Понятие креативности

Креативность относят к типу общих способностей человека и связывают с творческими возможностями его. Это способность человека генерировать новые идеи, создавать новые понятия, формировать новые навыки и т.п. До сих пор некоторые психологи рассматривают креативность как одну из сторон интеллекта. Однако между ними имеется более существенное различие, для объяснения которого можно воспользоваться двумя типами мышления, предложенными Д. Гилфордом в его кубической модели интеллекта:

- конвергентное мышление (мышление одностороннего движения к единственному решению проблем через сведение или синтез известных знаний);

- дивергентное мышление (мышление разностороннего движения к решению проблем с нахождением многих решений, новых идей и возможностей).

Креативность опирается именно на дивергентное мышление (в отличие от интеллекта). До сих пор не получен ответ о связи креативности с интеллектом. Установлено, что креативность зависит от социоэкономического положения человека, его эмоционально-мотивационной сферы и поддается целенаправленному развитию.

Для оценки способности к творчеству в качестве критериев часто используются понятия «легкость», «гибкость», «оригинальность». Эти качества личности проявляются при выполнении специальных заданий. Легкость выявляется по быстроте выполнения заданий (по количеству решенных задач в отведенное время). Гибкость оценивается по количеству переключений с одного класса объектов на другие. Оригинальность - по частоте данного ответа в однородной группе испытуемых (к оригинальным обычно относят ответы, составляющие не более 2 % от одинаковых ответов, которые дали остальные, «неоригинальные» испытуемые).

Развитие креативности немыслимо без совершенствования ряда психологических слагаемых, присущих любой одаренной личности (по А. Луку). Это:

- Зоркость в поисках проблем как качество мышления, т.е. умение обнаружить среди привычных явлений необычное. Здесь важно «не смотреть, а видеть». Так, в течение целых 19 веков считалось, что чем больше масса тела, тем больше его скорость падения. Для опровержения этой догмы достаточно было Г. Галилею подняться на Пизанскую башню, сбросить оттуда два предмета с разным весом и убедиться, что ускорение свободного падения для них одинаково.

- Умение свертывать мыслительные операции в длинной цепи рассуждений и заменить их одной обобщающей операцией. Ведь прежде чем творить, нужно накопить некоторый минимум знаний, который обычно составляет внушительный объем. Еще в средние века операция арифметического деления миллионных чисел удавалась лишь тем, кто успешно закончил обучение в университете. Переход от римских цифр к арабским сделал эту операцию доступной современным младшим школьникам.

- Владение обобщающими стратегиями через приемы переноса опыта решения одной задачи к решению другой («чтобы творить, надо думать около, боковым мышлением»). Так, Архимед нашел способ сравнения объемов тел сложной конфигурации, лежа в ванной: он заметил, что из нее вытекает столько воды, каков объем его тела. Или предметом своей привязанности - автомобилем люди обязаны изобретателю Ч. Дюрейа, который усмотрел общее в работе карбюратора с принципом действия пульверизатора для духов своей жены.

- Цельное восприятие. Нередко организаторские способности тонут в неумении увидеть ситуацию в ее целостности и последующих действиях руководителя, похожих на латание «тришкина кафтана».

- Навыки отдаленного ассоциирования различных по содержанию понятий. Это качество обеспечивает людям, обладающим юмором, возможность слагать анекдоты, где смешное проявляется именно в факторе «смыслового расстояния» между понятиями. В памяти человека слова группируются в «гроздья», в ассоциативные заготовки и потом эффективно используются в процессах мышления. Подобные ассоциативные сети обеспечивают быстрый доступ к актуальной информации, хранящейся в памяти человека.

- Гибкость мышления как умение переходить от одного класса явлений к другому, существенно не совпадающему по содержанию с первым (отсутствие у индивида мысленных «таможенных границ» между явлениями). Это обеспечивает возможность перебора большого количества вариантов возможных решений актуальной проблемы и выбора наилучшего из них.

- Выраженность оценочных навыков вариантов решений до их объективной проверки. Представим себе ситуацию: судейская коллегия оценивает выступления большого числа участников фигурного катания па льду по шкале «плохо - хорошо». Очевидно, что выявить победителя, опираясь на такую двоичную оценочную шкалу, трудно или просто невозможно. Если же дать возможность судьям оценивать мастерство участников по 10-балльной шкале, то лидер определится быстро. Если судьям дать возможность самим выбрать шкалу, то их мнения резко разделятся: одни предпочтут более детальную шкалу, например 10-балльную (это так называемые люди с высоким дифференцировочным уровнем), другие - 5-балльную (люди с низким дифференцировочным уровнем). Психологические исследования показали, что люди с высокой выраженностью оценочных навыков обладают лучшими организаторскими способностями.

- Легкость генерирования идей («много и разных: хороших и не очень»). Здесь важно использовать различные каналы переработки информации для создания образов этих идей. Для этого человек должен знать свой ведущий канал восприятия и обработки информации и развивать у себя эффективность работы других каналов. Не обойтись и без развития таких психических познавательных процессов, как представление и воображение. Весьма позитивную роль сыграют и навыки беглой речи. Ведь любую идею необходимо перевести в словесный код. Это необходимо не только для ее обнародования, но и для критического анализа, для поиска неточностей, погрешностей или просто ошибок.

Несмотря на различия между креативностью и интеллектом, диагностические процедуры для их оценки строятся по одинаковому принципу. В этой ситуации говорить о высокой надежности оценок не приходится. Наибольшей известностью пользуются тесты креативности Е. Торренса, предназначенные для диагностики взрослых и детей начиная с 5-летнего возраста.