Гештальт

ГЕШТАЛЬТ

Гештальт (от нем. Gestalt — форма, структура) - основное понятие гештальт-психологии, использовавшееся также Австрийской и Лейпцигской школами, которое обозначает целостные (т.е. не сводимые к сумме своих частей) структуры сознания.

Примеры Гештальт . кажущееся движение, инсайт, восприятие мелодии, не сводимое к сумме ощущений звуков этой мелодии, и др. Гештальт рассматривались в гештальт-психологии как единицы сознания и психики на всех ступенях психического развития, в Лейпцигской школе Г. считались единицами анализа сознания на более поздних этапах его развития, тогда как на ранних этапах этими единицами являются т.н. комплекс-качества.

Гештальт образуются в психологическом поле на основе законов «расчленения психологического поля». Возникнув первоначально в психологии, термин «Гештальт» впоследствии стал использоваться для обозначения некоторых целостных физических, физиологических и социальных феноменов. См. Прегнантность, Целостность восприятия . (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Гештальт (от нем. Gestalt — образ, форма) - функциональная структура, к-рая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений.

Термин Гештальт предложен гештальтпсихологией и первоначально применялся к описанию психики, но в дальнейшем был распространен на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о Гештальт зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонентов (ощущений) способ их структурирования (например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ стал пониматься как Г. имеющий собственные законы, изучение к-рых гештальтпсихология выдвинула в качестве своей главной задачи.

Среди законов Гештальт были выделены: тяготение частей к образованию симметричного целого; группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, «прегнантность» (тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму) и др. Эти положения отразили общую методологическую ориентацию гештальтпсихологии, неправомерно придавшей характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, а само восприятие истолковавшей как «чистый» феномен сознания, а не как психический образ объективной реальности, к-рый строится в предметной деятельности и зависит от предшествующего опыта.

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Гештальт - немецкий термин, который, к сожалению, не имеет точного английского/русского эквивалента. Было предложено несколько терминов, таких как "форма", "конфигурация", однако здесь "суть" или "способ" также допустимые варианты перевода. Этот термин скорее, чем любой его неадекватный перевод, вошел в научный язык. Суть этого термина заключается в том, что он используется для обозначения единого целого, полной структуры, множества, природа которого не обнаруживается с помощью просто анализа отдельных частей, его составляющих. Афоризм, порожденный этой идеей, – "целое (то есть гештальт) отличается от суммы его частей". Этот принцип образует ядро гештальтистского движения в психологии.

предметная область термина

ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТ БЕНДЕР (Bender gestalt) В 1938г. Лауретта Бендер опубликовала монографию под названием "Визуально-моторный гештальт-тест и его клиническое использование" (A visual motor Gestalt test and its clinical use). Этот простой тест состоит из 9 геометрических фигур, образованных точками, линиями, углами и кривыми. Эти фигуры предъявляются испытуемому в определенной последовательности и срисовываются им. Сами фигуры были позаимствованы из классической работы Макса Вертгеймера по теории гештальт-психологии. Фигуры разрабатывались с целью ил. гештальт-принципов нормальной перцептивной организации (напр. близости, непрерывности, замыкания), применяемых к группированию и структурированию стимулов. Отклонения от этих нормальных законов рассматриваются в Г. т. Б. в качестве симптомов. Т. к. Бендер интересовало развитие этих законов в период с раннего детства до взрослости, простейшим способом проверки того, как воспринимались эти фигуры, было получить от испытуемого их копию в виде рисунка. Так в процедуру измерения оказался включенным критический моторный фактор, к-рый имеет собственные законы развития; и задача трансформировалась в перцептивномоторную задачу. В результате попыток стандартизовать проведение и обработку результатов оригинального теста Бендер появилось неск. его адаптации. Безусловно, самой новаторской из них оказалась переработка этого теста Хаттом в инструмент для оценивания личностной динамики, включ. символическую психоан. интерпретацию. Результатом всех этих конфликтующих адаптации стали существенные расхождения в данных, получаемых от одного исслед. к др. низкая согласованность в отношении критических показателей для различных диагнозов и неудачи в валидизации этого теста. Однако большинство клиницистов считают данный тест полезным инструментом для обнаружения поражений головного мозга и психозов. См. также Клиническая оценка, Гештальт-психология, Проективные методики Э.М. Сиипола

БЕНДЕР ГЕШТАЛЬТ-ТЕСТ [Bender L. 1938]. Предназначен для выявления поражений головного мозга. Заключается в копировании девяти фигур со специальных карт или диапозитивов. Результаты интерпретируются с позиций гештальт-психологии. Разработана система стандартизации теста и количественных оценок получаемых данных.

ХОРОШИЙ ГЕШТАЛЬТ  - любая основательная, устойчивая конфигурация. См. прегнантность.

ГЕШТАЛЬТ НЕЗАВЕРШЕННЫЙ (действие незавершенное, ситуация незавершенная) - в контексте психотерапии понимается как неудовлетворенная потребность (см. потребность), стремящаяся к удовлетворению. При здоровом функционировании организма возрастающее напряжение потребности побуждает организм к действию по ее удовлетворению, после которого появляется возможность для формирования новых гештальтов. При нарушениях естественной саморегуляции какая-либо потребность(и) прерываются организмом (см. гештапьт фиксированный), что приводит к хроническому напряжению и неспособности к осознаванию и актуализации новых потребностей.