Поиск по сайту:

Основные понятия инженерной психологии

В связи с научно-техническим прогрессом проблема взаимодействия человека и современной техники стала весьма актуальной. Чрезвычайно велика роль человека-оператора, управляющего иногда не только отдельными машинами и агрегатами, но и целыми системами технических устройств, огромными потоками энергии (электроэнергетика, ядерная энергетика), мощными транспортными средствами (авиация, космонавтика).[. ]

В энергосистемах, на электростанциях и в электрических сетях оператор (диспетчер, дежурный у щита управления, оперативный и оперативно-ремонтный персонал) в процессе технической эксплуатации осуществляет управление огромными потоками электрической энергии. Малейшие ошибки в действии операторов энергосистем. вызванные, например, чрезмерным утомлением, могут привести к тяжелым авариям, пожарам, несчастным случаям и др.[. ]

Управление современными машинами и технологическими процессами связано с большими психическими нагрузками. Основными функциями человека в современном производстве (в частности, в электроэнергетике) является сейчас организация и программирование работы машин, управление ими, а также и контроль за их работой. Человек-оператор на производстве должен перерабатывать большие количества технической информации и принимать ответственные технические решения. В целях рационализации производственного процесса возникает задача согласования особенностей конструкций машин и технологического оборудования с психологическими и физиологическими характеристиками человека. Эффективное применение даже самой совершенной техники зависит в конечном счете от правильных действий людей, управляющих этой техникой. Поэтому необходимо производственную деятельность человека (оператора) изучать и исследовать в едином комплексе «система человек — машина».[. ]

Инженерная психология решает следующие задачи: анализ функций человека в СЧМ; изучение процессов преобразования информации человеком-оператором; разработку принципов построения рабочих мест операторов; изучение влияния психологических факторов на эффективность СЧМ; разработку принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ; инженернопсихологическое проектирование и оценку СЧМ; определение экономического эффекта инженерно-психологических разработок.[. ]

В настоящее время широко применяется понятие эргономика — яаука о приспособлении к человеку средств производства, приборов и пультов управления, машин и оборудования, рабочей мебели и др. Цель эргономики — выработка рекомендаций по усовершенствованию психофизиологических условий труда, которые делают труд высокоэффективным и обеспечивают человеку необходимые гигиенические условия, сохраняющие его здоровье.[. ]

В нашей стране развитие инженерной психологии направлено на комплексное решение задач повышения производительности труда, всестороннего и гармоничного развития личности, улучшения условий труда человека, управляющего сложной современной техникой.[. ]

На рис. 2.1 в общем виде приведена структурная схема системы «человек—машина».[. ]

После соответствующей обработки полученной информации в этих приборах и устройствах состояние УО отображается на их шкалах и индикаторах. Человек-оператор (например, дежурный инженер щита управления) воспринимает не непосредственное состояние УО (т. е. в данном примере — синхронного генератора), а некоторый иммитирующий его образ, называемый информационной моделью. Эта модель должна с необходимой точностью отображать состояние управляемого объекта. Кроме того, она должна соответствовать психофизиологическим возможностям оператора.[. ]

Примером специфики деятельности оперативного персонала электрических станций и сетей являются процессы сложных оперативных переключений в распределительных устройствах, фази-ровка силовых трансформатор о в при включении в параллельную работу и др.[. ]

В инженерной психологии применяются различные методы исследований. Так, при изучении деятельности оператора применяется метод наблюдения, эксперимент (лабораторный или естественный), а также физическое или математическое моделирование.[. ]

Рисунки к данной главе: