Модуль 2. Общие понятия о методологии науки

· 2.1. Определение и функции методологии

Для предварительной ориентировки в вариациях трактовки категории «методология» приведем несколько ее характерных определений из разных источников:

· Методология — 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

· Методология — 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности. Так, методология науки изучает научное знание и научную деятельность.

· Методология психологии — отрасль психологии как науки, лежащая на ее пересечении с философией, предмет которой — соответствие языка психологической науки, принципов психологии, ее методов и структуры (дерева психологической науки) требованиям диалектического материализма.

· Методология психологии — система принципов и способов организации и построения теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в целом, а также учение об этой системе. Это учение является основным корнем дерева психологической науки».

· Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. методология получила философское обобщение в методологии диалектического материализма.

· Методология (психологический аспект) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Обобщение научных взглядов на категорию «методология » (включая и приведенные дефиниции), показывает, что, во-первых . она выполняет две глобальные функции. служит теоретико-мировоззренческой (идеологической) основой научного познания и выступает как учение о методе познания и, во-вторых . по степени общности методология (в обоих своих вариантах) может представляться как понятие всеобщее, общенаучное и частное.

В соответствии с первой частью приведенной констатации главная роль методологии науки заключается в определении того, что должна исследовать данная наука, то есть ее предмета и в выработке типичных для данной науки способов добывания новых знаний, которые кратчайшим путем вели бы познание к выявлению сущности изучаемого явления, то есть ее методов.

Как теоретико-мировоззренческая основа научного познания методология раскрывается через систему соответствующих понятий (убеждения, принципы, теория и др.) .

В качестве учения о методе познания методология имеет круг специфических проблем. Важнейшими среди них являются следующие:

1) анализ принципов, концепций, теорий, подходов;

2) проработка понятийного аппарата познавательного процесса и соответствующей терминологии, языка исследований;

3) описание и анализ исследовательского процесса, его этапов и фаз;

4) изучение сфер применимости различных методов, процедур, технологий;

5) разработка отдельных методов (от частных до всеобщих ).

В соответствии со второй частью той же констатации методология является теоретико-мировоззренческой и методической базой:

1) на уровне всеобщего для всей системы наук (как современной, так и на прошлых этапах развития научной мысли);

· на уровне общего — для значительной части этой системы, но не для всех наук (обычно для совокупности наук, имеющих общий объект исследования и/или относящихся к определенной сфере знаний: естественнонаучных, социальных, технических и т. д.);

· на уровне частного — для какой-либо конкретной науки. И тогда говорят о методологии физики, химии, биологии, психологии и т. д. и даже о методологии отдельных дисциплин в рамках этих паук. Например, методология социальной психологии, методология зоопсихологии, методология психофизиологии и т. д.

Методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания .

· 2.2. Содержание методологии

Содержание методологии как идеологической основы научного познания раскрывается через систему соответствующих понятий .

Исходным в этой системе по степени общности следует признать понятие мировоззрение.

Это высший уровень осознания действительности, представляющий достаточно устойчивую и целостную систему взглядов (знаний, мнений, отношений) человека на мир и на себя.

Формируется мировоззрение в результате обобщения индивидуальных и общественных знаний и опыта во всех сферах бытия под влиянием жизненных условий (естественных и социальных ).

Мировоззрение определяет позиции человека по отношению ко всем явлениям действительности в виде его ценностных ориентации и принципов деятельности (в том числе познавательной).

Убеждение — это высшая форма проявления мировоззрения, заключающаяся в осознании правоты своей позиции как единства ценностных ориентации и соответствующих им принципов деятельности вплоть до потребности в систематической реализации этой позиции. Убеждения оформляются в принципах .

Принцип — это обусловленные убеждениями правила действий и норма поведения в какой-либо сфере бытия и соответствующем виде деятельности.

Категория «принцип » может употребляться не только по отношению к субъекту деятельности, но и к объекту, в том числе и к неодушевленному.

Например, можно говорить о принципе работы технического устройства. Но и тогда речь идет об отражении в сознании субъекта основополагающих, по его убеждению, правил взаимодействия частей этого механизма между собой и взаимодействия устройства в целом со средой.

Научный принцип — это конкретизация мировоззренческих позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания.

Научные принципы обычно имеют строгое речевое оформление в виде определений и развернутых пояснений, способствующих их однозначному пониманию.

Так, в отечественной психологии советского периода было сформулировано несколько основных принципов: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип личностного подхода и др.

