Раздел III. Психология групп

Тема 6. Проблема группы в социальной психологии

Общая характеристика группы в социальной психологии. Классификация групп. Понятие «малой группы». Полемика вокруг количественных характеристик малой группы. Нижний и верхний «пределы» малой группы. Классификация малых групп: первичные и вторичные группы, формальные и неформальные группы, группы членства и референтные группы. Структура малой группы. Положение индивида в малой группе.

Психология малых групп. Понятие и виды малых групп

Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связан ных непосредственным взаимодействием.

Большая часть жизни человека протекает в малых груп пах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на лич ность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специ фика во многом определяются тем, что малая группа и возникаю щие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Малые группы на протя жении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов со циальной психологии в практике.

Малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы, прежде всего, с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В общей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение ин дивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, кото рые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индиви дов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как целое.

Выделение малых групп как специфических человеческих об щностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает реше ние вопроса о количественных границах малой группы. Количе ственные признаки малой группы - ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы. Основ ными являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оце нивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность — социальная и психологическая общ ность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек — диаде — групповые социально-психологические фено мены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превы шает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5—12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего раз мера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные. то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, фор мально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп.

Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные ), специально создаваемые для решения научных задач, группы социально-психологического тренинга и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя.

Психолог должен иметь четкое представление, на каких объектах, в ка ких условиях (естественных или искусственных) получены те или иные факты, закономерности, и в какой степени приложимы (ре левантны) знания, полученные в искусственных условиях, к объяснению, прогнозированию и управлению психологическими явлениями и поведением в естественных социальных группах.

Среди естественных малых групп наиболее важным представ ляется выделение групп формальных и неформальных, предложен ное Э.Мэйо. Формальные группы — группы, членство и взаимоотноше ния в которых носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Фор мальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой ак тивности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.

Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлеж ности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных ма лых групп являются дружеские и приятельские компании, пары лю бящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связан ных общими интересами, увлечениями. Формальные и не формальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Од нако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные груп пы могут возникать и функционировать в рамках формальных орга низаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.

По времени существования выделяются группы временные. в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде, тренинговые группы), и стабильные. относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом воп роса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятель ности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.

В субъективном, психологическом плане группы (и формаль ные, и неформальные) образуются в процессе реализации инди видами потребностей в общении, однако, в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, и в этом плане центральным феноменом психологии малых групп являет ся психологическая общность.

Основными критериями феномена психологической общнос ти группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентации и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (осознания своей принадлежности к данной группе, своего единства с нею — чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность — тен денция к более позитивному эмоциональному отношению инди видов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Пси хологическая общность группы проявляется также в наличии со циально-психологических характеристик, присущих группе в це лом (а не характеризующих отдельных индивидов) таких как со вместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологи ческий климат и др. Референтность малой группы — значимость групповых ценнос тей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референт ной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставле ние индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в соииально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Компо зиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Вы бор параметров, характеризующих композицию группы, во мно гом определяется конкретными задачами исследования. Наибо лее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, нацио нальная принадлежность, социальное положение. Все перечис ленные признаки чрезвычайно важны с точки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, разли чающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юно шеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим характеристикам.

Структура малой группы — это совокупность связей, складываю щихся в ней между индивидами. Поскольку основными сферами активности индивидов в малой группе являются совместная деятельность и общение, при исследовании малых групп наиболее часто выделяют а) структуру связей и отношений, порождаемых со вместной деятельностью (например, функциональных, экономи ческих, управленческих), и б) структуру связей, порождаемых обще нием и психологическими отношениями (например, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру). Наличие в группе функциональной структуры, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для до стижения цели совместной деятельности (в том числе функций руководства и исполнения) является отличительным признаком организованных групп в отличие от стихийно сложившихся групп, взаимодействие в которых между людьми носит стихийный, не упорядоченный характер.

При исследовании формальных групп и организаций вслед за Э. Мэио принято выделять формальную и неформальную структу ру группы. Формальная (или официальная) структура группы — это со вокупность связей и отношений между индивидами, определяемая фор мальными предписаниями (должностными инструкциями, официаль ной структурой организации, формальным статусом индивидов). Не формальная (или неофициальная) структура — это реально складывающаяся в организации структура связей, коммуникаций и влияния

В социально-психологических исследованиях малых групп наиболее часто выделяют и анализируют 1)социометрическую, 2)ком муникативную и 3)ролевую структуру группы, а также 4)структуру власти и влияния. Социометрическая структура малой труппы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаим ными предпочтениями и отвержениями по результатам социомет рического теста, предложенного Д.Морено (1958). В основе соци ометрической структуры группы лежат эмоциональные отноше ния симпатии и антипатии, феномены межличностной привлека тельности и популярности. Основными характеристиками соци ометрической структуры малой группы являются характеристики социометрического статуса членов группы, то есть положения, которое они занимают в системе межличностных выборов и отвержений; характеристики взаимных эмоциональных предпочте ний и отвержений членов группы; наличие микрогрупп, члены ко торых связаны отношениями взаимных выборов, и характер отно шений между ними. Существенной характеристикой группы, по лучаемой по результатам социометрического опроса, является число взаимных выборов и отвержений по отношению к числу максимально возможных (так называемая социометрическая сплоченность группы). Графическое изображение структуры меж личностных выборов и отвержений в группе называется группо вой социограммой.

Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными ха рактеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуни каций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе; тип коммуника тивных связей между членами группы: централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети» (см. рис. 4). В экспе риментах А. Бейвелиса и Г.Ливитта (Д Картрайт и А.Зандер, 1968) было показано, что централизованные коммуникативные сети типа «крест» (все коммуникации осуществляются через одного испыту емого, занимающего центральную позицию), способствуют более быстрому решению задач, а децентрализованные коммуникатив ные сети типа «круг» способствуют более высокой удовлетворен ности членов группы. Исследования К.Фашо и С Московией (1958) обнаружили, что для решения простых задач, имеющих одно верное решение, более предпочтительны централизованные сети, а для решения сложных задач, требующих творческих уси лий, — децентрализованные. Наиболее успешными оказались группы, коммуникативные структуры которых соответствовали характеру решаемых задач.

А. Централизованные

а) цепная б) круговая в)полная

Рис 4 Типы коммуникативных структур малых групп

Ролевая структура малой группы — это совокупность связей и от ношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками груп пового процесса. Так, при анализе группового решения задач вы деляются роли «генератора идей», «эксперта», «критика», «орга низатора», «мотиватора». При анализе деятельности психокоррекционных групп выделяются роли «объединителя», «козла отпуще ния», «сектанта», «невинной жертвы» и т д. В наиболее общем виде при анализе процесса взаимодействия в группе выделяются роли, связанные с решением задач, и роли, связанные с оказани ем поддержки другим членам группы (см. Таблицу 1). Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участни ками группового взаимодействия.

Структура социальной власти и влияния в малой группе — это сово купность связей между индивидами, характеризуемая направленно стью и интенсивностью их взаимного влияния. В зависимости от способа осуществления влияния выделяют различные типы соци альной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспер тной и референтной (Д Френч, Б Равен) Основными характерис тиками структуры социальной власти и влияния являются систе мы связен, лежащих в основе руководства группой как официаль но закрепленного социального влияния (если речь идет о фор мальной организованной группе) и неофициального (неформаль ного) влияния, в основе которого лежит феномен лидерства.

Положение индивида в группе

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус» или «позиция», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины «статус» и «позиция» часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие «позиция» имеет несколько иное значение (Божович, 1967). Самое широкое применение понятие « статус » находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным.

Во-первых. потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой. Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют. И, в-третьих. при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, — «статус» самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.

Вторая характеристика индивида в группе — это « роль ». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые «предписаны» группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи — актуальная тема современных социально-психологических исследований.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система « групповых ожиданий ». Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения» (Бобнева, 1978.С.З). В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений (Обозов, 1979.С. 156). Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п. то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества (Бобнева, 1976.С. 145). Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем в конкретном типе общества.

Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных исследованиях выясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом групповых норм, но не содержание их, определяемое спецификой деятельности, явно недостаточен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества.

Важная проблема — это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества «адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества» (Бобнева, 1978, С. 72). При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Другие интересные документы: