Дифференциально-психологические характеристики интеллекта

Интеллект является одной из центральных категорий науки об индивидуальных различиях. Она сосредоточивается на исследовании детерминант интеллектуальных различий между людьми, источников их возникновения, определении уровня интеллекта, разработке тестов и тому подобное. Хотя долгое время интеллект отождествляли с мышлением и не рассматривали как единую когнитивную систему или общую способность, в современных условиях тесты интеллекта начали использовать в школьной, клинической практике, во время профессионального отбора.

Сущность интеллекта психической реальности

Понятие "интеллект" употребляют для обозначения общей умственной способности комплекса поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задач.

С позиций концепции интеллекта ментального опыта (М. Холодная) интеллект рассматривают как форму "организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и ментальных репрезентаций действительности, строящихся в рамках этого пространства".

Проанализировав теоретические и экспериментальные основы психологии общих и специальных способностей, интеллекта, обучаемости, креативности, В. Дружинин предложил определение, освещающих различные аспекты и подходы к феноменологии интеллекта:

1) общий интеллект (фактор общей умственной энергии, генеральный фактор, генеральный интеллект) - умственная способность, что влияет на выполнение любой деятельности, оказывается в качестве, скорости и точности решения умственных задач, темпе и успеваемости, продуктивности профессиональной деятельности и уровне социальной адаптированности. Концепцию общего интеллекта предложил Ч. Спирмен;

2) биологический интеллект - генетически детерминированный составляющая общего интеллекта. Его основой являются особенности биохимических и нейрофизиологических процессов переработки информации центральной нервной системой (Г. Айзенк)

3) интеллект текущий, свободный, флюидного - врожденная интеллектуальная способность, детерминирует успешность приспособления к новым ситуациям, овладения новыми знаниями, гибкость и скорость мышления, составляющая общего интеллекта. Его уровень снижается в процессе старения;

4) социальный интеллект - способность, что определяет успешность оценивания, прогнозирования и понимания поведения людей. Срок предложил Дж. Гилфорд. Г. Айзенк рассматривал его как результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных условий. В научной литературе чаще используют определение Гилфорд а;

5) кристаллический (связанный) интеллект - интеллектуальная способность, зависящая от приобретенного опыта, сводится к системе интеллектуальных навыков и входит в состав общего интеллекта (Дж. Кеттел)

6) интеллект академический - способность к обучению в регламентированных условиях (в школе, университете и т.п.), оказывается в уровне учебной успеваемости и коррелирует с уровнем развития общего интеллекта;

7) вербальный интеллект - способность к вербальному мыслительного анализа и синтеза, решения вербальных задач на определение понятий, установление словесной сходства и различий, доказательств тому подобное. Выделяют как относительно самостоятельный составляющая структуры интеллекта в иерархических и факторных моделях (Д. Векслер, Ч. Спирмен). Подобные по содержанию понятие - "семантический интеллект", "лингвистический фактор";

8) невербальный интеллект - способность оперировать реальными предметами, образами предметов, изображениями. Д. Векслер предложил эквивалентный термин - "интеллект действия";

9) идеальный интеллект - идеализированное представление об интеллекте, которое автор теста использует во время его конструирования;

10) математический (формальный) интеллект - в узком смысле - фактор N в модели интеллекта Л. Терстоуна; измеряют тестами на скорость и точность вычислений и успешность решения математических задач; в широком смысле - способность к интеллектуальной деятельности в математике, положительно коррелирует с уровнем общего интеллекта;

11) поведенческий (смысловой) интеллект - способность понимать смысл поведения других людей, оценивать реальные ситуации общения, вести себя адекватно ситуации. Предшествует развитию других форм интеллекта. Оказывается уже у детей 1-2 лет к овладению языком;

12) психометрический интеллект - способность индивида, измеряемая тестами интеллекта, проявляется в поведении и деятельности. Уровень его детерминируется взаимовлияния наследственности и среды; в психометрическому подходе его отождествляют с общим интеллектом. Срок предложил Г. Айзенк.

Обобщив подходы к пониманию сущности интеллекта психической реальности, можно определить его как:

- Общую способность к познанию и решению проблем, которая обусловливает успешность любой деятельности и является основой других способностей;

- Систему всех познавательных свойств индивида: ощущение, восприятие, памяти, воображения, мышления, представления;

- Способность к решению проблем без проб и ошибок ("в уме"). Понятие "интеллект" в смысле общей умственной способности применяют как обобщение поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным условиям;

- Интегральную функцию психики, которая объединяет когнитивную, сенсомоторную, аффективной и культурно-смысловую сферы субъекта в целостную систему.

Основным критерием выделения интеллекта как самостоятельной реальности есть его функция в регулировании поведения. Когда речь идет об интеллекте как некую способность, прежде всего опираются на его приспособительное значение для человека и высших животных. Интеллект, по мнению В. Штерна, является общей способностью приспосабливаться к новым жизненным условиям. Приспособительный акт (по Штерном) - это решение жизненной задачи, осуществленного с помощью действия с мысленным ("ментальным") эквивалентом объекта, "действий в уме" или (по Я. Пономаревым) "во внутреннем плане действия". Благодаря этому субъект решает проблему здесь и сейчас без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: попытки, проверка гипотез происходят во "внутреннем плане действия".

Интеллект трактуют и как один из способов получения знаний (Л. Представленные). Некоторые исследователи получения знаний (Ж. Пиаже) считают лишь побочным составляющей процесса применения знаний при решении жизненной задачи. Важно, чтобы задача была действительно новым или по крайней мере мало компонент новизны. С проблемой интеллектуального поведения тесно связана проблема "трансфера" -перенесення "знаний-операций" с одной ситуации на другую (новую). Развитый интеллект, по Ж. Пиаже, оказывается в универсальной адаптивности, достижении "равновесия" индивида со средой.

