Основные понятия психологии труда

Основные понятия психологии труда.

Объект и предмет труда.

Объект труда – это внешне представляемая осязаемая реальность, с которой приходится иметь дело профессионалу на его трудовом посту.

Предмет труда – это набор взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, выделяемых самим субъектом и как бы противостоящих ему в труде. Этот набор свойств, признаков не обязательно совпадает с признаками и свойствами одного конкретного вещественного объекта, выделяемого неспециалистами (обыденным сознанием), а сами эти свойства, признаки могут быть очень разнообразными – явными и скрытыми, статичными и изменчивыми, связанными для субъекта труда, профессионала в некоторую систему. Например, для агронома предметом его видения может выступать растение в неразрывной системной связи с именно его средой произрастания, тогда как для неспециалиста это могут быть просто «травка», «всходы», «цветочек» сами по себе и пр.

Предмет, предметная область труда – система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек должен мысленно или практически оперировать на определенном трудовом посту.

Как и в отношении целей труда, здесь приходится различать заданный и субъективно принятый предмет труда.

Цели труда.

Цели, представления о конечном результате, эффекте труда фиксируются в обществе посредством образцов соответствующей работы, их изображений, описаний, формулировки общих требований к ним.

В некоторых профессиях специфика труда такова, что его продукт является не заданным, а искомым. Поэтому цель может быть сформулирована лишь в виде общих требований, положений или даже пожеланий. А в некоторых областях труда цель может задаваться очень точно и жестко – требуется нечто сделать строго по заданным параметрам, область же творчества переносится в сферу способов и средств достижения цели.

Следует отличать цели, характеризующие трудовой пост, и цели, характеризующие занятого на нем определенного человека. Различают цели объективные (т. е. социально фиксированные, объектные) и субъективные (субъектные, присущие субъекту), возникающие у отдельного человека, в частности, под влиянием конкретных жизненных, производственных ситуаций, личных или групповых мотивов, побуждений, интеллекта. Общественная миссия и, следовательно, цель труда, с точки зрения общества, может быть одной, а для работника – неожиданно другой. Такие рассогласования субъективных (субъектных) и объективных целей возможны в самых разных профессиях и должны учитываться при построении систем профессионального образования. воспитания профессионала.

Средства, орудия труда и их основные разновидности.

Вещественные средства, орудия труда:

1. Средства познания (приема, получения, «добычи», обработки информации ).

- Приборы, машины, дающие изображение (бинокль, микроскоп, телевизионная система).

- Приборы, машины, дающие условный знак, символ, сигнал (вольтметр, термометр, мнемоническая система на сигнальном табло диспетчерского пульта управления).

- Приборы, машины, обрабатывающие информацию (счетчики, электронные вычислительные машины).

2. Средства воздействия на предметную ситуацию.

- Применяемые в социальных системах (система средств массовой информации. специально построенная информация, обращенная к людям, мегафон, сирена, группы специально подготовленных людей, скажем, боевые подразделения в работе военачальника. специализированные группы, подчиненные руководителю любого рода).

- Применяемые в природных, технических системах

(Ручные (молоток, топор, коловорот), механизированные (пневматический молоток, электродрель), машины с ручным управлением (экскаватор, подъемный кран, бульдозер ), автоматизированные и автоматические системы, аппараты для осуществления длительных, непрерывных процессов (ткацкий станок, дрожжерастительный аппарат, робототехнологический комплекс).

Внешние функциональные средства труда

3. Выразительные средства поведения, речи человека как субъекта труда (например, в работе руководителя, педагога, актера, диктора – интонации речи, позы, жесты, выражение лица).

4. Организм человека как субъекта труда, его некоторые системы, органы (например, в работе педагога-тренера, артиста балета, акробата).

Внутренние функциональные средства труда

5. Невербальные (мысленные эталоны, образцы вещественных результатов или их отдельных признаков, наглядные мысленные схемы-планы трудовых процессов).

6. Вербальные (удерживаемые в памяти правила, профессиональные «заповеди», последовательности самоинструкций).

Внутренние средства могут быть и общезначимыми, и индивидуально своеобразными, уникальными, что является одним из важных условий профессионального мастерства.

В работе каждого профессионала фактически используется целая система внешних и внутренних средств. Существует определенная непростая зависимость между составом тех и других – чем меньше при прочих равных условиях выражены внешние средства и чем они проще технически, тем более сложной оказывается система средств внутренних, тем более высокие требования к ней и, следовательно, к квалификации работников предъявляются. И наоборот, весьма сложные автоматизированные или автоматические средства труда могут настолько высвобождать человека от трудовых функций, что он мог бы сидеть ««ложа руки»»(т. е. практически может быть заменен работником с более простым арсеналом внутренних средств).

Объективные и субъективные условия труда

Группу «предметных» условий труда можно обобщенно упорядочить в виде такого перечня:

- материальные условия работы (оборудование) и быта (жилище, одежда, предметы питания, собственности). Все это по сути дела опредмеченный общественный опыт, ибо. Например, компьютер или токарный станок сделаны для людей, рассчитаны не только на размеры, устройство, силовые возможности нашего тела, но и на разрешенные, возможные ошибочные и запрещенные движения, способности ума; физико-химические, биологические, гигиенические условия (микроклимат, чистота воздуха и прочие, что отмечалось несколько выше). Сведения об условиях этого рода детально и основательно разработаны в науке и практике охраны труда. Существуют объемистые пособия и справочники в этой области.

Существуют внутренние, психологические условия труда, от которых в немалой мере зависит как успешность работы, так и удовлетворенность ею со стороны самого трудящегося. Если условиями считать те реальности, от которых так или иначе зависят функционирование и развитие человека как субъекта труда, то правомерно признать, что в функции внутренних и именно психологических условий соответствующих –явлений, процессов могут выступать все психические регуляторы и факторы труда. В этом необозримом множестве практически целесообразно обращать внимание прежде всего на относительно устойчивые особенности человека. К внутренним условиям, обстоятельствам относятся не только построение образа будущего результата деятельности и некоторое «вынашивание» представлений о путях и способах, вариантах достижения этого результата, но и эмоциональная преднастройка к работе, и все то, что психолог может назвать способностями, и общее сознание защищенности в обществе, уверенности в завтрашнем дне, и удовлетворенность ситуацией в семье, «дома», и стойкие особенности темперамента, и многое другое, включая и некоторый образ окружающего мира вообще

Трудовые действия

Действие - совокупность процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели.

В состав действия входят: способность представлять цель; способность произвольной регуляции; способность усвоить и осуществить исполнительные операции.

Уровни макроэлементов действия.

Способность отражения действительности на сенсорном, перцептивном, репрезентативном уровнях, способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительном уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия.

Аттенционные действия (свойства): профессионально важные свойства внимания - интенсивность концентрации, устойчивость, быстрота переключения, широта распределения - по-разному используются в различных профессиях.

Классификация действий.

Сенсорно-перцептивные действия: цель их сводится к получению непосредственного знания об отдельных свойствах или целостных объектах.

Мнемические действия: цель их - выбрать те связи в объекте или между объектами, которые понадобятся человеку в будущем.

Логические действия: получение новых неявных, скрытых знаний, недоступных органам чувств.

Имажинитивные действия: мысленная перестройка конкретных связей, отношений объектов с целью создания новых образов (имаго - по латыни означает “образ”, “подобие”).

Выделяют следующие разновидности мысленного преобразования представлений:

1 Комппенсирование: выделение самостоятельных узлов и объединение в одно связное целое (зерноуборочный комбайн объединил косилку и молотилку).

2 Реинтегрирование: исходя из одной важной детали, “ядра”, достраивают образ объекта (электрический двигатель (электрокар) с соответствующей конструкцией).

3 Концентрирование: сочетание объектов на основе включения одного объекта в другой (наливная ручка, встроенная мебель).

4 Расчленение и элеменирование (исключение элементов целого): вместо наборной доски - шрифт.

5 Перестановка: баржа вместо того, чтобы тянуть, толкает груз, двигатель в самолете переставили назад, что дало эффект в скорости.

6 Замещение: объект заменяется другим, сходным по назначению, дающим лучший эффект: замена металлических шестерен пластмассовыми, бензинового двигателя - электрическим в кинопроекторе.

7 Перенос: из одной целостной системы ее частей в другую целостную систему (плавка в вакууме. литье под давлением).

8 Признание сходства: подобия по форме, материалу, устройству, научно-технологическому принципу (форма судна у водоплавающей птицы).

9 Противопоставление: поиск признаков, противоположных известным.

10 Трансформация (преобразование формы).

11 Гиперболизация.

12 Миниатюризация.

Интерперсональные действия:

Осуществление межличностных отношений на виды:

1) Коммуникативные - установление и поддержание контактов.

2) Организационно-педагогическое воздейсвтие на людей.