Предисловие

Гуманизация современной школы требует повышенного внимания к проблемам возрастной и педагогической психологии, поскольку знание учителем основных закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды и особливос стей комфортного включения школьников в обучение является необходимым условием конструктивного взаимодействия учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе Психологические исследования современных проблем детского и веков й психологии заостряют внимание на феномене отчуждения учащихся от школы, их нежелании учиться, негативном отношении к учебной деятельности Следовательно, в контексте высоких требований к развитию национальной шко ли проблема вооружения будущих учителей знаниями по возрастной и педагогической психологии приобретает особую актуальность Значимость этой проблемы повышается, когда речь идет о формировании новой творческой о собистости двадцать первого века, которая будет строить независимое украинское государстваву.

Структура содержания учебного пособия включает 7 тем по возрастной и 3 темы по педагогической психологии К каждой теме даются основные понятия и список рекомендуемой студентам литературы

Одной из задач руководства было освещение различных подходов к проблемам возрастной и педагогической психологии как в отечественной, так и зарубежной психологической науке

Компактное сочетание в одном пособии тем по возрастной и педагогической психологии объясняется общим объектом исследования - личностью, которая развивается в процессе обучения и воспитания Руководство станет пригодиться студентам при подготовке к семинарским занятиям, к государственному экзамену, и во время прохождения педагогической практики, поскольку в нем отражены закономерности учебно-воспитательного процесса и схематично представлены основные понятия по возрастной и педагогической психологииї.

Раздел 1 Возрастная психология

11 предметов, задачи и методы возрастной и педагогической психологии

План

1 Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии

2 Современные теоретические концепции возрастной и педагогической психологии

3 Методы возрастной и педагогической психологии

Основные понятия

Предмет возрастной психологии, предмет педагогической психологии, принципы психологии как науки, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, методы организации иссл ения (лонгитюдный, сравнительный и метод срезов), методы сбора фактического материала и обработки результатов исследования, интерпретационные метод.

Рекомендуемая литература

1 Абрамова ГС Возрастная психология - М, 1997 - Гл 1, 6

2 Асеев ВГ Возрастная психология - Иркутск, 1989 - С 4-9

3 Возрастная и педагогическая психология / Под ред МВГамезо и др - М, 1984 - С 10-13, 14-26, 27-46

4 Возрастная и педагогическая психология / Под ред АВПетровского - М, 1979 - С 5-20

5 возрастных психология / Под ред ГСКостюка - К, 1976 - Раздел I

6 Кулагина ию Возрастная психология - М, 1997 - Раздел I

7 Словно РС Психология: В 3 кн - М, 1998 - КН2 - С 6-17

8 Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред АИЩербакова - М, 1987 - Темы 1, 2

9 Практикум по экспериментальной и прикладной психологи / Под ред ААКрылова - Л, 1990 - С 5-61

Предметом возрастной психологии как отрасли психологической науки является возрастная динамика психики человека, закономерности и факты развития психических процессов и психических свойств личности на разных этапах ее индивидуальной жизни

Отраслями возрастной психологии являются: детская психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология ранней юности, психология взрослого человека, Геронтопсихология (психология старости)

Предметом педагогической психологии являются психологические закономерности обучения и воспитания Конкретизируя этот тезис, отметим, что педагогическая психология изучает познавательную деятельность и умственное развитие ученика, закономерности формирования лич стости как сознательного субъекта познания, общения и рабоі.

В структуре педагогической психологии выделяют: психологию обучения, психологию воспитания и психологию учителя

Возрастная психология неразрывно связана с педагогической психологией Это единство объясняется общим объектом исследования - личностью, которая развивается и возрастная, и педагогическая психология рассматривают вз заемодию ребенка и взрослого: ребенок анализируется в процессе обучения и воспитания время обучения и воспитания не могут рассматриваться вне основным объектом этих процессов - ребенка, который развиваетсяься.

Задача возрастной и педагогической психологии можно разделить на 3 группы:

1 Методологические задачи

Методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности Соответственно, в общими методологическими задачами понимают формулировку общего философского подхода, способа познания, который применяется исследователем

Специальные методологические задачи - формулирование методологических принципов и определение конкретных методических приемов исследования Так, например, к основным проблемам специальной методологии научного познания в пределах возрастной психолог гии относят:

1) проблему движущих сил психического развития человека;

2) проблему соотношения обучения и развития;

3) проблему возрастной периодизации

2 Теоретико-познавательные задачи

Основная цель теоретических исследований - увеличение знаний об общих закономерностях и механизмы развития психики ребенка, разработка понятийного аппарата

В основных теоретических проблем возрастной и педагогической психологии на современном этапе относим:

1) определение эталонов зрелости личности;

2) выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;

3) построение концептуальной модели материнства;

4) соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка;

5) научное прогнозирование в развитии психических ресурсов ребенка

3 практически задачи

Решение теоретических задач расширяет возможности практического применения достижений возрастной и педагогической психологии Практическая психология направлена. на решение конкретных проблем конкретного человека Актуал льным практическими задачами возрастной и педагогической психологии являетсяє:

1) организация оптимальных форм детской деятельности и общения;

2) проблема психологической помощи в периоды разных возрастных кризисов;

3) проблема гуманизации учебно-воспитательного процесса;

4) проблема трудных детей

Остановимся на характеристике основных направлений современной возрастной и педагогической психологии

1 Психоанализ (С Фрейд)

Предмет исследования: глубинные чувства и переживания человека Основу концепции составляют два открытия: открытие бессознательного и открытие сексуального основы человека

Опыт первых детских переживаний человека на уровне бессознательного оказывает влияние на ее взрослую жизнь ЗФрейд верил

что \"ребенок - отец взрослого\" Сексуальный развитие ребенка проходит определенные этапы На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей сосредоточены вокруг какой-либо части тела, является для ребенка ис Эрели получения удовольствия Этот интерес взрослых и получения удовольствия ребенком - критерии выделения стадий психосексуального развития Характер течения каждой из стадий осуществляет определенное влияние на фор мирования личностных качеств младенцевякостей дитини.

На первой стадии (оральной), которая длится год, важнейшей сферой динамической активности является рот По оральной стадией идет анальная Здесь основное внимание сосредотачивается на функциях выделения Эта стадия длится пятый течение второго года жизни Следующая-фаллическая стадия, когда ведущими эрогенными зонами становятся половые органы Затем ребенок попадает в длительный латентный период (с 6 до 12 лет) В настоящее время импульсы в о сновным вытеснены и удерживаются в этом состоянии и последняя фаза - генитальная - фаза развитой сексуальности (от 12 до 18 лет) Часто поезда здесь подчиняются либидо, удовлетворяются путем норма ной половой деятельностильності.

Личность развивается на основе 4 источников напряжения: 1) процессов физиологического роста, 2) фрустраций, 3) конфликтов и 4) угроз Прямым следствием роста напряжения, которое возникает из этих 4 источников, является то, щ что личность должна овладевать новыми способами редукции напряжения Идентификация (метод, с помощью которого человек принимает черты другого и делает их частью своей личности) и замещения (когда объе кт-выбор оказывается недоступным через внешние и внутренние барьеры, формируется новый объект, позволяющий снять напряжение) - это два метода, благодаря которым индивид учится решать фрустрации, конфликты и тревогги.

Развитие личности - закономерная смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира и поведения человека

Становление личности зависит от влияния социальных, исторических и культурных факторов, от того насколько она идентична социума, что его окружает На каждой стадии человек переживает специфическую кризис, в основе которой лежит конфликт Человек может развиваться либо по линии благополучного разрешения конфликта, или по аномальной линииії.

Е Эриксон выделяет следующие стадии психосоциального развития:

1 Орально-сенсорная стадия (первый год жизни) - конфликт между доверием и недоверием к окружающему миру Если он решается положительно - формируется надежда

2 мышечно-анальная стадия (от 1 до 3 лет) - конфликт между чувством независимости тавидчуттям стыда и сомнения (формируется воля)

3 Локально-генитальная стадия (от 4 до 5 лет) - конфликт между инициативностью и чувством вины (формируется целеустремленность)

4 Латентная стадия (от 6 до 11 лет) - конфликт между трудоустройство любством и чувством неполноценности (формируется умение)

5 Подростковый возраст и ранняя юность (от 11 до 20 лет)-конфликт между пониманием принадлежности к определенному полу и непонимание форм поведения, ей соответствует (формируется верность)

6 Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) - конфликт между стремлением к интимным отношениям и ощущение изолированности от окружающих (формируется любовь)

7 Взрослость (от 40 - 45 до 60 лет) - конфликт между жизненной активностью и сосредоточенностью на себе, своих взрослых проблемах (формируется забота)

8 Зрелость (более 60 лет) - конфликт между ощущением полноты жизни и отчаянием (формируется мудрость)

2 Бихевиоризм (ДжУотсон, Дж Годфруа, КФлейк-ХОБ-сон, БСкиннер)

Предмет исследования - поведение человека от рождения до смерти Бихевиористы не находят данных, которые подтвердили бы существование наследственных форм поведения считают, что если есть относительно незначительные врожденные реакции, приблиз зно одинаковы у всех детей, и при условии овладения внешней и внутренней средой, направляется формирования любого ребенка по определенному пути Манипулируя внешними раздражителями, можно \"изготовления ити \"человека с любыми чертам-якими рисами.

Следовательно, развитие психики зависит от стимулов, которые обеспечивает среду Бихевиористы отрицают наличие этапов развития ребенка Основная задача - изучать условия, способствующие или мешающие научение и Существует три способа формирования поведения: положительное и отрицательное подкрепление, наказание, отсутствие подкрепленияння.

3 Гуманистическая психология (КРоджерс, АМаслоу, ВФранкл, ССатир, ШБюлер)

Личность - уникальная целостная система, которая является открытой возможностью самоактуализации Существует одна мотивирующая сила - стремление к самоактуализации Человек не может актуализироваться, если не способен различать и прогрессивные и регрессивные путь поведенияки.

По мнению КРоджерса, основным препятствием для развития точного восприятия, реалистического осознания себя есть \"условие ценности\" Как только ребенок начинает осознавать себя в ней развивается потребность в лю юбови и позитивном внимании Ребенок начинает действовать так, чтобы получить любовь и одобрение, действуя иногда против своих собственных интересов Ребенок пытается быть такой, какой ее хотят видеть, а не такой, какой во на есть КРоджерс отмечает, что люди часто формируют и усиливают образ самого себя, что совершенно не соответствует реальности Главное - вера во внутренние силы сложного организма, каким является человекму, яким є людина.

АМаслоу связывает возникновение неврозов с затуханием в человеке \"внутренних сигналов\" или их полным исчезновением Человек, лишенный внутренних подсказок, ищет такие на стороне По мере того как индивид все би ильше воспринимает, понимает и принимает в \"Я - структуру\" свои же органические переживания, он находит, что замещение системы ценностей - это постоянный процесс Для здорового приспособления человек должен посту йно оценивать свои переживания, чтобы увидеть насколько они требуют изменения ценностной структурміни ціннісної структури.

Большинство людей биологически тянутся к здоровью Существует много потребностей, каждая из которых подчинена базовой тенденции организма к становлению и самопидсилення

Основные идеи гуманистической психологии

1 Человек - целостная уникальная система и должна изучаться в его целостности

2 Человек открыт миру, переживания человеком мира и себя является основной психологической реальностью

3 Человеческая жизнь нужно рассматривать как единый процесс становления и бытия человека

4 Человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы

5 Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе

6 человек является активной, творческой существом

4 Культурно - историческая концепция ЛСВиготського

Среда является источником развития высших психических функций Отношение к среде меняется с возрастом, а соответственно меняется и роль среды в развитии У человека нет врожденных форм поведения в среде овищи Ее развитие осуществляется путем усвоения исторически выработанных форм и способов деятельности Морфофизиологические особенности мозга и общение - условия развития ребенка Обучение - движущая сила развитием квитку.

