Понятие коллектива

Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы.

Социальная группа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместной деятельнос­ти. Эта общность обладает рядом существенных призна­ков:

— внутренней организацией, которая состоит из ор­ганов управления, социального контроля и санкций;

— групповыми ценностями, на основе которых раз­вивается социальное чувство общности, выражае­мое словом «мы», а также формируется обществен­ное мнение группы;

— собственным принципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;

— групповым давлением, т. е. воздействием на пове­дение членов группы;

— общими целями и задачами деятельности;

— стремлением к устойчивости благодаря механиз­мам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;

— закреплением традиций, символики (знаки, одеж­да, флаги и т. д.).

Классификация групп, степени их развития и группо­вой работоспособности приведены на блок-схемах 1 и 2.

Как во всем обществе в целом, так и в отдельных орга­низациях социально изолированный индивидуум встре­чается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается на работу, он сразу же начинает заводить знакомых и дру­зей обычно из числа тех, с кем он вместе работает боль­шую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Поведение инди­видуумов в таких группах обычно претерпевает суще­ственные изменения под влиянием коллектива[1, c. 312].

Каждое из самых малочисленных подразделений орга­низации состоит из ограниченного числа сотрудников, работающих под началом одного руководителя (которого мы называем главой подразделения), причем все они выпол­няют аналогичные или сходные функции или все работа­ют ради выполнения одной задачи.

Руководители подразделений играют важную роль в такой организационной системе. Основная часть взаимо­отношений между широко разбросанными подразделени­ями организации и между руководителями «высших» уровней и руководителями или сотрудниками, находящи­мися на «более низких» уровнях, осуществляется опос­редованно, при этом главы различных подразделений организации служат связующими звеньями цепи. Назо­вем эту группу руководящим аппаратом организации.

Поступив в организацию, человек вскоре обнаружи­вает, что с одними людьми он работает гораздо больше, чем с другими. Если бы он составил схему своих контак­тов с сослуживцами в своей организации, то увидел бы довольно небольшую и неизменную по составу группу коллег, с которыми он постоянно общается изо дня в день, еще одну, более многочисленную группу людей, с кем у него никогда не было контактов и о ком он лишь слышал тем или иным образом.

Немногочисленная группа людей, которые каждоднев­но работают вместе, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее называют друг друга обыч­но по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как частные личности, т. е. не просто как сотрудники, а как полноценные личности со своими надеждами и опа­сениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятиями, семейными и социальными проблемами и т. д. Между членами этих небольших, построенных на межличностных отношениях, социальных групп часто складываются прочные узы дружбы, которые простира­ются на всю их социальную жизнь далеко за пределы орга­низации. Отдельные члены группы обычно отождествля­ют себя со своей группой, так что они исповедуют ценно­сти, принятые в группе, как свои собственные. Группа I становится неким продолжением самого индивидуума. В I группе складывается представление о том, что есть пра-I вильное поведение ее членов.

Когда индивидуум приходит в организацию и если он " не отождествляет себя с той рабочей группой, в которой оказался, не принимает дисциплину группы, то он так и останется посторонним и будет окружен атмосферой враж­дебности или, по меньшей мере, безразличия[4, c. 126].

В большей или меньшей степени почти все служащие отождествляют себя не только со своими непосредствен­ными первичными трудовыми коллективами, но и с бо­лее крупными подразделениями организации, в которые такие рабочие группы входят как составные части.

Рекомендуем посетить: