С. В. Фролова

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

С. В. Фролова

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Учебно-методическое пособие для студентов,

обучающихся по специальности «Психология»

ИЗДАТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010

Документы 1- 3…………………………………………………………………… 14

Вопросы для самопроверки ……………………………………………………… 18

Задания для самостоятельной работы ………………………………………… 18

Тесты-задания ……………………………………………………………………… 18

Список литературы для самостоятельного изучения ………………………… 20

Раздел 2. ПРИНЦИПЫ, УСЛОВИЯ И НАВЫКИ ПОДДЕРЖАНИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОГО КОНТАКТА ……………………………………………. 22

Тема 4. Принципы и правила психологического консультирования ……………. 22

Тема 5. Создание помогающих отношений в консультировании ………………. 25

5.1. Сущность помогающих отношений ……………………………………… 25

5.2. Навыки поддержания консультативного контакта …..…………………. 30

Тема 6. Позиция консультанта как фактор эффективного взаимодействия

с клиентом …………………………………………………………………………… 33

Тема 7. Условия психологического консультирования ……………………………. 36

Тема 8. Требования, предъявляемые к личностным качествам и

профессиональным знаниям и навыкам консультанта ……………………………… 37

8.1. Требования к личности консультанта ……….……………………………… 37

8.2. Профессиональная подготовка консультанта ……………………………… 41

Тема 9. Этика психологического консультирования ………………………………. 42

Документы 4 - 8………………………………………………………………………. 46

Вопросы для самопроверки …………………………………………………………… 53

Тесты-задания …………………………………………………………………………… 54

Список литературы для самостоятельного изучения ………………………………… 56

Раздел 3. ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ……………………………………………………………… 58

Тема 10. Этапы психологического консультирования ……………………..………. 58

Тема 11. Психологическая настройка консультанта ………………………..………. 59

Тема 12. Знакомство и выяснение запроса клиента …………..……………………… 61

Тема 13. «Исповедь» клиента ……………..……………………………………………. 63

Тема 14. Расспрос клиента и получение дополнительной информации ……………. 65

Тема 15. Совместная интерпретация проблемы и принятие решения клиентом …. 67

Тема 16. Формирование новой модели поведения и оптимизация

личностных механизмов саморегуляции ……………………….……………………… 70

Тема 17. Оценка эффективности консультации методом совместного

обсуждения …………………………………………………..…………………………… 72

Документы 9 – 15. ………………………………………………………………………. 74

Вопросы для самопроверки ……………………………………………………………… 85

Практические задания ……………………………………………………………………. 86

Тесты-задания …………………………………………………………………………… 87

Список литературы для самостоятельного изучения .………………………………. 90

Раздел 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И МОДЕЛИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ …………………………………. 91

Тема 18. Личностно-центрированное консультирование ……………………………. 91

Тема 19. Теория и модель психоаналитического консультирования ………………. 99

Тема 20. Теория, модели и психотехники поведенческого консультирования ……. 108

20.1. Теория поведенческого консультирования ………………………………. 108

20.2. Методы и техники поведенческого консультирования ………………… 116

Тема 21. Теория и практика логотерапии ……………………………………………. 127

Тема 22. Когнитивное консультирование ……………………………………………. 135

Тема 23. Позитивное консультирование, ориентированное на решение …………… 145

Вопросы для самопроверки ……………………………………………………………. 152

Список литературы для самостоятельного изучения ………………………………… 154

Раздел 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Тема 1. Предмет и задачи консультативной психологии. Понятие психологического консультирования

Консультативная психология – раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования). Консультативная психология содержательно и организационно обособилась в начале 50-х гг. XX в. в США по мере осознания специфики процесса консультирования.

Психологическое консультирование – специально организованный процесс общения, благодаря которому у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, обеспечивающие отыскание новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Задачи консультативной психологии :

исследование сути процесса, возникающего между человеком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и обратившимся за помощью и человеком, ее оказывающим;

изучение личностных черт, установок, знаний и умений, которыми должен обладать консультант;

выявление и определение внутренних сил и резервов клиента, которые могут быть актуализированы в процессе консультирования;

анализ особенностей ситуации, сложившейся в жизни клиента и предъявляющей особые требования к процессу консультирования;

разработка и экспертиза приемов и техник, которые могут быть сознательно используемы в процессе оказания психологической помощи.

Общее и особенное психологического консультирования, психотерапии и процесса обучения. Процесс психологического консультирования имеет ряд схожих особенностей с психотерапией, с одной стороны, и с обучением, с другой стороны. От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни. Психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на реконструкцию личности, изменение или устранение ее определенных глубинных особенностей, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов. В психологическом консультировании происходит фиксация внимания в первую очередь на ситуации и личностных ресурсах, наиболее сильных сторонах личности человека, обратившегося за помощью.

Различна и длительность психологического консультирования и психотерапии. Психологическое консультирование чаще бывает краткосрочным, редко превышая 5—6 встреч с клиентом. Процесс психотерапии может длиться в течение ряда лет и быть ориентированным на десятки, а то и сотни встреч.

От обучения, в котором наибольшее значение придается знаниям, передаваемым человеку, консультирование отличается тем, что наибольшее значение в нем придается особым взаимоотношениям между консультантом и клиентом. Именно особые взаимоотношения рассматриваются как фактор, способствующий актуализации дополнительных возможностей самостоятельного преодоления трудностей человеком, обратившимся за помощью.

Тем не менее, между психологическим консультированием, психотерапией и обучением не существует жестких границ.

Взаимосвязи консультативной психологии с другими отраслями психологического знания. Консультативная психология базируется на общей, социальной, клинической, дифференциальной, возрастной, педагогической психологии, психологии личности, психодиагностике, психотехнологии, психологии семьи. Подготовка профессионала-консультанта требует овладение знаниями всех вышеперечисленных психологических дисциплин для того, чтобы лучше понять проблемы и особенность переживаний человека, испытывающего временные жизненные трудности.

Цель и задачи психологического консультирования

Цель психологического консультирования – создание в ходе специального общения психологически благоприятных условий для актуализации внутренних (скрытых) ресурсов обратившегося. Создание таких условий во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи. как выслушивание клиента и расширение его представлений о себе и собственной ситуации. Кроме того, важным условием для актуализации ресурсов обратившегося за помощью являются доверительные отношения между клиентом и консультантом и умение консультанта оказывать эмоциональную поддержку.

Разговор с психологом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. Проблемой многих людей, обращающихся за помощью к психологу, является то, что им практически не с кем поговорить откровенно о том, что их тревожит и беспокоит. Быть внимательно выслушанным и понятым консультантом — необычайно важно, и это само по себе приводит к определенным положительным изменениям.

Спокойный и вдумчивый разговор со специалистом позволяет узнать и понять о себе и об окружающих людях много нового, способствует расширению представлений об окружающей человека действительности.

Не менее важным оказывается еще один результат консультативной беседы - понимание собственной роли и участия в происходящей жизненной ситуации и принятие клиентом на себя ответственности за это.

В процессе психологического консультирования консультант может поочередно сталкиваться с решением следующих задач.

1. Прояснение проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы.

3. Изучение личности клиента с целью выяснения его возможностей самостоятельно справиться с возникшей проблемой.

4. Четкое формулирование рекомендаций клиенту по поводу возможностей клиента в разрешении проблемы.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических рекомендаций, психологических техник, упражнений для развития необходимых способностей или выработки новых моделей поведения в процессе решения жизненной проблемы клиентом.

6. Информирование клиента об элементарных, жизненно необходимых психологических знаниях и умениях, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки.

Тема 2. Виды, формы и модели психологического консультирования

Трудно однозначно очертить границы применения психологического консультирования, поскольку слово “консультирование” уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, применяется консультирование как одна из форм профессиональной деятельности. Среди видов психологического консультирования можно выделить профконсультирование, психолого-педагогическое консультирование, возрастно-психологическое консультирование, консультирование руководителей и многое другое. Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является помощь тем, кто обращается по поводу своих личных и семейных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений: консультирование в кризисной ситуации, консультирование супружеских пар, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Формы психологического консультирования

Выделяют индивидуальную и групповую формы психологического консультирования. Семейное консультирование является частной формой группового психологического консультирования.

Содержание и цели индивидуального психологического консультирования определяются заказом клиента.

Содержание и цели группового психологического консультирования определяются членами группы, в большинстве своем являющимися нормально функционирующими людьми. Групповое консультирование решает задачи исследования системы реально существующих отношений между людьми и использует механизмы управления групповым процессом с целью актуализации личностных ресурсов обратившихся в решении трудных жизненных ситуаций. Группа предлагает поддержку и эмпатию участникам, столкнувшимся с кризисной ситуацией и используется как средство или катализатор каких-либо личностных процессов, достижений. Групповому консультированию присуща ориентация на рост и развитие внутренних ресурсов у участников группы.

Очень часто методы, используемые в групповой психотерапии и в групповом консультировании, одинаковы. В связи с таким обстоятельством возникают многочисленные дискуссии среди теоретиков и практиков групповой работы по поводу дифференциации этих видов групповой работы. Несмотря на различие взглядов на этот вопрос, все же можно выделить основное различие между групповой терапией и групповым консультированием. которое заключается в их целях. Консультативные группы сконцентрированы на росте, развитии, расширении, предупреждении, самосознании с опорой на те позитивные стороны и личностные ресурсы, которые имеются у личности.

Групповая психотерапия обычно сконцентрирована вокруг восстановления, лечения и реконструкции личности 1. Она представляет собой процесс переобучения, который включает в себя как сознательное, так и бессознательное. Целью терапевтических групп может быть трансформация структуры личности. Участники таких групп могут страдать от серьезных эмоциональных проблем или глубокого невротического конфликта и нуждаться в лечении, а не в превентивной или развивающей работе.

Виды психологического консультирования

Виды психологического консультирования выделяют, опираясь на различные критерии.

* По количеству встреч выделяют однократное и многократное консультирование. Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной - двумя. Более длительное консультирование требуется в случаях, когда проблема клиента настолько сложна, что разобраться в ней за один - два сеанса практически невозможно; когда у клиента имеется не одна, а несколько разных проблем; когда предлагаемое решение проблемы не может быть сразу и полностью самостоятельно реализовано клиентом и требует дополнительной поддержки со стороны консультанта.

* По характеру мотивации выделяют консультирование по личному обращению (по желанию самого обратившегося) и консультирование в результате вызова или направления.

* По критерию использования психодиагностического инструментария – консультирование без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

* По критерию совмещения с другими методами психологической помощи выделяют изолированное и комбинированное психологическое консультирование (например, совмещенное с социально-психологическим тренингом в промежутках между консультациями).

* По характеру используемых средств общения в процессе консультирования можно выделить очное и телефонное консультирование 2 .

* По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, межличностное психологическое консультирование, семейное консультирование, профессиональное консультирование, деловое психологическое консультирование, кризисное консультирование, психологическое консультирование по проблемам самочувствия и состояния здоровья .

Модели психологического консультирования

Конкретная модель консультирования выбирается часто в зависимости от общей теоретической ориентации –

- психоаналитической,

- личностно-центрированной,

- бихевиоральной,

- когнитивной и т.д.

Среди моделей консультирования существуют 1) тренинг жизненных навыков, 2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков, 3) тренинг в решении проблем и принятии решений, 4) тренинг в поддержке здорового образа жизни, 5) ориентация и развитие способностей, 6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.

На современном этапе развития теории и практики психологического консультирования можно выделить появление ряда новых моделей консультирования: краткосрочное позитивное консультирование 3. консультирование с использованием психотехнологии нейро-лингвистического программирования, консультирование по переоценке личности 4 и др.

Модели консультирования могут специфицироваться в соответствии с жизненными ситуациями, вызывающими психическую дезадаптацию. Так в последнее время складываются особые модели консультирования по проблемам алкоголизма, наркомании, насилия в семье, трудностей в обучении и т.д.

Тема 3. Методы психологического консультирования

К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

Консультативная беседа отличается от того, что обычно встречается в жизни, владение ей на профессиональном уровне — настоящее искусство. Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога 5. одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Правильное использование этих техник способствует установлению и развитию контакта клиента и консультанта и эффективности психологического воздействия.

