/ Психология социальной работы - Кулебякин Е.В

Аннотация

Данное учебное пособие раскрывает теоретико-методологические и практические вопросы психологии социальной работы, необходимые для подготовки студентов по специальностям «Социальная работа», а также «Психология». Пособие включает 4 модуля, 9 глав, 30 параграфов. Основной текст пособия 32 часам учебного времени. В пособии освещается предмет. структура и функции психологии социальной работы, дается анализ основных понятий. раскрываются философско-социологические и теоретико-психологические ее основы. Важное место в пособии занимают практические вопросы: дается характеристика психотехнологий диагностики, коррекции и реабилитации людей, нуждающихся в социально-психологической помощи. раскрываются особенности социально-психологической работы с ними (на материале подростков, пожилых и инвалидов). Пособие содержит тесты, глоссарий, список основной и дополнительной литературы.

Учебное пособие предназначено, для студентов дистанционной формы обучения. Вместе с тем, пособие может быть полезным дополнительным материалом для студентов заочной и дневной форм обучения.

Методичка для студента дистанционной формы обучения

I. Список заданий для самостоятельной работы.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1.Назовите основные причины формирования социальной работы как науки. Где и когда были организованы первые школы (курсы) по подготовке социальных работников?

2.Определите сущность и основные принципы диагностической школы в социальной работе, разработанные ее основательницей М.Ричмонд?

3.Проанализируйте несколько определений предмета социальной работы с точки зрения ее связи с психологией.

4.Обоснуйте необходимость психологической составляющей в системе социальной работы и раскройте ее основное содержание.

5.Каковы основные функции психологии социальной работы?

6.Назовите основные понятия психологии социальной работы и раскройте их связь. 7.Определите особенности и основные различия социализации детей и взрослых. 8.Раскройте понятия десоциализации и ресоциализации.

9.В чем сущность половой социализации?

10.Разъясните смысл понятий дезадаптация и псевдоадаптация.

11.Назовите основные принципы реабилитации и раскройте их психологическое содержание.

12.Укажите основные персонологические концепции в психологии, являющиеся непосредственной теоретико – методологической основой психологической практики социальной работы. Обоснуйте Ваш ответ (на примере 1-2 концепций).

13.Раскройте особенности понимания личности в учении У.Джеймса. в чем значение этой концепции для психологической практики социальной работы?

14.Какова структура личности в учении З.Фрейда? Разьясните смысл основных понятий фрейдовского психоанализа («Оно», «Либидо», «Сверх -я», «эдипов комплекс», «сублимация» и

др.).

15.В чем сущность фрейдовского понимания процесса социализации. Каковы его основные механизмы?

16.Проанализируйте основное содержание концепции З.Фрейда о тревоге и формах психологической защиты.

17.Какие, на Ваш взгляд, представления и идеи З.Фрейда являются наиболее обоснованными и имеют значение для психологической практики социальной работы?

18.Раскройте сущность учения К.Юнга о структуре личности. в чем его основное отличие от понимания личности З.Фрейдом?

19.Проанализируйте основное содержание учения К.Юнга о психологических типах и функциях. В чем его значение для социальной работы?

20.Укажите принципиальное отличие бихевиористской концепции личности (в частности Б.Скиннера) от психоаналитической персонологии. Каковы, на Ваш взгляд, сильные и слабые стороны бихевиоризма в понимании поведения человека и в чем его значение для социальной работы?

21.Раскройте основное содержание учения Р.Кеттела о личности. Дайте анализ «формулы поведения» Р.Кеттела. Каково значение его концепции в практике социальной работы?

22.Обоснуйте роль концепций типологии личности в психологической практике социальной работы. Укажите основания классификации учений о типологии личности.

23.Раскройте содержание и укажите основания типологии личности И.П.Павлова. 24.Определите вид и основания и назовите авторов типологий личности, в которых

выделяются, в частности, следующие типы людей: эгофильный, генофильный, альтруистический, демонстративный, педантичный, застревающий.

25.Проанализируйте соотношение базисных измерений личности с типами темперамента и направленности (экстра - интроверсии) в концепции Г.Айзенка.

26.Укажите, кто из названных ниже психологов является автором типологии личности, в которой выделяются две основные группы людей – экстерналы и интерналы. В чем сущность данной типологии?

а) К.Юнг; б)Г.Айзенк; в)Р.Кеттел; г)Д.Роттер; д)Э.Кречмер; е)П.Б.Ганнушкин. 27.Каково соотношение типологий личности Э.Кречмера и П.Б.Ганнушкина?

28.Что такое психотехнологии? Дайте общую характеристику психотехнологий, используемых в социальной работе.

