/ Педагогическая психология -1-2лекции

Материалы к теме 1. Введение в педагогическую психологию

Само понятие «педагогическая психология» вошло в научный оборот с появлением книги П.Ф. Каптерева «Педагогическая пси­хология» (1876 г.). П.Ф. Каптереву принадлежит заслуга разработки психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания.

Предмет П.п. –механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека в образовательном процессе и

вызываемые им изменения в уровне интеллектуальногои личностного развития человека как субъекта учебной деятельности,

организуемой и управляемой педагогом

П.п. изучает закономерности овладения знаниями, умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, закономерности формирования у школьников творческого активного мышления, изменения в психических процессах под влиянием обучения.

Объект П.п. – развивающийся человек

Важной задачей П.П. является выявление, изучение и описание психологических особенностей, закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

Хорошо известны основные заповеди медиков, которые выражены в клятве Гип­пократа.

Как вы думаете существуют ли в педагогике професси­ональные заповеди, которые определяют характер и эффектив­ность педагогического воздействия?

В качестве таковых можно назвать два совета начинаю­щим педагогам: «Пойми ученика» и «Помоги ему научиться». Сле­дование им с учетом знания механизмов и закономерностей педагогического воздей­ствия способствует развитию и становлению личности ученика. Эти постулаты суть конкретизация общеизвестного тезиса: толь­ко личность воспитывает личность, только характер формирует характер. Педагог обязан быть Личностью, это его профессиональ­ная характеристика.

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его заверше­нии. Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и дру­гих факторов, в частности наследственности, семейного воспи­тания, самовоспитания и др.) является последующее поведе­ние, деятельность, образ жизни человека. Поэтому влияние пе­дагогического воздействия любого образовательного учрежде­ния не может контролироваться непосредственно.

Ключевыми аспектами, составляющими фундамент педагоги­ческой психологии являются:

взаимодействие преподавателя и обучаемых как учебное сотрудничество рав­ных партнеров, направленное на решение учебно-познавательных задач;

психологическая характеристика педагога и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения;

психологические особенности самой учебной деятельности; пси­хологические механизмы и закономерности усвоения и др.

зако­номерности овладения знаниями, умениями и навыками, иссле­дует индивидуальные различия в этих процессах,

за­кономерности формирования у школьников активного самосто­ятельного творческого мышления изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания

Традиционно педагогическая психология рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспи­тания, психологии учителя.

Структура педагогической психологии включает:

1) психологию учебной деятельности и ее субъекта— обучающегося (ученика, студента);

2) психологию педагогической деятельности;

3) психологию воспитания

4) психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

На современном этапе педагогическая психология все более дифференцируется на :

психологию высшей школы,

педагогическую психологию школьного обучения,

психологию профессионального образования.(выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения и воспитания в системе профессионального образования.

Основные проблемыисследования педагогической психологии

Нахождение и максимальное использование сензитивного периода в жизни ребенка

Связь между сознательно организуемым воздействием и психологическим развитием

Общее и возрастное сочетание обучения и развития (т.е. как оптимальным образом использовать возможности ребенка в данном возрасте)

Системный характер развития ребенка и комплексность педагогических воздействий

Психологическая готовность к воспитанию и обучению

Связь созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности, развития психологических характеристик и поведения ребенка (т.е. способно ли обучение влиять на развитие и до каких пределов, воздействует ли развитие на приобретение задатков, превращаются ли задатки в способности при стихийном воздействии

Индивидуализация обучения (разделение по группам, задаткам, способностям, применение программ, оптимально подходящих к индивидуальным особенностям.

Педагогическая запущенность ребенка (как неспособность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию)

Социальная адаптация (приспособление детей, изолированных от общества обычных людей)

Педагогическая психология в системе наук

Педа­гогическая психология неразрывно связана с такими науками, как, например, педагогика, физиология, философия, лингвисти­ка, социология и др.

Педагогическая психология связана с другими отраслями психологического знания (социаль­ной, дифференциальной психологией и т.д.) и прежде всего с возрастной психологией.

Педагогическая и возрастная психология наиболее тесно свя­заны между собой общим объектом, которым явля­ется развивающийся человек.

По мнению Ананьева, педагогическая психология — пограничная, комплексная область зна­ния, которая «. заняла определенное место между психологи­ей и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимо­связей между воспитанием, обучением и развитием подраста­ющих поколений.

Профессия педагога, вероятно, наи­более чувствительна к психологии, поскольку деятельность пе­дагога непосредственно направлена на человека, на его развитие. Педагог в своей деятельности встречает «живую» психологию, сопротивление индивида педагогическим воздействиям и т. п. Поэтому хороший, заинтересованный в эффективности своей ра­боты педагог поневоле обязан быть психологом, и он в своей дея­тельности получает психологический опыт! Важно то, что пси­хологический опыт является именно обслуживающим основную практическую задачу педагога, имеющего определенные педаго­гические принципы и способы педагогической деятельности.

Педагогическая психология

изучает механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образова-тельном процессе.

изучает процесс учения, его структуру, харак­теристики, закономерности протекания, возрастные и индиви­дуальные особенности учения, условия, дающие наибольший эффект развития.

все проблемы педагогической психологии рассматриваются на основе учета возрастных особен-ностей человека, находящегося в образовательном процессе

изу­чает возрастную динамику психики человека, онтогенез пси­хических процессов и психологических качеств развивающего­ся человека