Дополнительное образование младших школьников, программы дополнительного образования младших школьников, дополнительное образование детей дошкольного возраста

Аннотация:

Первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования. Дано систематическое изложение основных теоретических, методических и практических вопросов. Особое внимание уделяется способам реализации научных знаний, соответствующих уровню развития психологической науки в работе с детьми. Представлены разнообразные программы и методы по различным направлениям деятельности психолога на всех этапах дошкольного и школьного детства. Предназначен для студентов психологических факультетов, слушателей факультетов дошкольного образования и курсов повышения квалификации по специальности «Детский практический психолог». Учебник может быть также полезен педагогам, воспитателям, студентам педагогических вузов, родителям, — всем, интересующимся проблемами развития и воспитания детей.

Предисловие

ОТ РЕДАКТОРА

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Практическая психология образования» для студентов психологических факультетов педагогических институтов и университетов, для слушателей факультетов дополнительного образования и повышения квалификации по специальности «Детский практический психолог» или «Практический психолог образования».

В учебнике сделана попытка отразить научные знания, соответствующие современному уровню развития психологической науки и практики, и раскрыть возможные способы реализации этих знаний в реальной работе с детьми.

Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен и связан с тем, что общество, хоть и очень медленно, поворачивается лицом к человеку, начинает ценить инициативу, свободу мысли, активность, самостоятельность своих граждан. Это происходит не только потому, что развитая личность несет в себе больший заряд творческой активности и большую возможность полезной отдачи, что выгодно обществу, но и потому, что происходит постепенное осознание ценности человека, как такового, постепенное укрепление гуманистической позиции, заключающейся в том, что каждый человек, его развитие, его самоопределение и самоощущение в мире – главная цель общества, основное оправдание его существования. В связи с этим ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека, что связано с личностно заинтересованным со стороны взрослых индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Авторский коллектив, уделяя значительное внимание проблемам психологической помощи, коррекции нарушений в поведении и развитии, основной акцент делает на нормальном развитии, на возможностях практической психологии содействовать полноценному развитию ребенка на каждом возрастном этапе онтогенеза. Если на одной из возрастных ступеней происходит сбой, нарушаются нормальные условия развития ребенка, в последующие периоды основное внимание и усилия взрослых вынуждены будут сосредоточиться на коррекции. Поэтому не жалеть сил и средств на создание совершенно-благоприятных для психического и духовного развития ребенка условий экономически выгодно и нравственно оправданно.

Авторы решали довольно сложную задачу – написать такой учебник, который, не дублируя соответствующие пособия по детской и возрастной психологии, способствовал бы усвоению определенной системы понятий психологии развития в аспекте практической деятельности психолога.

В учебнике анализируются основные теоретические понятия детской психологии, такие как «новообразование», «развитие», «кризис», «сензитивность», «эмоциональная», «интеллектуальная» и «мотивационно-потребностная» сферы, закономерности возрастного и индивидуального развития и пр. Но эти понятия, попадая в терминологическое поле новой отрасли знаний – детской практической психологии, нагружаются новым содержанием, приобретают четко выраженный практический аспект. По мнению авторов, важно не только понимать, что такое психологические новообразования определенного возраста, но знать, каким образом должна быть организована жизнь ребенка, чтобы эти новообразования могли быть сформированы и реализованы в полной мере, что способствовало бы его дальнейшему прогрессивному развитию.

Учебник предназначен для подготовки практических психологов образования, способных работать во всех звеньях образовательного пространства страны – от детских садов, школ, интернатов, гимназий, лицеев, профессионально-технических училищ и колледжей до психологических, социально-психологических, реабилитационных центров всех уровней.

Учебник написан авторским коллективом единомышленников, имеющих значительный опыт научной и практической работы в области детской психологии.

Часть I. Разделы 1,2 – Дубровина И. В.

Часть II. Раздел 1, гл. 1, п. 1. – Вохмянина Т.В.; гл. 1, п.2; гл. 2, 3 – Андреева А.Д. Раздел 2 – Гуткина Н.И. Раздел 3, гл. 1, 2, 3, 4, 5, 6,7 – Данилова Е.Е.; гл. 7, п. 3. – Воронова А.Д. Раздел 4, гл. 1, 2, 3, 4, 5 – Прихожан А.М.; гл. 6 – Лубовский Д.В. Раздел 5 – Толстых Н.Н.