29.Раскройте основное содержание личностных опросников, разработанных Г.Айзенком. 30.Каковы особенности и значение опросника Р.Кеттела «16 личностных факторов» в

социальной работе?

31.Сформулируйте основные принципы социально – психологической работы с отдельными группами населения.

32.Укажите основные цели и общие методы психосоциальной работы с пожилыми и инвалидами.

33.Назовите и охарактеризуйте основные функции социальных работников в работе с подростками, пожилыми и инвалидами. Выделите среди них функции социальноорганизационного и социально-психологического характера.

II. Возможности и условия получения консультации.

Консультации по проблемам курса «Психология социальной работы» предоставляются студентам на кафедре психосоциальной работы Института психологии, педагогики и социальной работы в соответствии с расписанием. Тел. 517-202. Е.В.Кулебякин д.ф.н. проф.

III. Форма аттестации: компъютерное тестирование, устный экзамен.

Компъютерное тестирование. Оценка ставится при проверке знаний студентов по 3 тестам: правильные ответы по 3 тестам – «отлично»; правильные ответы по 2 тестам – «хорошо»; правильные ответы по 1 тесту – «удовлетворительно»; неправильные ответы ло всем тестам – «неудовлетворительно».

Устный экзамен. Оценка ставится на основании ответов студентов на вопросы, включенные в экзаменационный билет ( 2 вопроса). Оценка «отлично» ставится при полном знании материала по всем вопросам. «Хорошо» ставится при знании материала на 80 % по всем вопросам. «Удовлетворительно» ставится при знании материала на 60%. «Неудовлетворительно» ставится при отсутствии знаний по существу вопросов.

Программа дисциплины «Психология социальной работы»

32 часа

Модуль 1. Предмет, структура, функции и основные понятия психологии социальной работы ( 6 часов)

Глава 1.1. Социальная работа и психология (из истории формирования социальной работы и ее связи с психологией). Предмет, структура и функции психологии социальной работы (2,2 часа)

1.1.1. Формирование социальной работы как науки и специфической социальнопсихологической деятельности.

1.1.2. М. Ричмонд и возникновение диагностической школы. Основные принципы.

1.1.3. Функциональная школа. Развитие основных принципов диагностической и функциональной школ в истории социальной работы.

1.1.4. Предмет психологии социальной работы ее структура и функции.

Глава 1.2. Основные понятия психологии социальной работы. (3,6 часа)

1.2.1. Понятия “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”

1.2.2. Понятие и сущность социализации.

1.2.3. Понятие и сущность адаптации. Социально-психологическая адаптация.

1.2.4. Понятие и сущность реабилитации. Социально-психологическая реабилитация.

Модуль 2. Философско-социологические основы психологии социальной работы (3.1

часа).

Глава 2.1. Философско-антропологические концепции.

2.1.1. Проблема природы человека в истории философии.

2.1.2. Основные концепции природы человека в современной философии.

Глава 2.2. Антропологические концепции и идеи в современной социологии. Проблема цели и смысла жизни ( 0.8 часа ).

2.2.1. Антропологические концепции и идеи в современной социологии.

2.2.2. Проблема цели и смысла жизни.

Модуль 3. Теоретико-психологические основы психологической практики социальной работы ( 15 часов ).

Глава 3.1. Общепсихологические теории личности ( 9 часов ).

3.1.1. Теория личности У. Джеймса.

3.1.2. Психоаналитические теории (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер).

3.1.3. Бихевиористские концепции (Б. Скиннер, А. Бандура).

3.1.4. Теория личности Р. Кеттела.

3.1.5. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс).

3.1.6. Онтопсихология (А. Менегетти).

Глава 3.2. Типологии личности ( 6 часов ).

3.2.1. Биологические и физиологические типологии

3.2.2. Психологические типологии

3.2.3. Конституционально-психологические типологии

3.2.4. Клинические типологии

Модуль 4. Практические вопросы психологии социальной работы ( 7 часов ).

Глава 4.1. Психотехнологии диагностики ( 1,3 часа ).

4.1.1. Понятие психотехнологий диагностики.

4.1.2. Психодиагностические опросники (общая характеристика). Глава 4.2. Психотехнологии коррекции и реабилитации ( 3,3 часа ).

4.2.1. Основные психологические проблемы клиентов.

4.2.2. Психологическое консультирование и психотерапия – важнейшие методы работы с

клиентами.

4.2.3. Основные подходы в коррекционно-реабилитационной и профилактической работе. Глава 4.3. Особенности социально – психологической работы с различными группами

населения (на материале работы с подростками, пожилыми и инвалидами).

4.3.1. Социально-психологическая работа с подростками.

4.3.2. Социально-психологическая работа с пожилыми и инвалидами.