Атомарный принцип строения сознания был положен в основу структурной и функциональной психологии. Принцип целостности присущ гештальтизму и другим холистическим течениям в психологии. Гуманистическая психология руководствуется персоналистическим принципом. Фундаментальными принципами теории познания (гносеологии) выступают принципы соответствия, дополнительности, соотношения неопределенностей .

Научные принципы являются, с одной стороны, исходными условиями, определяющими направление и характер научного поиска, а с другой — объяснительными представлениями и моделями для добываемых научных фактов.

Принципы определяют подход к объяснению всех психических явлений, свойств и состояний. В конечном итоге они направлены на раскрытие психологии человека как субъекта познания, общения и деятельности, как личности. Совокупность тех или иных принципов. разделяемых исследователем, предстает как его научная концепция .

Концепция — это вытекающая из мировоззренческих позиций и усвоенных принципов специфическая система аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понимание изучаемой реальности и предопределяющая стратегию ее изучения.

Специфичность заключается, во-первых. в том, что в концепции, в отличие от мировоззрения, отражаются взгляды на отдельные «фрагменты» реальности, выносятся суждения по поводу относительно ограниченных областей действительности, ее отдельных проявлений.

Во-вторых. специфика состоит в более или менее явственной речевой (устной или письменной) выраженностью позиций и взглядов. Наконец, суждения. составляющие концепцию. должны быть аргументированы, то есть логически обоснованы или снабжены ссылками на авторитеты (научные теории. религиозные догматы. авторитетные личности. традиции. здравый смысл и т. д.).

Таким образом, концепция является как бы выжимкой из мировоззрения. четко сформулированной системой принципов применительно к той или иной проблеме .

Кроме того, в научной концепции отражается главная исследовательская мысль — что и для чего изучается, то есть отражены предмет и цели исследования, а также возможный спектр способов исследования (методов). Иначе говоря, в концепции отражается научный замысел исследователя. Научная концепция опирается в своей аргументации преимущественно на определенные научные теории .

Теория — это обобщенное достоверное знание о какой-либо сфере действительности, оформленное знаковыми средствами (словами, символами) и выполняющее функции описания, объяснения и предсказания фактов и закономерностей в данной области.

Достоверность этого знания справедлива в пределах господствующей в данном социуме на данный момент парадигме как относительно частного «фрагмента» реальности, так и общего мировоззрения. Парадигма — система методологических предпосылок, обусловливающая научную деятельность.

Научная теория есть, с одной стороны. стройное и непротиворечивое воплощение мировоззрения и соответствующих научных принципов, а с другой — осмысление и обобщение практики и непосредственного опыта.

В процессе формирования, выдвижения и смены теорий отражается магистральный путь научного познания — бесконечное продвижение в освоении относительных истин к принципиально недостижимой всеобъемлющей абсолютной истине.

Каждая теория имеет свой предел применимости и согласно принципу соответствия может включать в себя более частные теории или входить составной частью в более общие теории.

Концептуальные основы и теоретические пристрастия исследователя, а также задачи исследования предопределяют выбор того или иного подхода к изучению намеченных объекта и предмета.

Научный подход в широком значении — это олицетворение определенных концептуальных позиций и принципов, а в узком — процедурная стратегия исследования .

Эта стратегия выстраивается в зависимости от уже определенных предмета и задач исследования. Но именно от нее зависит ход исполнения исследовательского процесса, в том числе выбор конкретных методов и методик на этапах сбора, обработки и интерпретации данных об изучаемом объекте.

Таким образом, при широком толковании научный подход понимается преимущественно как методологическое содержание исследования, восходящее к мировоззренческим установкам, а при узком — преимущественно как его методологическая форма, конкретизирующаяся в тех или иных методах и процедурах.

Подход служит отправной базой в выявлении фактов и закономерностей, и их объяснительным принципам.

В рамках той или иной концепции могут применяться различные подходы. что предопределено вариативностью задач в пределах единой концепции. Лишь бы эти подходы не противоречили основным принципам. составляющим данную концепцию .

Так, для целого ряда психологических направлений прошлого, объединяемых концепцией «психологии сознания », допустимы генетический. структурный. функциональный и системный подходы. Но неприемлемы личностный и деятельностный подходы.

Бихевиористической концепции соответствует объективистский подход. возможно использование функционального и, в упрощенном виде, деятельностного подходов. Но затруднительно реализовать генетический подход, а субъективистский и личностный подходы совершенно неприемлемы.

Сложность взаимосвязей научного подхода и других рассмотренных категорий. в первую очередь принципов и концепций, проявляется в том, что иногда один и тот же подход может применяться в исследованиях, стоящих на совершенно разных мировоззренческих платформах, ориентирующихся на несовместные концепции .

Связан этот парадокс, видимо, с тем, что как концепция. так и подход включают в себя некоторые совокупности принципов. И когда часть принципов совпадает, то остальными можно пренебречь. В этом случае на первый план выходит не мировоззренческая составляющая подхода, а методико-процедурная. Этим, кстати, предопределена возможность так называемой адаптации методов .

Примером такого положения служит личностный подход. который был разработан в советской психологии. стоящей на марксистских мировоззренческих позициях, но вполне способный решать задачи западной гуманистической психологии. весьма далекой от марксизма .

Субъективистский подход «гуманистов» не сопрягался с объективистским подходом советских ученых. Но признание и теми и другими личности как высшего интегратора психических явлений, самоценности личности открывает возможности использования личностного подхода в обоих случаях.

· 2.3. Категория «методология» в системе смежных понятий

Категория «методология » тесно связана с некоторым множеством понятий. раскрывающих содержание познавательного процесса. Ближайшими из этих понятий являются «метод » и «методика ».

Методология по отношению к ним является понятием более широким и общим. Напомним ее определение: методология есть применение принципов мировоззрения к процессу познания.

Метод есть конкретизация методологии. В нем зафиксированы возможный круг объектов и предметов исследования. основные процедурные требования к работе с объектом, предполагаемые результаты.

Метод — это способ достижения результатов в познании объекта и предмета изучения.

По степени общности методы делятся на всеобщие, общие и частные .

Всеобщие методы — это познавательные приемы, которые могут быть использованы в любой области знаний и любой наукой. Они позволяют вскрыть наиболее общие отношения, закономерности и свойства изучаемых объектов или предметов. Таковы, например, методы научного анализа и синтеза. диалектический метод. моделирование. метод классификации. базисный метод .

Общие (или общенаучные) — это методы, которые могут применяться в разных, но не во всех областях знания и использоваться многими, но не всеми науками. Например, наблюдение. эксперимент. математические методы .

Частные (или специальные, конкретно-научные) — это методы, применяемые в отдельных областях знания. Они характерны для какой-либо одной конкретной науки или для группы смежных наук. Например, специфически психологическими методами следует считать интроспекцию. психофизические методы. психодиагностическое тестирование, социометрию. психологический тренинг и т. п.

Как правило, конкретные условия применения метода налагают дополнительные ограничения, которые требуют методических уточнений. И тогда метод распадается на ряд вариантов. Некоторые из них, если степень конкретизации невысока, продолжают самостоятельную жизнь в ранге метода. Но чаще эти уточнения ведут к преобразованию метода в конкретную методику .

В психологических методиках указываются конкретные частные задачи. которые могут быть решены с помощью этого метода ; содержится подробное описание исследовательских процедур, стимульного материала, требований к конкретному контингенту испытуемых, к внешним (физическим) и внутренним (психологическим) условиям исследования; приводятся правила регистрации ответов и в целом фиксации исследовательского процесса, алгоритм обработки данных, а иногда и рекомендации по истолкованию результатов.

Таким образом, методику можно охарактеризовать как совокупность сведений о целесообразном применении метода в конкретных условиях.

Важным компонентом методики. главным образом и определяющим ее специфику, выступает процедура .

Процедура — это определенная последовательность определенных действий. В психологических исследованиях в первую очередь имеются в виду действия на этапе сбора данных об объекте, то есть эмпирические действия, непосредственно затрагивающие изучаемый объект.

Процедура в составе методики обычно четко оформляется в виде соответствующих описаний и предписаний . И в этом смысле ее можно определить как официально установленный порядок исследовательских действий.

Итак, в совокупности рассмотренных категорий отражается многоуровневость познавательного процесса. В этой системе методология олицетворяет стратегический уровень (наивысший по всеохватности, общности уровень организации познавательного процесса, на котором определяются общий замысел и конечные цели всей акции).

В методе реализуется промежуточный, тактический уровень познания (средний по всеохватности, общности уровень организации познавательных действий, на котором разрабатываются указания по оперативному исполнению стратегических замыслов).

Методика олицетворяет собой оперативный уровень познания.