Тема 4. Общение как основной способ коммуникации

Определение понятия коммуникации в современной социальной психологии. Понятие общения. Виды общения: ритуальное, монологическое, диалогическое. Уровни обмена информацией в процессе общения. Коммуникативные барьеры. Целенаправленное коммуникативное воздействие. Убеждение: понятие, способы, элементы. Сопротивление убеждению.

Тема 5.   Общение как взаимодействие    

Взаимодействие в контексте ситуации: этогенетический подход Р.Харре, анализ социальной ситуации М. Аргайлом. Теория транзактного анализа Э. Берна. Основные типы социального взаимодействия: конкуренция и кооперация.   Мотивы социального взаимодействия индивида.   Факторы влияния на процесс взаимодействия: социальные стереотипы и социальные представления,   агрессия, любовь и дружба, альтруизм, конфликты.

Тема 6. Общение как социальная перцепция

Понятие социальной перцепции. Теория каузальной атрибуции. Способы атрибуции: аналитический, эмоциональный, перцептивно-ассоциативный, социально-ассоциативный. Фундаментальная ошибка атрибуции. Эффекты атрибуции. Атрибуция собственных действий и переживаний. Различие между атрибуциями действующих лиц и наблюдателей. Типовые схемы формирования первого впечатления.

Раздел 3. Социальная психология личности

Тема 7. Проблема личности в социальной психологии

Понятие личности в социальной психологии. Теории развития личности Дж.Мида, Ч.Кули, Л.Колберга. Социально-когнитивистский подход к исследованию личности Дж. Келли, У.Мишела, Дж.Роттера, А.Бандуры. Социально-психологические характеристики личности. Влияние социальных установок на поведение личности. Сущность, структура и функции социальных установок. Социальные установки и реальное поведение. Иерархическая структура   диспозиций личности.

Тема 8. Социальное развитие личности

Понятие социализации личности. Факторы и уровни социализации. Механизмы социализации: модель подчинения, модель интереса; имитация, идентификация, стыд, вина. Фазы социализации: социальная адаптация и интериоризация. Формы социализации. Этапы социализации. Агенты первичной и вторичной социализации. Экологический подход к процессу социализации.

Тема 9. Социальное поведение личности и его регуляция

Структура социального поведения. Виды социального поведения личности. Социальная регуляция поведения личности. Внешние и внутренние факторы регуляции поведения. Механизмы социальной регуляции поведения личности.   Саморегуляция социального поведения личности.

Тема 10. Проблема группы в социальной психологии

Понятие социальной группы. Причины и способы образования социальных групп. Основные характеристики группы. Функции социальных групп: экономическая, развлекательная, воспитательная, религиозная и др. Признаки группы. Классификация социальных групп: условные и реальные, большие и малые.

Тема 11. Социальная психология малой группы

Определение малой группы и ее границы. Основные направления исследования малой группы: социометрическое (Дж. Морено), социологическое (Э.Мэйо), школа «групповой динамики» (теория поля К. Левина). Классификация малой группы: первичная и вторичная, формальная и неформальная, группа членства и   референтная группа. Признаки и особенности малых групп. Основные формы малой группы. Основные способы осуществления групповой коммуникации.

Тема 12. Процессы групповой динамики

Понятие групповой динамки. Процесс согласования целей. Распределение и согласование ролей. Формирование норм и санкций. Виды норм, принципы нормирования, идиосинкразический кредит лидера.   Виды санкций, принципы рационального санкционирования. Формирование групповой конформности. Факторы, влияющие на конформность. Типы конформных людей. Экспериментальные исследования конформизма. Влияние меньшинства. Основные подходы к исследованию групповой сплоченности. Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства. Процесс принятия групповых решений. Сдвиг к риску и групповая поляризация. Стадии и уровни развития группы. Основные подходы к исследованию межгрупповых отношений. Феномены ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.

Тема 13. Большие социальные группы и массовые явления

Методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп. Виды больших социальных групп. Способы взаимодействия в больших социальных   группах: заражение, внушение, подражание. Уровни развития больших социальных групп. Факторы, определяющие уровень психологической общности групп. Психология толпы. Основные признаки толпы. Виды толп. Формально-структурные характеристики толпы. Психологические особенности поведения человека в толпе. Основные массовые явления в больших социальных группах: слухи, паника.

Тема 1. История социальной психологии

1. Первые исторические формы социально-психологического знания.

2. Социальная психология на рубеже XIX – XX вв. (Г.Тард, Г. Лебон, З.Фрейд, В.Вундт, О.Конт, Э.Дюркгейм, У. Мак-Дугалл, Н.Трипплетт)

1. Пайнс Э.,Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб: Питер, 2001

2. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д. «Феникс», 1998

3. Будлова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. – М. 1989.

4. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. – М. 1997.

5. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб: Питер, 2000.

Тема 2. Агрессия и насилие как социально-психологический феномен

1. Теории агрессивного поведения.

2. Контроль и предотвращение агрессивного поведения.

3. Агрессия и насилие в средствах массой информации.

Практическая часть. Студенты должны посвятить три часа времени «прайм-тайм» просмотру телепередач каждого из трех видов: детские мультфильмы; детские передачи, но не мультфильмы; передачи для взрослых. При просмотре передач необходимо регистрировать количество показанных в них актов насилия каждого типа на бланке, представленном преподавателем. На семинарском занятии студенты обсуждают   интерпретации   своих примеров.

1. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб: Питер, 2003

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2001

3. Пайнс Э.,Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб: Питер, 2001

4. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. СПб. Питер, 1997.

5. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М. 1994.

Тема 3.   Проблема   девиантного поведения в социальной психологии

1. Соотношение понятий "социальная норма" и "девиантное поведение".

2. Основные функции социальных норм в обществе.

3. Прочитать романы Ф. М. Достоевского "Подросток" и Дж. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Сравнить проблемы подростков в XIX и XX вв.

4. Способы регуляции девиантного поведения.

Литература:

1. Айдинян Р.М. Шипунова Т.В. Социальная справедливость и девиантность// Рубеж: Альманах социальных исследований.   1999. - № 13-14. - С. 142-155.

2. Рубан Л.С. Девиация как проблема безопасности//Социлог. исслед. 1999. - № 5. - С.70-74.

3. Смирнова Е.Э. Курлов В.Ф. Матюшкина М.Д. Социальная норма и возможности ее измерения//Социол. исслед.   1999. - № 1. - С.97-101.

4. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд. доп. М. Вита-Пресс, 1997.

5. Ковалева А. И. Социология личности: норма и отклонение. М. Ин-т молодежи, 1996.

6. Смелзер Н. Дж. Социология: Учебник. М. Феникс, 1998.

Тема 4. Социальная психология рекламы

1. Психологические механизмы и функции рекламы

2. Политическая реклама как вид коммерческой рекламы

3. Убеждающая сила рекламы.

Практическая часть. Студентам необходимо просмотреть телевизионные передачи в течение нескольких часов и записать содержание рекламы на бланке, предлагаемом преподавателем.   На семинарском занятии студент должен быть готов проанализировать, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике, определить закономерности в структуре этих обращений.

Литература:

1. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб: Питер, 2002.

2. Огилви Д. Огилви о рекламе. М. ЭКСМО, 2003.

3. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза   рекламы. Теория и методика психотехнического анализа рекламы. М. РИП-холдинг, 2002.

4. Красовский Б.П. Некоторые социально-психологические аспекты рекламы // Социологические исследования. 1996. N 10. С.124-127.

5. Ширков Ю.Э. Практические направления социально-психологических работ в области рекламы// Социальная психология. Хрестоматия. Сост. Белицкая Е.П. Тихомандрицкая О.А. М. 1999.

Тема 5. Социальная психология религии

1. Социально-психологические функции религии

2. Социально-психологические аспекты религиозных ритуалов и культов.

3. Мотивы обращения к религии

Литература:

1. Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб, 2002.

2. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, 1996.

3. Фромм Э. Типы религии и религиозного опыта // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.,1996

Тема 6. Феномен моды в социальной психологии

1. Психологические механизмы моды

2. Мода как массовое подражание

4. Социально-психологические функции моды

5. Элементы распространения моды

6. Влияние моды на психологию масс

2. Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М. 1994.

3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М. 2000.

4. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М. 1994

Тема 7. Особенности социально-психологического консультирования

1. Понятие и принципы социально - психологического консультирования

2. Социально-психологическое консультирование   организаций