Беседа является главным психодиагностическим и психотерапевтическим средством. Ее цели и функции в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник.

Овладение такого рода приемами и техниками, обогащение палитры высказываний и идей консультанта во многом определяется опытом и знакомством профессионала с различного рода теоретическими работами по психотерапии и консультированию, а также его профессиональным общением с коллегами.

Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.

Разновидности интервью:

стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;

частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;

свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

Наблюдение

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Консультант должен владеть навыками наблюдения за вербальным и невербальным поведением клиента. Первоначальной основой для понимания невербального поведения служит хорошее знание различных видов невербальных языков (см. Документы 1, 2, 3).

Активное слушание

Активное слушание имеет целью точное отражение информации говорящего. Данный метод способствует более точному пониманию партнерами друг друга, позволяет создать атмосферу доверительных отношений и эмоциональной поддержки, а также служит расширению осознания проблемной ситуации клиентом. Активное слушание предполагает использование ряда приемов:

заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

уточняющие вопросы: «Правильно ли я понял, что …?», «Вы хотите сказать, что…?»;

получение ответа на свой вопрос;

повторения сказанного собеседником «Вы говорите…»;

переформулирование мысли собеседника: «Другими словами, …»

поддерживающие реакции: «угу-реакции», «Да-да», поощрение собеседника в выражении мысли: «это интересно», «говорите, говорите»;

обобщение: «В целом вы хотите сказать…?», «Итак, получается…», «Мы поговорили о…», «Можно сделать вывод…».

Метод «активного слушания» является обязательным методом психологического консультирования, и овладение всеми его приемами – одно из требований, предъявляемых к профессиональным навыкам психолога-консультанта. Нередко дилетантом недооценивается важность применения данного метода, и задача точного отражения информации, сообщаемой клиентом, подменяется желанием консультанта придумать собственную интерпретацию мотивов поступков, личностных проявлений, свойств клиента, а также стремлением дать скорейшую оценку его личности в целом. Использование такого приема «активного слушания» как «повторение» позволяет клиенту укрепиться в мысли, что его внимательно слушают и понимают. Кроме того, этот же прием дает возможность клиенту «услышать себя» со стороны и лучше осознать себя и ситуацию.

5. Эмпатическое слушание – вид слушания, содержанием которого является точное отражение чувств собеседника. Применяется в ситуациях, когда собеседнику необходимо поделиться своими переживаниями, и он сам выступает инициатором разговора. Эмпатическое слушание предполагает:

избегание оценок и толкования, скрытых от собеседника мотивов его поведения (вместо привычного высказывания, содержащего упрек и оценку: «Ты сам виноват, что с тобой это случилось. У тебя трудный характер»

можно произнести: «Ты расстроен? Тебя раздражает твоя вспыльчивость, нетерпимость?…»);

точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.

Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

- эмпатия - сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

- рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

- идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

Метод как совокупность психотехник, разработанных в рамках отдельных психотерапевтических и личностных теорий:

- метод личностно-центрированного консультирования,

метод экзистенциального консультирования,

метод психоаналитического консультирования,

метод консультирования, фокусированного на решении,

мультимодальное консультирование и т.д.

С рядом этих методов вам предстоит более детально познакомиться ниже в разделе 4: «Теоретические подходы и модели психологического консультирования».

Документы 1 - 3.

Документ 1. Невербальные языки общения

По данным американского психолога Мехрабьяна 55 % информации воспринимается на уровне невербальных зрительно воспринимаемых сигналов (поза, жесты, походка, мимика, расстояние, на котором общаются люди), 27% -усваивается на уровне аудиально воспринимаемых невербальных сигналов (интонация, темп, выразительность речи; тембр, сила ударения, громкость голоса) и психофизиологических сопровождений речи (вздох, смех, плач, слезы и т.д.). Таким образом, 82% информации, передаваемой партнеру по общению, не зависит от того, что мы говорим. И только 18% - собственно лингвистическая информация, т.е. содержание сообщения.