Мотивация трудовой деятельности: основные понятия

В последние годы проблемы, связанные с мотивацией, все больше привлекают внимание теоретиков и практиков. Поднимаются вопросы о значимость ее исследования в самых различных областях психологии и управления. Значение исследований проблематики мотивации трудовой деятельности на производстве связано прежде всего с двумя факторами: безопасностью трудовой деятельности и повышением продуктивности работы персонала. В связи с этим встает несколько ключевых вопросов для специалистов, занимающихся проблематикой мотивации труда: "Какие наиболее оптимальные механизмы стимулирования трудовой деятельности применить?", "Как внедрить разработанные системы мотивации в реальную трудовую деятельность организации?", "Какую роль играют внешние и внутренние факторы в стимулировании трудовой деятельности?", "Каково правильное соотношение этих факторов?", "Как выбрать правильную стратегию мотивации персонала?", "Где грань между мотивационными и демотивационными процессами?".

Существует огромное количество определений мотивации. Так, X. Хекхаузен говорит о мотивации, как об "основной причине поведения", отмечая тем самым се ведущую роль в активации трудового поведения. В. К. Вилюнас отмечает, что мотивация — это системный процесс, который оказывает воздействие на все процессы жизнедеятельности человека, и непосредственно отвечает за побуждение и деятельность. Дж. Гринберг и Р. Бэрон подчеркивают значение мотивации в достижении целей человека. Э. Кирхлер отмечает периодический характер возникновения мотивации, особо обращая внимания па зависимость ее от приобретенных качеств личности человека, которые "есть у одних и отсутствуют у других".

Таким образом, мотивация не является врожденным свойством человека. Она представляет собой результат сложного процесса, причем процесса не постоянного, зависящего от сплетения и взаимодействия множества факторов. Сила мотивации может варьироваться в зависимости от прошлого, будущего или настоящего. Кроме того, анализ определений мотивации позволяет выделить ее основные функции:

— энергетизирующую (подразумевает состояние, которое побуждает людей включаться в деятельность или поведение);

направляющую (означает, что любое мотивированное поведение направлено на достижение специфических, конкретных целей);

- поддерживающую (объясняет, почему люди проявляют настойчивость в своих усилиях в достижении целей).

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения человека и его деятельности.

Среди основных понятий, объясняющих причины возникновения мотивации, выделяют понятия мотива и потребности. А. И. Леонтьев определяет мотив, как "опредмеченную потребность". Потребность здесь понимается как неосознанное желание удовлетворить какую-либо нужду, необходимую для продолжения дальнейшей жизнедеятельности и активности человека. Мотив — это потребность, которая приобрела осознанную смысловую нагрузку. При этом мотив труда — это "субъективный образ предмета потребности, побуждающий человека к трудовой деятельности как форме активности, реализующей потребность".

Имеются разные трактовки понятия мотива в отечественной и зарубежной психологии. Так, А. И. Леонтьев говорит о мотиве, отмечая его особую целенаправленную роль, благодаря которой человек способен ответить на вопрос, ради чего он осуществляет ту или иную деятельность. В качестве мотива деятельности называют установки, намерения, представления, чувства, различного рода побуждения к деятельности.

Таким образом, еще одним понятием, непосредственно связанным с проблематикой изучения мотивации трудовой деятельности является понятие цели. Цели являются важнейшей составляющей мотивированного поведения. В последние два десятилетия было предложено множество теорий личности, мотивации и социального поведения, построенных вокруг понятия целей. Было показано, что цели тесно переплетаются с мотивами, в частности результативные цели тесно связаны с внешней и с внутренней мотивацией. От того, насколько ясны, четки, трудны и привлекательны будут цели, зависит результат выполняемой деятельности. Согласно X. Хекхаузену для того, чтобы деятельность, направленная на решение той или иной задачи, переживалась субъектом как направленная на достижение, по отношению к пей должны выполняться следующие условия: 1) она должна оставлять после себя осязаемый результат, который 2) должен оцениваться качественно или количественно, причем 3) требования к оцениваемой деятельности не должны быть ни слишком низкими, ни слишком высокими. К тому же, 4) для оценки результатов деятельности должна иметься определенная сравнительная шкала, и в рамках этой шкалы некий нормативный уровень, считающийся обязательным. Наконец, 5) деятельность должна быть желанной для субъекта, и ее результат должен быть получен им самим.