваться столь же надежным инстру­ментом для определения уровня психологического благополучия в условиях современной России?

Этот вопрос позволил нам сфор­мулировать следующую Гипотезу. ха­рактеристики психологического бла­гополучия, предложенные К. Рифф, будут соответствовать представле­ниям о психологическом благополу­чии, существующим в обыденном в сознании современного россиянина.

Методика

Описание и структура выборки

Выборка состояла из 97 человек, студентов высших и средних учеб­ных заведений города Москвы (гума­нитарные и медицинские специаль­ности), из них 32 мужского и 65 жен­ского пола, возраст в диапазоне от 18 до 25 лет, средний возраст 20 лет.

Метод тестирования

Для исследования представлений о психологическом благополучии мы использовали методику «Шкала психологического благополучия» (ШПБ), предложенную К. Рифф, (Ryff, 1989). За основу мы взяли рус­скоязычную версию опросника (84 пункта), перевод которой был осу­ществлен А. М. Абдразяковой (Аб-дразякова, 2002), в текст опросника мы внесли ряд изменений, прибли­зивших, на наш взгляд, смысл и фор­мулировки отдельных пунктов мето­дики к оригинальной англоязычной версии. Расчет показателей по шка­лам осуществлялся в соответствии с авторскими ключами.

Поскольку русскоязычная версия методики ШПБ на момент нашего исследования не была нормирована, то для оценки полученных результа­тов нами использовалась следующая градация. Если сумма баллов по каж­дой отдельной шкале укладывается в коридор от 14 до 42 баллов, это ука­зывает на то, что испытуемый не со­гласен с большинством пунктов опросника, вошедших в эту шкалу, следовательно, измеряемый пара­метр выражен в данном случае мало. Если сумма баллов находится в ди­апазоне от 42 до 55, то это показыва­ет, что респондент затруднился вы­разить свое согласие/несогласие с большинством пунктов. В случае если сумма набранных баллов нахо­дится между 55 и 84, это рассматри­вается как свидетельство того, что испытуемый выразил свое согласие с большинством пунктов опросника, и, следовательно, выраженность данно­го параметра в этом случае достаточ­но велика.

Процедура исследования

Исследование проводилось в не­сколько этапов. На первом этапе Ис­пытуемым было предложено запол­нить методику ШПБ в соответствии со стандартной инструкцией (ин­струкция 1). Данная процедура была предусмотрена для того, чтобы уста­новить актуальный уровень психо­логического благополучия участни­ков исследования.

На втором этапе Для изучения представлений о психологическом благополучии в рамках обыденного сознания мы применили особый ме­тодический прием: испытуемым предлагалось заполнить опросник ШПБ от лица человека, вполне удо­влетворенного жизнью (инструкция 2). Такая постановка задачи, на наш взгляд, позволила респондентам ра­скрыть свои представления о психо­логическом благополучии.

Здесь мы хотели бы пояснить, по­чему мы выбрали такой вариант ин­струкции. Поставив перед собой зада­чу изучения обыденных представле­ний о психологическом благополучии, мы столкнулись с необходимостью транслировать научный термин «психологическое благополучие» на язык, близкий и понятный человеку, далекому от психологической науки. Отождествление психологического благополучия с субъективным ощу­щением удовлетворенности жизнью вытекало из теоретических постула­тов Н. Брэдберна, К. Рифф, Э. Динера, которые указывают на то, что психо­логическое благополучие непосред­ственно связано с субъективным ощу­щением удовлетворенности собой и собственной жизнью (global sense of satisfaction with life).

Результаты и их обсуждение

Результаты, полученные в ходе обработки данных методики ШПБ, заполненной в соответствии со стан­дартной (инструкция 1) и модифи­цированной инструкциями (ин­струкция 2), представлены в табл. 1

Как можно видеть, высокие ре­зультаты были получены по всем шес­ти шкалам методики ШПБ. Вместе с тем показатели методики, получен­ные с помощью инструкции 2, значи­тельно превышают аналогичные

Таблица 1

Данные методики «Шкала психологического благополучия»