Часть III. Гл. 1, п. 1 – Данилова Е. Е.; гл. 1, п. 2 – Зацепин В. В.; гл. 1, п. 3 – Прихожан А. М.; гл. 2, п. 1,3 – Андреева А. Д.; гл. 2, п. 2 – Воронова А. Д.; гл. 3, п. 1 – Дубровина И. В.; гл. 3, п. 2 – Прихожан А. М. Толстых Н. Н.

Оглавление

От редактора

Часть первая ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел I Психологическая служба в системе образования

Глава 1. История и современное состояние психологической службы образования

в нашей стране и за рубежом

1.1. Психологическая служба, или школьная психология за рубежом

1.2. Практическая психология образования в России

Глава 2 Цели и задачи психологической службы образования

2.1. Определение психологической службы образования

Дополнительная

Раздел II Деятельность практического психолога образования

Глава 1 Практический психолог образования

1.1. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении

1.2. Кому подчиняется и с кем работает психолог

1.3. Начало работы практического психолога в образовательном учреждении

1.4. Содержание работы психолога

Глава 2 Основные виды деятельности практического психолога образования

2.1. Психологическое просвещение

2.2. Психологическая профилактика

2.2.1. Задачи психологической профилактики

2.2.2. Содержание психопрофилактической работы

2.3. Психолого-педагогический консилиум

2.4. Психологическая консультация

2.5. Психологическая диагностика

2.5.1. Особенности диагностической работы в практической психологии

2.5.2. Единство диагностики и развития (коррекции)

2.5.3. Изучение практического запроса и формулировка психологической проблемы

2.5.4. Выбор метода исследования

2.5.5. Психологический диагноз

2.5.6. Практические рекомендации

2.6. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога образования

Глава 3 Принципы работы практического психолога образования.

Его права и обязанности

3.1. Индивидуальный подход – основной принцип деятельности практического психолога

3.2. Взаимодействие психолога с педагогами и родителями

3.3. Права и обязанности психолога образования

Резюме

Темы для самостоятельной работы

Дополнительная

Часть вторая ДЕТСКАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Раздел I Дошкольное детство

Глава 1 Общая характеристика возраста

1.1. Особенности психического развития

1.2. Ценность дошкольного детства

Глава 2 Основные направления работы психолога с детьми дошкольного возраста

Литература

Обязательная

Дополнительная

Раздел II Поступление ребенка в школу

Глава 1 Психологическая готовность к школьному обучению

1.1. Понятие «психологическая готовность к школьному обучению»

1.2. Анализ существующих методов определения готовности ребенка к школе

Глава 2 Диагностика психологической готовности к школьному обучению

2.1. Научные основания разработки диагностической программы

2.2. Диагностическая программа по определению психологической готовности 6–7 лет к школьному обучению

Глава 3 Психологический смысл дифференциации образования в начальной школе

Резюме

Темы для самостоятельной работы

Раздел III Младший школьный возраст

Глава 1 Общая характеристика возраста

1.1. Особенности психического развития

1.2. Ценность младшего школьного возраста

Глава 2 Что значит «уметь учиться»

Глава 3 Работа по развитию познавательных процессов у младших школьников

3.1. Развитие внимания

3.3. Умственное развитие

Раздел IV Отрочество

Глава 1 Общая характеристика возраста

2.2. Начало обучения в средних классах школы

4.2. Развитие общения со сверстниками

4.3. Развитие воли

4.4. Развитие мотивационной сферы. Овладение способами регуляции эмоциональных состояний

4.5. Развитие воображения

Глава 5 Психологические проблемы отрочества как пубертатного периода развития

5.1. Созревание организма

5.2. Функциональные возможности и состояния. Развитие моторной и речевой сферы

5.3. Самооценка внешности, физическое Я

5.4. Сексуальное развитие

Глава 6 Подростки «группы риска»

Дополнительная

Раздел V Ранняя юность

Глава 1 Общая характеристика возраста

1.1. Особенности психического развития

1.2. Ценность ранней юности и задачи развития

Глава 2 Проблемы личностного развития на разных этапах раннего юношеского возраста

2.1. Проблемы IX класса

2.2. Проблемы X и XI классов

Глава 3 Временная перспектива будущего и профессиональное самоопределение

3.1. Обращенность в будущее– аффективный центр жизни в ранней юности

3.2. Жизненные цели и психологическое здоровье

3.3. Развитие временной перспективы и способности к целеполаганию.

Типы вопросов

Варианты вопросов интервью

Особенности проведения беседы с детьми и подростками

1.2. «Дискуссионный диалог» как один из приемов профориентационной работы с учащимися

1.3. Схема наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке

Глава 2 Работа с родителями и педагогами