Основные подходы к исследованию адаптации

Проблема адаптации, будучи междисциплинарной, занимает большое место в исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Несмотря на многочисленные исследования адаптации, остается еще очень много белых пятен в понимании сущности, видов и структуры этого феномена, а также факторов его определяющих.

В современной психологии адаптационные процессы интенсивно исследуются в связи с проблемами межэтнического и межкультурного взаимодействия, миграции и социальных трансформаций: Г.М. Андреева, P.M. Баевский, Ф.В. Бассин, Ф.Б. Березин, Дж. Бэрри, Ф.Е. Василюк, В.В. Гриценко, Л.Н. Гумилёв, Ю.М. Десятникова, Н.М Лебедева, А.Б. Мулдашева, А.А. Налчаджян, Б.Д. Парыгин, М. Салазар, В.А. Смирнов, Т.Г. Стефаненко, А.Н. Татарко, Г. Триандис и др.

В психологическую науку термин «адаптация» был введен из биологических дисциплин. В частности, в физиологии термин означает реакцию приспособления органов чувств по отношению к воздействию соответствующих раздражителей, а в биологии - приспособление строения функций органов к условиям существования организма. Смысл сохранения гомеостазиса, а именно приспособления, остается и в психологии. Особенно это выражено в тех психологических концепциях, которые направлены на анализ взаимоотношения индивида с окружающей средой.

Психологическое содержание понятия «адаптация» является значительно более широким, чем в биологических науках, благодаря социальному звучанию, а именно необходимостью приспособления личности к новой социальной среде, и значимости для приспособления различных видов активности личности.

В широком смысле адаптация представляет собой динамическое образование, результат и процесс приспособления организма или личности к условиям внешней среды, а также свойство любой саморегулирующейся системы (биологической, социальной или технической), которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Это понимание конкретизируется на уровне философского, социально-психологического, педагогического, психолого-педагогического анализа.

На философском уровне понятие адаптации рассматривается как процесс активного взаимодействия саморазвивающейся и самоуправляемой системы (организм, популяция и т.п.) со средой в направлении повышения устойчивости путей развития этой системы в определенных условиях среды.

На уровне социально-психологического анализа адаптация выступает как приспособление личности к новым группам (культурным, профессиональным, этническим и др.). В современной отечественной и зарубежной социальной психологии проблемы адаптации занимают серьезное место среди практических и теоретических исследований. Во многих учебных и учебно-методических работах по проблемам общей, социальной и этнической психологии также отражена проблема адаптации.

На уровне педагогического и психолого-педагогического анализа процесс адаптации связан в основном с включением субъекта в новую учебно-воспитательную ситуацию и служит показателем успешности обучения.

История развития психологии показывает, что практически все основные психологические школы внесли свою лепту в исследование адаптации. Сущность, функции адаптации специфически рассматривались в рамках психоаналитического направления (Г. Гартманн, А. Фрейд, А. Адлер), необихевиоризма (Г. Айзенк, Р. Хэнки), интеракционизма (Л.Филлипс), когнитивной (Ж. Пиаже), гештальтпсихологии (Ф. Перле) и др.

В русле психоаналитического подхода проблема адаптации разрабатывалась на основе анализа защитных механизмов личности (3. Фрейда, А. Фрейд, А. Адлера). Например, Г. Гартманн, последователь А. Фрейд, отмечает, что интерес к проблеме адаптации возрос вследствие развития психологии Я, повышения общего интереса к личности и ее приспособления к условиям внешней реальности. Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу «Я», которая способствует нормальной адаптации и создаётся защитными механизмами личности.

Психоаналитический подход позволяет выделить две составляющих адаптации: процесс и результат. Как процесс адаптация заключается в запуске и развертывании защитных реакций, как результат в новом личностном приобретении, обеспечивающем адаптацию в более сложных условиях. Они работают с понятием адаптации (процесс) и адаптированностью (результат этого процесса). Хорошо адаптированные личности демонстрируют высокую продуктивность, способность наслаждаться жизнью и сохранное психическое равновесие. Поэтому можно сказать, что в процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего устанавливаются отношения адаптированности, а адаптационный процесс регулируется со стороны «Я». Важно отметить, что в ходе адаптации происходит поиск человеком такой среды, которая благоприятна для его функционирования.

Такие явления, как «сила Я», «ограничения Я», описываемые психоаналитиками, также влияют на процесс адаптации и его успешность. В качестве критерия успешной адаптации психоаналитическая школа рассматривает ситуацию, при которой у человека не нарушены его продуктивность, психологическое равновесие и способность наслаждаться жизнью.

Функции психологической защиты в контексте адекватной реакции на трудности и новые ситуации, которые постоянно возникают в жизни человека, изучались в работах гештальтпсихологов. Например, Ф. Перле, рассматривая процесс искажения защитных механизмов, выделяет основные реакции, которые препятствуют адаптации и росту личности.

В рамках бихевиоризма адаптация выступает как: 1) состояние, в котором наблюдается соотношение потребностей индивида и требований среды; 2) процесс, посредством которого достигается это гармоническое состояние. Адаптация как процесс и как результат, является следствием физических, социально-экономических или организационных изменений в групповом поведении, социальных отношениях или культуре. Внешние воздействия определяют результативность адаптационного процесса.

Сторонники интеракционисткого направления делают акцент на изучение другой стороны адаптации. Они относят адаптацию к хорошо организованным приемам или способам жизнедеятельности, которые позволяют человеку приспособиться к новой ситуации и справляться с типичными проблемами. Поэтому характеристиками адаптивного поведения рассматривается успешное принятие решений, ясное определение своего будущего, проявление инициативы. Так, Л. Филлипс полагает, что признаками эффективной адаптированности являются: способность устанавливать интимные, эмоционально-насыщенные связи в сфере личных отношений; наличие чувства эмпатии; понимание мотивов человеческого поведения; способность тонко и точно отражать изменения во взаимоотношениях; эффективность в сфере внеличностной социально-экономической активности, в которой ' человек достигает запланированного им уровня.

По мнению представителей данного направления, в ходе адаптации организм приспосабливается к требованиям специфики ситуации. Для интеракционистов адаптивность проявляется в виде двух различных ответов на воздействие среды: в принятии и эффективном ответе на те социальные ожидания, с которыми человек встречается в соответствии со своими воззрениями; в гибкости, эффективности при встрече с новыми и потенциально опасными ситуациями; в способности придавать событиям желаемое для себя направление.

Эта идея нашла развитие в работах Т. Шибутани, который считает, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Общая адаптация (адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптации к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющие черты.

Ж. Пиаже рассматривает адаптацию в виде двух взаимосвязанных операций: аккомодации (усвоение правил среды, «уподобление» ей) и ассимиляции («уподобление» себе, преобразование среды). В целом адаптация представляет собой процесс приспособления организма к среде и достижения гармоничного равновесия с ней.

Этот процесс рассматривает как механизм познания: направление развития определяется в ходе поиска равновесия, т.е. соответствия, между организмом и средой. Равновесие осуществляется при помощи операций аккомодации, включающих в себя приспособление своих поступков, мыслей, понятий к внешнему миру, и ассимиляции, заключающейся в достраивании внешнего мира в соответствии с представлениями человека. Наиболее полное равновесие достигается на уровне операций интеллекта, которые позволяют человеку максимально полно адаптироваться к внешней среде.

Специфическое представление об адаптации прослеживается в работах У. Джемса, в его исследовании трансперсонального опыта. Автор считал, что некоторые различия, которые мы производим между собой и окружающим миром, условны, поэтому возможны различные приспособительные реакции в зависимости от состояния личного сознания и способности к селективности, т.е. выбора того, что для индивидуума значимо в настоящий момент. Поэтому процесс адаптации является непрерывным и зависит от того, в каких границах воспринимает себя индивидуум. Нормальное бодрствующее сознание является лишь одним типом сознания, вокруг которого существуют совершенно иные потенциальные формы сознания. В этом подходе заложены основы изучения идентичности как критерия и возможного фактора адаптации. Психология сознания Джемса заложила основы изучения восприятия человеком своего места в социальном мире, концепцию осмысления личностью своей самотождественности, своих границ и места в мире. Он сформулировал вопрос, который определил дальнейшее направление исследований идентичности: «Может ли человек утром, вставая с постели, сказать, что он тот же самый, кто ложился вечером спать?» В концепции Джемса процесс адаптации связан с идентичностью, которая является одним из личностных оснований, помогающих человеку сохранить самоуважение и целостность его Я.

В психологических работах исследуются различные виды адаптации, свойственные определенной профессиональной, социокультурной сфере, особенностям деятельности человека. Явление адаптации в психологии рассматривается на различных уровнях: групповом и личностном, с позиции «человек - среда», с точки зрения социального окружения человека, взаимодействия и взаимопроникновения различных культурных общностей и т.д. Например, выделяют виды адаптации по характеру протекания (нормальная, девиантная, патологическая); по отнесенности к содержанию деятельности (адаптация в учебной, трудовой, игровой деятельности); по отношению к типу культуры (межкультурная, межэтническая адаптация) и т.д.

Виды выделяются также в зависимости от длительности, сложности и направленности процесса приспособления, в отношении к индивидуальным или социальным психическим явлениям и т.д. Например, сенсорная адаптация означает приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Социальная адаптация означает процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

В представлениях о видах адаптации также прослеживается влияние основных психологических направлений: адаптационные механизмы на разных уровнях когнитивного развития; ситуативная и общая адаптация и т.д.

Исследование основных функций адаптационных процессов восходит к представлениям о значении адаптации в биологических науках, в частности, в связи с изучением стресса. Физиологические функции адаптации связаны с представлениями о повышении устойчивости организма к неблагоприятным факторам среды. Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия легли в основу изучения адаптационного синдрома. Согласно Се лье, адаптационный синдром включает в себя совокупность адаптационных реакций организма, которые, выполняя защитную функцию, возникают в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.

По мнению Ф.Б. Березина, благодаря процессу адаптации достигается оптимизация функционирования систем организма и сбалансированность в системе «человек - среда». Автор пришел к такому выводу, рассматривая возможности адаптивных механизмов, выработанных в процессе эволюции и обеспечивающих возможность существования организма в постоянно изменяющихся условиях среды. Аналогичный подход развивает А.В. Сухарев, согласно которому процессы адаптации направлены на достижение подвижного равновесного состояния системы путем противодействия влиянию внутренних и внешних факторов, нарушающих это равновесие.

Некоторые исследователи отмечают биполярный смысл адаптации, ее разнообразие в зависимости от ситуации: от тех, в которых индивиды справляются со своей жизнью успешно, до тех, в которой они не способны вписаться в новое общество. Это означает, что адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию индивидов и среды, она может включать в себя не только приспособление, но и сопротивление, и попытки изменить свою среду или измениться взаимно.

Проведенный анализ основных подходов к исследованию адаптации показал, что все они внесли свою лепту в изучение адаптации. Но в каждом подходе наблюдается своеобразное видение ее природы, функции, критериев успешности. Адаптация рассматривается как процесс или состояние (необихевиоризм), как адекватная продуктивная результативность (интеракционизм), как соотношение изменений среды и личности (психоанализ).

Практически все авторы рассматривают адаптацию как процесс приспособления к различным состояниям внешней среды, в ходе которого приобретаются новые качества или свойства. В этом подчеркивается активность адаптивных процессов, которые постоянно сопровождают жизнь человека и способствуют его выживанию в различных условиях. Важно подчеркнуть, что адаптация связана со многими важными особенностями личности, такими как познавательные, мотивационные, ценностные.

Учитывая направленность нашего исследования на процессы адаптации к новой социокультурной среде, для нас наибольшую значимость представляют подходы, в которых рассматриваются особенности приспособления человека к условиям новой социокультурной среды, а именно социально-психологическая и ее более частный вид - межкультурная адаптация.

АВТОР: Мнацаканян И.А.

При использовании материалов сайта ссылка на сайт (www.superinf.ru ) обязательна.