Глава 1. Теоретический обзор

1.1. Теоретический анализ проблемы личностного роста в психологии

1.1.1. Подходы к трактовке понятия "личностный рост"

Интерпретация смысла и содержания понятия "личностный рост" сопровождается весьма серьезными трудностями. А. Маслоу писал о том, что понятия "личностный рост", "идентичность", "самоактуализация", "самосовершенствование", "саморазвитие", "самопознание" - есть в большей или в меньшей степени синонимы, смутно обозначающие представляемую область [44, c.27]. Смысл столь сложных и всеобъемлющих понятий можно скорее обозначить, чем определить.

Личностный рост - это фундаментальная составляющая всего жизненного пути человека, непрерывный процесс его самопознания, саморазвития и самореализации. Это универсальный, объединяющий все сферы жизнедеятельности в единое целое, принцип человеческого бытия. С.Л. Рубинштейн считал, что жизненный путь - это движение не только вперед, но и вверх, ко все более совершенным формам и проявлениям человеческой сущности [64, с.641]. Многолетняя практика психоанализа показала, что выздоровление достигается через процесс осознавания, содержанием и итогом которого становится личностный рост клиента.

С точки зрения поведенческого направления личностный рост - развитие социально-психологической компетентности личности, т.е. способности человека эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми. Поэтому личностный рост, как форма психокоррекции, выражается в решении конкретных задач по овладению определенными социально-психологическими умениями и навыками, приемами межличностного общения и т.п. [48, с.356].

В гуманистических моделях А. Маслоу [44], К. Роджерса [61], В.Франкла [79], Э. Фромма [80] и др. процесс личностного роста понимается как основополагающий критерий здоровья, основное условие разрешения психологических проблем, способ эффективной коммуникации и адаптации человека. А. Маслоу [44] ввел основное понятие гуманистической психологии - "самоактуализация", рассматривая ее как потребность человека в максимальном развитии и воплощении своих возможностей и способностей. В.Н. Дружинин [22] рассматривает самоактуализацию как один из возможных жизненных сценариев или "вариантов жизни".

"Самоактуализация (от лат. actualis - действительный, настоящий) - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей" [33, с.329].

В отечественной психологии синонимом самоактуализации является "самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности" [там же, с.329]. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Оно связано с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию, базируется на адекватной самооценке, критическом анализе человеком своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. А.С. Андреев определяет личностный рост как "изменения личности, делающие её более адаптивной, а, следовательно, и более адекватной как в восприятии, так и в действии (что практически тождественно пониманию личностного роста как развития конгруэнтности в гуманистической психологии К. Роджерса)" [4].

"Хорошая терапевтическая работа всегда соединяется с проверкой реальностью и поиском индивидуального просветления" [84, с.6.]. Именно личностный рост обусловливает формирование у клиента способности не изменять себе, - быть адекватным своим глубинным потребностям и чувствам, - и при этом уметь соответствовать требованиям внешней ситуации. Это путь к самому себе, к большей степени целостности личности и ее жизнедеятельности.

Важно отметить, что личностный рост клиента реализуется в ходе постоянной пульсации естественных импульсов движения то вглубь себя, к ядру, то назад - к "структуре характера". Этот процесс может быть осознаваемым или неосознаваемым, может протекать в самых разных формах, так как в психодинамику клиента вовлечены различные, действующие в нем импульсы, силы и мотивы.

По сути, личностный рост знаменует переход к состоянию зрелости, мудрости, к осознанному способу жизнедеятельности. Тогда формируются способности к эффективному восстановлению своих жизненных сил, оптимальному функционированию и полноценному развитию.

Исследователь истории и теории гуманистической психологии Рой де Карвало отметил: "Суть природы человека - быть в процессе становления" [14, с. 51]. Этот процесс становления делает человека все более активным, автономным, ориентированным на личный выбор, способным к творческой адаптации и к самоизменению.

С точки зрения экзистенциального направления, сущность человека не задана изначально (как следует из концепций А.Маслоу, К.Роджерса и других представителей гуманистического подхода), а обретается человеком в процессе индивидуального поиска собственной уникальной идентичности. При этом с экзистенциальной точки зрения в природе человека есть не только позитивный потенциал (на чем настаивают сторонники гуманистического направления), но и негативные, даже деструктивные возможности - и поэтому все зависит от личных выборов самого человека, за которые он и несет персональную ответственность. Осуществлять такие выборы и принимать ответственность за свою жизнь многим людям оказывается весьма непросто.

К.Хорни отмечает, что глубочайшим источником философии человека, источником, который питает и формирует ее, является вера или отсутствие веры в человечество. "Если человек питает доверие к людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут находиться в гармонии с его доверием. Отсутствие доверия породит соответствующие представления" [80, с. 235]. Если приложить критерий веры-неверия в человека к основным психологическим теориям, то они достаточно четко разделятся на две неравные группы: "доверяющих" человеческой природе (т. е. гуманистически ориентированных) и "недоверяющих". Однако и внутри каждой группы, в свою очередь, можно найти весьма существенные различия, поэтому С.Л. Братченко вводит еще одно подразделение [14]:

а) в группе "недоверяющих" (пессимистов) есть более жесткая позиция, утверждающая, что природа человека негативная - асоциальная и деструктивная, и что сам человек с этим справиться не может; и есть более мягкая, в соответствии с которой у человека природной сущности в общем-то нет и изначально он представляет собой нейтральный объект формирующих внешних влияний, от которых и зависит обретаемая человеком "сущность";

б) в группе "доверяющих" (оптимистов) также есть более радикальная точка зрения, утверждающая безусловно-позитивную, добрую и конструктивную сущность человека, заложенную в виде потенциала, который раскрывается при соответствующих условиях; и есть более осторожный взгляд на человека, который исходит из того, что изначально человек не обладает сущностью, но обретает ее в результате самосозидания, причем позитивная актуализация не гарантирована, но является результатом собственного свободного и ответственного выбора человека, эту позицию можно назвать условно-позитивной.

В соответствии с базовой установкой и решением проблемы сущности человека решается и вопрос о том, "что делать" с этой сущностью, чтобы человек стал "лучше", как его правильно развивать, воспитывать (этим, естественно, озабочены все психологи, хотя само это "лучше" понимается весьма различно). Этот вопрос о смысле воспитания принципиально решается следующим образом: если сущность человека негативная, то ее надо исправить; если ее нет - ее надо создать, сконструировать и "вложить" в человека (при этом в обоих случаях главным ориентиром выступают так называемые интересы общества); если она позитивная - ей надо помочь раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то следует помочь ей сделать этот выбор (в последних двух случаях во главу угла ставятся интересы самого человека).

Более схематично типологию базисных установок в мире психологических концепций можно представить в виде таблицы [14]:

Таблица 1

Базисные установки психологических концепций