101526.rtf

1. Социально-психологические проблемы гендерной психологии

Понятие гендера

1.2 Предпосылки и этапы развития гендерной психологии

1.2.1 Специфика отечественных исследований в области психологии пола

2 Гендер как социальная категория

Социальные нормы, роли и гендерные конфликты

Основные теории, концепции и методы исследования гендерных характеристик

2. Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

Заключение

Список использованных источников

Введение

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения. Данная проблема волнует умы многих современных социальных психологов, таких как Ш. Берн [10, С. 32], Д. Майерс [26, С. 257], И.С. Кон [24, С. 766], И.С. Клецина [22, С. 189], Т.В. Бендас [7, С. 134], О.А. Воронина [13, С. 101], которые видят переоценку «гендерных» ценностей в современном социальном обществе.

Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.

В последнее время в социальной психологии значительно возрос интерес к опасностям такого рода стереотипизации. Особенно остро встаёт вопрос о способности освобождения от общепринятых правил, культурных программ, привитых нам общественностью, и степени свободы-зависимости от того, женщина мы или мужчина, а следовательно от тех социально-психологических особенностей своего пола, которые в нём доминируют.

Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы, как указывает Т.В. Бендас [7, С. 34]. Социальная психология также отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме, как отмечает в своих работах Ш. Берн [10, С. 34].

В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире, такими учёными как Ф.Л. Джеймс [15, С. 146], К. Хорни [45, С. 82], К. Уэст [42, С. 96], С. Фаррел [43, С. 190], Т.С. Баранова [5, С. 39], Ю.Е. Алёшина [2, С. 51]. В определённом смысле внимание к вопросам гендерной социализации является порождением интенсивно распространяющихся во всём мире феминистических идей. Результаты исследований в области гендерной социализации с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением которого является всё большая гуманизация и повышение требований к духовному становлению личности, это и определяет актуальность нашего исследования.

Цель исследования – определить особенности гендерных стереотипов в современном обществе и обозначить методы их расшатывания.

Задачи:

Раскрыть суть научного понятия «гендер», его содержание, особенности и современные направления гендерной психологии.

Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в современном обществе.

Обозначить социальные условия, влияющие на их формирование.

Разработать методические рекомендации по смягчению влияния гендерных стереотипов на личностные проявления.

В исследовании особо акцентировался тот факт, что главным в гендерной психологии является: не обнаружение различий между психологическими характеристиками мужчин и женщин, не обоснование целесообразности взаимодополнения мужских и женских социальных ролей, не утверждение идей о традиционных эталонах «правильной» половой идентичности, а фокусом рассмотрения в исследовании является анализ личностных проблем мужчин и женщин, порождаемых дифференциацией их психологических характеристик и иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в микро- и макросоциуме, затрудняющих их самореализацию в семейной и профессиональных сферах.

В рамках гендерного подхода противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет реконструировать, переосмыслить Я-образы и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, даёт возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации отношений.

^ Цель исследования – выявление ложных гендерных стереотипов.

Гипотеза – чем выше уровень конформности личности относительно влияния социума, тем ярче представлены гендерные стереотипы в структуре её поведения.

^ Практическая значимость заключается в возможности использования коррекционных рекомендаций, способствующих усвоению нормативных гендерных ролей и коррекции искажённых, ложных гендерных стереотипов.

^ Предмет исследования – личностные гендерные стереотипы и их особенности в современном социальном обществе (студенческом).

Объект исследования – группа студентов из 14 человек 3 курса факультета «Психология» СГИ.

^ Новизна работы заключается в определении гендерных стереотипов в социальном обществе переходного периода.

Методологической основой является гендерный подход, направленный на анализ гендерных характеристик личности, психологических аспектов межполовых отношений и последствий половой дифференциации и иерархичности (мужское доминирование и женское подчинение) в складывающихся отношениях между мужчинами и женщинами в процессе их индивидуального пути.

^ Эмпирической базой исследования являются работы современных учёных – психологов как зарубежных, так и отечественных: Ш. Берн [10, С. 56], Т.В. Бендас [7, С. 345], И.С. Клейкиной [35, С. 498], О.А. Ворониной [12, С. 13], подчёркивающих положение о том, что гендерный подход даёт возможность отойти от точки зрения о предопределённости мужских и женских характеристик, ролей, статусов и жёсткой фиксированности полоролевых моделей поведения и показывает личностные пути развития и самореализации, не ограниченные гендерными стереотипами.

Блок методик констатирующего эксперимента:

Тест Куна и Макпартленда «Кто Я?» (Приложение Б)

Опросник С. Бэм (Приложение В)

Тест Лири (Приложение Г)