Навигация

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ.

вс, 22/03/2009 - 13:08 — RoslyakovAE

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Мальц Л.А. Федосеева А.М.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №05-06-06109а)

Важнейшей жизненной ценностью личности является достижение успеха (социального, профессионального и т.п.). Ориентация личности на достижение успеха считается многими учеными непременным условием развития как личности, так и общества. Внешним показателем сформированности психологической компетентности будущего специалиста является жизненная успешность. В настоящее время в науке в достаточной мере не разработаны критерии оценки жизненной успешности специалиста.

Проблема жизненной успешности - наименее изученная область психологии. Отчасти эту область знания разрабатывает акмеология, но исследований явно недостаточно. Четкое определение критериев жизненной успешности педагога и их связь с компетентностью будет способствовать повышению жизненной успешности как будущих, так и работающих педагогов.

На сегодняшний день очень сложно определить как само понятие "успешность", так и выделить те критерии, по которым ее можно отследить. В психологии накоплен достаточно обширный экспериментальный материал относительно факторов достижения успеха в конкретной деятельности (работы К. Левина, Ф. Хоппе, Д. Мак-Клелланда, Е.А. Серебряковой и др.).

В основном проблематика успеха рассматривалась в социологии (Гришин В.В.), в философии (Розенберг Н.В. Бабушкин В.У.). В отечественной психологи близкие темы затрагивались Бороздиной Л.В. (исследование уровня притязаний), Петренко В.Ф. и Лыбина Е.В. (анализ восприятия образа успешного человека), Трубецкая Г.В. и Спиваковская А.С. (феномен страха успеха). В акмеологическом подходе жизненная успешность определяется с точки зрения достижения общественной значимости.

В социологии успешность рассматривается как составляющая эффективного имиджа. Основной акцент сделан на оформлении образа социального успеха как важного ориентира в критически большом числе случаев осознанного целеполагания. Окончательное оформление конкретного имиджа идет на уровне социального обоснования модели поведения. В таком случае игровые, подражательные потребности человека реализуются с учетом образа желаемого социального успеха и давления глубинных комплексов и фобий. Имидж является в психике чем-то, напоминающим "встроенный социальный компас", указывающий на необходимость центрального образа желаемого социального успеха.

В.Н. Люсин отмечает, что понятие успеха не свободно от двусмысленности. В самом деле: что считать в этой жизни успехом? Субъективность оценок неизбежна. Как представитель филологии, он предлагает считать успехом и неудачей соответственно достижение и недостижение результата, необходимого и подразумеваемого внутри разбираемого нарратива по правилам фольклорного жанра. Для нашей работы его исследование интересно тем, что он рассматривает различные модели успеха, причем женский сценарий успеха отличен от мужского. Если в мужском варианте для достижения успеха необходимо проявлять активность, совершать подвиги и героические поступки, то для женского варианта существуют еще и пассивный сценарий успеха.

В школе Курта Левина проблема успеха изучалась в контексте проблемы целеполагания личности, а более конкретно - в связи с изучением уровня притязаний. В экспериментальных исследованиях учеников К. Левина - Ф. Хоппе, М. Юкнат - исследовались роль успеха и неудачи в конкретной деятельности, зависимость динамики деятельности от наличия - отсутствия успеха, связь успеха с притязанием, трудностью задач, самооценкой (уровнем "Я") личности.

Исследуя успех или неудачу в конкретной деятельности, Ф. Хоппе, так же как и В.Н. Люсин связывал их с достижением - недостижением результата, к которому стремился человек. Успех является важнейшим условием стимулирования и динамики деятельности. По мнению исследователя, деятельность прекращается после ряда неудач, если потеряна малейшая возможность прийти к успеху. Он обнаружил связь успеха с тенденцией поддерживать свою самооценку как можно выше, отсутствие успеха приносит урон уровню "Я".

В школе К. Левина обозначена также проблема переживания успеха, которая нашла свое развитие в работах Л. Фестингера, показавшего зависимость переживания успеха или неуспеха от зоны трудности задач и внутренней зоны возможностей человека: чем больше степень трудности задания внутри зоны возможностей испытуемого, тем больше валентность успеха на данном уровне трудности.

Чрезвычайно важным для понимания проблемы успеха являются выводы о том, что переживание успеха не связано жестко только со спецификой и качеством задач. Переживания успеха и неудачи возникают только внутри зоны возможностей субъекта и в действительности, которая личностно значима для индивида.

В зарубежной и отечественной психологической литературе существуют исследования личностных детерминант успешного поведения. К ним относят особенности органической конституции личности, интеллект, уровень мотивации, притязаний, самооценку, особенности ценностных ориентаций, локус контроля.

Если обратить внимание на понятие успеха, его можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата, достижения, значимости для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность, которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать собственный потенциал.

Успех личности в контексте жизнедеятельности может выступать формой самореализации и приводит к субъективной удовлетворенности процессом жизни. В том случае, если личность ощущает себя успешной, повышается осознание своей способности и компетентности в управлении собственной жизнедеятельностью, разрешении жизненных трудностей, реализации поставленных целей. Иными словами, успешная личность осознает свою самоэффективность.

Понятия ответственности, успеха и самоэффективности являются взаимозависимыми детерминантами. По мнению А. Бандуры, которое мы полностью разделяем, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффективность, связанная с ожиданием успеха, обычно приводит к получению желаемого результата.

Таким образом, проблема успеха нашла свое отражение в различных областях науки. В психологии данная проблематика в большей степени разрабатывалась зарубежными исследователями, в основном связывая ее с мотивацией достижения, с уровнем притязаний и самоэффективностью, с личностными детерминантами (самооценка, локус контроля). Отечественные исследователи в основном разворачивали уже имеющиеся идеи. Успех большинством исследователей определяется как личностно-значимые достижения и как социально оцениваемые достижения.

Обратимся к рассмотрению понятия успешность личности. К сожалению, в доступной литературе мы не смогли найти ее определения. Как зарубежные, так и отечественные исследователи, говоря об успешности, использовали понятие успех. Есть ссылки на переживание успешности (А. Бандура, К.В. Солоед, Л.И. Дементий), что позволяет нам предположить, что исследователи под успешностью подразумевают состояние, которое появляется в результате или в предвкушении достижения успеха. Уточняя данное определение успешности, добавим к нему такую характеристику, как владение способами, которые обеспечивают высокий результат в достижении поставленных целей. Именно владение способами деятельности, позволяет человеку перей-ти от единичного успеха к постоянному, обеспечивая ему успешность в том или ином деле. Характер деятельности и, соответственно, целей может быть разным, поэтому и виды успешности тоже выделяются разные, в зависимости от той области, в которой человек задается самосовершенствованием и развитием. Выделяют личностную, социальную, профессиональную, которые в совокупности образуют жизненную успешность.

Обращаем внимание, что для успешного человека важна не только внешняя оценка его успешности ("он достиг своей цели, он успешен"), но и его внутренняя ("я достиг, чего хотел, я успешен"). Если человек не оценивает себя как успешного, то его успешность может стоять под вопросом.

В рамках нашей работы было необходимо рассмотреть такие вопросы как внутренние детерминанты успешности, в чем она проявляется и каковы ее критерии, для того, чтобы ее можно было экспериментально изучить.

В качестве критериев и приемлемых показателей успешности у студентов педагогического вуза в рамках нашего исследования могут выступать:

объективные: успеваемость в профессионально ориентированных предметах; высокий статус в межличностных отношениях, в том числе среди взрослых; имидж (презентабельный внешний вид); положительные отношения в коллективе; общественное признание; одобрение (принятие) со стороны коллектива учителей или референтных людей;

субъективные: активное отношение к деятельности; уверенность в своих силах; удовлетворенность социальным статусом, реализация значимых ценностей; творческая адаптивность (готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая).

Проведенное исследование переживания состояния успешности студентов педагогического вуза позволило сделать следующие выводы.

Социально успешные студенты более дифференцировано осуществляют выбор участников социального взаимодействия. Т.е. для них важно не просто быть рядом с "хорошим человеком", а именно результативность социального взаимодействия (будь то отдых или решение учебного задания). Это говорит о хорошем понимании разных личностных особенностей других, узкая специализированность качеств, необходимых для качественного выполнения различных видов деятельности.

Для группы социально успешных студентов характерна большая осмысленность жизни, ориентация на ценности профессиональной самореализации. В группе социально неуспешных ценностные ориентации носят конкретный характер. Характерным для данной группы являются традиционные, а также межличностные ценности.

Выявились гендерные различия по отношению к успеху. Для юношей более важна социальная оценка успешности, ориентированность на результат, для девушек - внутриличностные качества и переживания, процессуально-динамические характеристики успеха.

Таким образом, проведенное исследование позволяет выделить некоторые личностные детерминанты жизненной успешности студентов; в первую очередь, это стремление к самореализации и позитивное самоотношение, также важно умение видеть личностные достоинства других людей. Не менее важна внешняя оценка успешности человека. Для более выраженной достижительной мотивации необходимо четкое осознание критериев социальной оценки и стимулирующие условия образовательной среды.