Вход на сайт

С каждым годом темп жизни становится все интенсивнее. С молниеносной скоростью появляется новая информация. Работы становится все больше, а времени на обучение все меньше. Именно поэтому в последнее десятилетие тренинги стали одной из основных форм обучения. Главная идея тренингов — обновление и дополнение имеющихся знаний путем интенсивного курса, а не замена классического образования, как многие считают.

Причем сюда могут включаться не только занятия по повышению квалификации, но и получение знаний и навыков, выходящих за рамки основной профессии. Так, например, фармацевту совершенно не обязательно получать второе высшее образование, но абсолютно необходимо к имеющимся специализированным знаниям добавить навыки в области техники продаж. К сожалению, ортодоксальные образовательные формы обучения и по сей день отличаются определенной косностью, что не дает возможности специалистам получить полное разнообразие навыков, которые так необходимы в повседневной работе. Но если тренинги являются чем-то неортодоксальным, то законно возникает вопрос, что же такое тренинги?

Термин  «тренинг» (от англ. — train, training)  имеет ряд значений: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, даже дрессировка. Между тем, точного эквивалента в русском языке нет. Нет и единого мнения относительно определения этого понятия. Для наглядной иллюстрации хотелось бы привести некоторые варианты.

Социально-психологический тренинг — средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения (Петровская  Л.А. 1982).

Групповой тренинг — это любой процесс приобретения знаний, умений или поведенческих навыков, в котором участвуют более двух человек (Ли Д. 2002).

В 1991 г. Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission — MSC) предложила такое рабочее определение: «Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого - изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких ее видов. Цель тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации»

Взгляды на тренинг различных авторов разнообразны и зачастую противоречивы.

С целью консолидации этого понятия мы решили рассмотреть проблему с разных сторон. Итак, технической основой организации всех тренингов являются такие методы:

• Работа в малых группах

• Мозговой штурм

• Деловая игра

• Работа с конкретными ситуациями

• Лекции и др.

Они существенно отличаются от стандартных методов обучения средней и высшей школы. Однако будет ошибочным считать, что тренинги являются чем-то новомодным и, как следствие, быстро проходящим. На самом деле они логично проистекают из общей истории образования.

Истоки этого направления образования можно встретить в описаниях подготовки военных, религиозных деятелей, деятелей искусства, которым (описаниям) насчитывается не одна тысяча лет. В качестве примера приводим описание упражнений, которые рекомендовал Леонардо да Винчи для учеников в области живописи: «Также я испытал на себе, что получается немалая польза от того, чтобы, лежа в постели в темноте, повторять в воображении поверхностные очертания форм, прежде изученные. это очень похвально и полезно для того, чтобы закреплять себе предметы в памяти. Пусть один из вас проведет какую-нибудь прямую линию на стене, а каждый из вас пусть держит в руке тоненький стебелек или соломинку и отрезает от нее кусок такой длины, какою ему кажется первая линия, находясь при этом на расстоянии в десять локтей. Взять дротик или трость и рассматривать его с некоторого расстояния, и каждый пусть своим суждением оценит, сколько раз данная мера уложится в этом расстоянии. Или еще — кто лучше проведет линию длиной в локоть, а потом это измеряет натянутой нитью. ».

Игнатий Лойола из ордена иезуитов в 1522 г. разработал «Духовные упражнения», которые на протяжении 500 лет были основой для формирования мышления членов ордена.

Еще одним великим тренером в области искусства актерства является наш соотечественник К.С. Станиславский. Более 300 упражнений для актеров находим в трудах С.В. Гиппиус.

Несколько позже начали развиваться психологические тренинги. Так, в 1922 г. Р.Д. Джейкобсоном был создан метод прогрессирующей релаксации для снятия нервно-психического напряжения. В основе этого метода лежит теория о взаимосвязи эмоций с напряжением мышц. Его последователем стал немец И.Г. Шульц, который, расширив методику в 1932 г. предложил классический вариант аутогенной тренировки. В том же году Я. Морено под термином «психодрама» предложил методику разыгрывания на сцене проблемных жизненных ситуаций с последующим психологическим анализом.

Традиционно считается, что отцом тренингов является Курт Левин. После Второй мировой войны К. Левином и его учениками в США был создан Центр по изучению групповой динамики. Разработанные К.Левином и К.Роджерсом теории групповой динамики и центрированной на клиенте терапии явились непосредственными источниками практики группового тренинга. В результате успешной работы мастерской межгрупповых отношений в 1947 г. в США была создана Национальная лаборатория тренинга (Евтихов О.В. 2005).

Еще одним из основоположников психологических тренингов можно считать англичанина Александра Эверетта, который в 1962 г. приехав в США, работал в общеобразовательной школе. Его интересы сосредоточились на том, как можно путем тренировок максимально полно раскрыть возможности человеческого разума. При этом А. Эверетт обращался к многочисленным философским, духовным, религиозным учениям. После 6 лет кропотливого труда в 1968 г. в Техасе он провел свой первый тренинг под названием «Mind Dynamics» (Динамика Разума). Тренинг представлял собой 4-дневный курс глубокого самоанализа, в процессе которого человек максимально полно мог осознать свои скрытые способности. Впоследствии была основана одноименная тренинговая компания.

Таким образом, психологические тренинги широкомасштабно разветвились, найдя применение в различных областях человеческой жизни, в том числе в таком важном направлении, как бизнес. В то же время это была психология бизнеса, но никак не бизнес-тренинги с разносторонним освещением вопросов.

В 70-х годах ХХ в. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Его средствами были ролевые игры с элементами драматизации, создающие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Тренинги не являются чем-то новомодным. Они прошли длинный исторический путь и по праву могут считаться одной из эффективных форм обучения.

Сегодня в нашей стране существует полная неразбериха в предлагаемых тренинговых услугах. За обучение порой берется кто угодно и как угодно. Поэтому есть необходимость кратко остановиться на классификации тренингов. В первую очередь тренинги можно классифицировать по психологической теории обучения, которая лежит в его основе.

Однако значительное количество современных тренингов являются эклектическими, то есть сочетают в себе элементы разных подходов, отобранных по признаку эффективности для решения конкретных задач. Отнести такие тренинги к какой-либо конкретной психологической парадигме не всегда представляется возможным. Существует множество особенностей проведения тренингов в зависимости от предъявляемых к тренингу требований, от которых зависит его эффективность.