Шесть определений понятия "образ мира"

Учитывая объем и сложность главы 3, для удобства учащихся в этом пункте собраны воедино все сформулированные выше по различным аспектам анализа определения образа мира.

1. Образ мира – понятие для описания интегральной системы значений человека. Образ мира построен на основе выделения значимого (существенного, функционального) для системы реализуемых субъектом деятельностей опыта (признаков, впечатлений, чувств, представлений, норм и пр.). Образ мира не приписывается миру субъективно, это наполнение образа реальности значениями, и, тем самым, построение его. Образ мира, презентируя познанные связи предметного мира, определяет, в свою очередь, восприятие мира.

2. Образ мира – понятие для описания интегрального идеального продукта процесса сознания, получаемого путем постоянной трансформации чувственной ткани сознания в значения ("означенивание", опредмечивание [1] ). Образ мира можно рассматривать как процесс настолько, насколько изменяем идеальный интегральный продукт работы сознания.

3. Образ мира является планом внутренней деятельности субъекта.

4. Образ мира является индивидуализированной культурно-исторической основой восприятия.

5. Образ мира – субъективная прогностическая модель будущего.

6. Образ мира – образ всех образов.

В последнем определении подразумеваются и образы всех модальностей (зрение, слух, вкус, обоняние, тактильность, термо-, хемо- и проприоцептивная чувствительность), и неосознаваемые образы смешанных (и модальных, и амодальных) понятий, и включение полностью амодальных понятий (время, нравственность, закон и др.) в образ мира в виде представлений об истории, о Вселенной, вообще о космогонии. В этом заключается принципиальное отличие образа мира человека от образа мира животных, у которых нет представлений ни об истории, ни о планете и Вселенной и о многом другом. Образ мира животного отражает лишь их индивидуальный опыт.

Полное определение понятия "значение"

На основе материала глав 1, 2 и 3, проведенного обзора и сформулированных определений образа мира дополним сформулированное в конце главы 2 определение понятия "значение" до следующего.

Значение – образующая сознания (по А. Н. Леонтьеву), являющаяся субъективной формой отражения индивидуального и общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе личной истории индивидуальных и совместных деятельностей. Значение существует в виде различных форм (функциональный комплекс, операциональное значение, предметное значение, синкреты, комплексы, житейские понятия, понятия и др.), различающихся по уровням функционирования в деятельности (операциональный, действенный, деятельностный) и по уровням обобщения (синкретический, комплексный, понятийный). Понятийные формы значений взрослых развиваются в следующих направлениях: а) профессиональная специализация; б) диалектичность; в) релятивизм. Такие направления развития связаны с усложнением деятельности, повышением уровня рефлексии деятельности, задачами координации деятельности.

Функциональные составляющие значения следующие.

1. Личностный смысл (соотнесение форм отражения с мотивами и целями).

2. Конструкт (как средство коммуникации, мышления и понимания).

3. Оперант (используемый преимущественно для организации внешнего и внутреннего действия).

Как составляющие сознания, значения образуют системы, жестко детерминированные деятельностным контекстом их функционирования. Интегральная субъективная система значений называется образом мира субъекта, на основе которого начинается функциональный генез различных форм значений (выдвижение предметных гипотез), т.е. в функциональном плане (не генетически) образ мира предшествует процессу построения форм значений, детерминируя последний. Итоговая форма значения при восприятии строится на основе коррекции форм предметных гипотез в соответствии с переработкой чувственной ткани сознания.

  • [1] Наблюдать (описать) такую трансформацию с помощью метода интроспекции было невозможно именно потому, что метод требовал "освобождения" от значений и смыслов.