Любой интеллектуальный акт предполагает активность субъекта и саморегуляцию при его исполнении. По мнению М. Акимовой, основой интеллекта является умственная активность, а саморегуляция лишь обеспечивает необходимый для решения задач уровень активности. ее поддерживает Е. Голубева, которая добавляет к этим факторам еще работоспособность. Понимание интеллекта способности выкристаллизовывается, если рассматривать его как отношение сознательного и бессознательного в психике человека. На разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к другой. Если на стадии постановки задачи и анализа доминирует сознание, то на стадии "инкубации идеи" и порождения гипотез - активность бессознательного. В момент "инсайта" (неожиданного открытия, озарение) идея прорывается в сознание благодаря связи с принципом "ключ - замок", что сопровождается яркими эмоциональными переживаниями. На стадиях отбора и проверки гипотез, оценка решения снова доминирует сознание. Таким образом, при интеллектуального акта преобладает сознание, а бессознательное является объектом регуляции, то есть находится в субдоминантным (подчиненном) положении.

Интеллектуальная поведение сводится к принятию правил, которые диктует среда. ее критерием является не преобразование среды, а поиск эффективных адаптивных действий индивида. По крайней мере, преобразование среды (творческий акт) лишь сопровождает целесообразную деятельность человека, а его результат (творческий продукт) является "побочным продуктом деятельности", субъект осознает или не осознает. Поэтому интеллект можно определить как способность, что приводит общую успешность адаптации человека к новым условиям. Механизм интеллекта оказывается в решении задачи во внутреннем плане действия при доминировании сознания над бессознательным. С этим утверждением соглашаются не все ученые. Дж. Томпсон считает интеллект лишь абстрактным понятием, которое упрощает и суммирует комплекс поведенческих характеристик. Р. Стернберг рассматривает интеллект на уровне описания повседневного поведения. Как метод он выбрал факторный анализ суждений экспертов, выделив три формы интеллектуального поведения: вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понять прочитанное), способность решать проблемы, практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и т.д.).

По утверждению М. Холодной, интеллект имеет такие базовые свойства:

1) свойства уровней, характеризующие достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций (вербальных и невербальных), и презентации действительности, в основе психических процессов (сенсорная отличие, оперативная и долговременная память, объем и распределение внимания, осведомленность в определенной содержательной сфере и т.п.);

2) комбинаторные свойства, о которых свидетельствует способность к выявлению и формированию различных связей и отношений; в широком смысле - способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причин но-следственных, категориально-содержательных) компоненты опыта;

3) процессуальные свойства, касается операционального состава, приемов и отображения интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов;

4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координации, управления и контроля психической активности.

Согласно измерительного подхода интеллект можно определить через процедуру его измерения как способность решать сконструированы тестовые задания.

В рамках операционального подхода был разработан факторные модели интеллекта. При этом понимание имеет такие предпосылки:

1) латентность, которая означает, что интеллект узнают только через различные косвенные проявления при решении жизненных задач;

2) линейность (одномерность или многомерность) интеллекта латентной свойства психической структуры ("функциональной системы"), которую можно измерить;

3) преобладание количества поведенческих проявлений интеллекта над количеством свойств, то есть возможность сконструировать много интеллектуальных задач для обнаружения только одного свойства;

4) различия интеллектуальных заданий по уровню сложности;

5) решения задач может быть правильным или неправильным или может приближаться к правильному;

6) предсказания; что любую задачу можно решить правильно за бесконечно большой промежуток времени.

Следствием этих положений является принцип квазивимирнои (лат. Quasi - будто, почти, как будто, у сложных словах - ненастоящий, фальшивый) процедуры: чем тяжелее задача, тем выше уровень развития интеллекта необходим для ее правильного решения.

При формировании измерительного подхода к интеллекту опираются на представление об идеальном интеллект как абстракцию. Человек, имеющий идеальный интеллект, может правильно и самостоятельно решать мыслительные задачи высокой сложности за бесконечно малое время, несмотря на внутренние и внешние препятствия. На самом деле люди часто думают медленно, ошибаются, устают, ленятся и пасуют перед сложными задачами.

На практике идеальный интеллект как универсальную точку отсчета не используют. Теоретически каждый тест потенциально можно выполнить со стопроцентной успеваемости, однако в практической психологии применяют шкалу интервалов, где нет объективной абсолютной точки отсчета. На шкале интервалов данные о лицах располагают в зависимости от уровня развития индивидуального интеллекта, справа или слева от условного "среднего интеллектуала".

Деление людей по уровню интеллекта, как и большинство биологических, социальных признаков, описывающих законом нормального распределения. Человек со средним интеллектом - индивид, который чаще всего встречается в популяции и решает задачи средней сложности с вероятностью 50% или условно "средний" время.

Операционное понимание интеллекта был сформирован на основе первичного представления об уровне умственного развития, который определяет успешность выполнения любых познавательных, творческих, сенсомоторных и других задач и проявляется в универсальных характеристиках поведения человека. Этот взгляд опирается на труды А. Бине, посвященные диагностированию умственного развития детей. "Идеальным интеллектуалом" он представлял человека западноевропейской цивилизации, овладела базовыми знаниями и умениями, а признаком нормального развития - показатели темпов интеллектуального развития детей среднего класса. В его первой батареи тестов вошли следующие задачи: "найдите рифму к слову" чашка "" (12 лет), "посчитайте от 20 до 1" (8 лет) и др. (табл. 3.4). Не все подобные задачи можно соотнести с интеллектом, но идея универсальности интеллекта как способности (способности), что влияет на успешность решения любых задач, подтвердилась в моделях интеллекта.

Шкала умственного развития Бине - Симона (вариант 1911)