Основная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (совместной с взрослым и опосредованной знаками) деятельности ЛСВиготський прийш шов к выводу: любая высшая форма поведения появляется в своем развитии дважды - сначала в социальном плане, как коллективная форма поведения, в сотрудничестве ребенка со взрослым, затем как функция интрапсихическая (внутри ребенка), как определенный способ ее поведения В процессе интериоризации складывается и развивается сознание человекдини.

Процесс развития высших психических функций - это процесс овладения внешними средствами культурного развития и мышления (язык, письмом и т.д.), а также развития специальных высших психических функций Сущность и зм городов культурного развития поведения - глубинные изменения высших психических функций, которые произошли в филогенезе человека Культура создает особые формы поведения, видоизменяет деятельность психических функций В о процессе исторического развития человек изменяет способы и приемы своего поведения, вырабатывает новые формы - специфические, культурные Воспитание является искусственным овладением природными процессами развития Оно влияет не тел ькы на различные процессы развития, но и перестраивает все функции поведениедінки.

5 Психология отношение к закономерности детского развития (ВМ Мясищев)

Основой личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных отношений к действительности ВМ Мясищев отмечает, что психологическое отношение - это целостная система индивидуальных, избирательных и сознательную ных связей личности с различными сторонами действительности Деятельность и поведение одной и той же личности каждого конкретного момента определяются его отношением к различным сторонам действительности, видами стал ления, вытекающих из истории развития личности, со всей объективной общественно-исторической действительности Вопрос о развитии человека неразрывно связано с формированием ее видов отношения Воспитание есть п роцесом взаимодействия воспитателя и воспитанника Взаимоотношения, существующие между ними, играют существенную роль в процессе взаимодействия и вместе с тем является результатом этой взаимодействующихаємодії.

Деятельность (игра, учение, труд) для формирования основных психических свойств, является моральной основой личности, может быть и нейтральным процессом, если между ее участниками не организованы отношении ния (отношения, требующие взаимопомощи, сотрудничества.

Возрастная и педагогическая психология как отрасль психологической науки, использует комплекс общепринятых методов исследования современной психологии Так, по общей психологии в возрастную перешли все мето оды, которые используются для изучения когнитивных процессов и личности С социальной - методы, с помощью которых изучается межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми Все эти методы адаптированы к возрасту ребенокини.

Классификация методов возрастной и педагогической психологии

По целью и задачами исследования:

1) описательные (не экспериментальные):

- наблюдение;

- изучение продуктов деятельности;

2) диагностические (измерительные):

- тесты;

3) объяснительные (экспериментальные):

- естественный эксперимент;

- моделирующий эксперимент;

- лабораторный эксперимент;

4) преобразовательные (формирующие):

- обучающий эксперимент;

- воспитывающий эксперимент

За организацией исследования:

1) продольный срез (лонгитюдный метод) - исследование одних и тех же детей на протяжении длительного периода времени;

2) поперечный срез - исследование проводится на отдельных и разных по возрасту группах детей Цель - исследование особенностей данного момента формирования психики;

3) комплексное исследование - использование и поперечных, и продольных срезов различными исследователями

Специфика предмета психолого-педагогических исследований в возрастной и педагогической психологии порождает модификацию в использовании отдельных методов Так, наблюдения часто проводится как дневниковые записи (дневники матери) - последовательная фиксация фактов, свидетельствующих о психическом развитии младенцеви.

Лабораторный эксперимент по частоте использования в возрастной и педагогической психологии уступает природному Важным для возрастной и педагогической психологии является формирующий (обучающий и воспитывающий) экс сперимент Именно благодаря ему изменения психической деятельности детей рассматриваются в результате активного воздействия исследователя (часто педагога) на испытуемого (ученикая).

Особое место среди методов исследования индивидуальных и возрастных различий детей занимает близнецовый метод, заимствованный из дифференциальной психологии С помощью этого метода исследуется подобное и и отличное между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, что позволяет решить одну из основных проблем возрастной психологии - взаимосвязь биологической и социальной обусловленности развития психикии.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter