22 Эксперимент и его виды

Эксперимент (от лат experimentum - проба, опыт) - исследовательская стратегия, которая предусматривает целенаправленное наблюдение за определенным процессом в условиях регламентированных изменений отдельных характеристик условий йог го протекания Это спланированное и управляемое исследование, в котором экспериментатор влияет на изолированный объект (объекты) и фиксирует изменения в его состояниях Исследование проводится с целью проверки гипотезы о причинно-следственная связь между воздействием независимой переменной и измененными состояниями объекта (зависимой переменной) В психологии экспериментирования - это совместная деятельность экспериментатора и исследуемого зар ады изучение психологических свойств последнего путем наблюдения за его поведением во время выполнения экспериментальных заданийдань.

По мнению Р Готтсданкер, эксперимент - это изучение объекта в условиях спланированного и специально созданного смещение реальности с целью получить результаты, которые можно обобщить и использовать для передачи евиркы экспериментальной гипотези.

Для проведения эксперимента важны следующие аспекты:

1) исследователь сам активно организует условия, в которых должен появиться определенный психологический факт: когда идет наблюдения, исследователь не может вмешиваться в ситуацию;

2) экспериментатор может изменять условия и определять определенные варианты условий появления исследуемого явления (процесса);

3) в эксперименте возможно устранять определенные переменные, чтобы исследовать, какие изменения при этом произойдут;

4) можно предоставлять переменным разные значения и оценивать данные по различного соотношения выбранных условий

Существуют следующие виды экспериментальных исследований

Лабораторный эксперимент - исследовательская стратегия, при которой деятельность индивида моделируется в специальных условиях Основная характеристика лабораторного эксперимента - это обеспечение воспроизводимости испы лиджуванои характеристики и условий ее проявления Такой эксперимент проводится в специально оборудованных помещенияях.

В него включаются лиц, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя об истинной его целью могут и не знать Проблемой лабораторного экспериментирования является то, что в его условиях практически невозможно змод делюваты полноценно жизненную ситуацию и все ее аспекти.

Естественный эксперимент Понятие естественного эксперимента предложил ОФ Лазурский Он проводится в условиях, которые максимально приближены к обычной деятельности людей, однако они не знают о том, что есть уч чеснок исследования Таким образом, в эксперименте создаются условия для полноценного изучения психологических свойствостей.

При организации естественного эксперимента последовательно разворачиваются следующие этапы:

1) функциональный анализ деятельности исследуемого;

2) фиксация ряда наблюдений за этой деятельностью;

3) анализ результатов;

4) характеристика исследуемого

Основными методами в контексте естественного эксперимента является наблюдение и беседа с участником, результаты которых обрабатываются количественно и качественно

Естественный эксперимент, в свою очередь, имеет несколько разновидностей

Психолого-педагогический эксперимент - экспериментальное обучение, при котором разворачивается процесс обучения и воспитания и одновременно исследуются те психические свойства, которые при этом формируются

Производственный эксперимент проводится в привычных для исследуемого лица условиях профессиональной деятельности, однако участники могут не знать об организации исследования или принимать в нем активное участие

Обучающий эксперимент Получил распространение в конце 1930-х годов Его особенность в том, что изучение тех или иных психических особенностей происходит в условиях целенаправленного формирования именно этих собственности стивостей Вначале исследуют уровень знаний, умений и навыков, в дальнейшем фиксируют и анализируют изменения в их развитии Обучающий эксперимент используют не только в исследовательских целях, но и для диагн остикы умственного развития в практической психологии и патопсихологиогії.

Полевой эксперимент - это естественный эксперимент, в котором используют оборудование, а участников информируют о проведении исследования

В психологии различают также эксперименты зависимости от влияния на исследуемые явления: копстатувальний (цель которого - установление причинно-следственной связи между явлениями) и формовочный (целью которого в г формирование определенного явления) На этапе подготовки (формовочного эксперимента часто используют модельный эксперимент В нем экспериментируют не с самим объектом, а с его заменителем (моделью), что одновременно является объектом и способом исследования В модельном эксперименте последовательно используют следующие операции: построение модели (именно моделирование), переход от модели к реальному объекту, перенос результатов, полученных на модели, на этот объєкт.

зависимости от цели исследователя эксперименты можно классифицировать следующим образом: пилотный (первый эксперимент с экспериментальной серии, который может не удовлетворять всем требованиям, проводится с целью проверки и процедур, которые будут использоваться в основном \"большом\" эксперименте), поисковый (направлен на поиск каузальной связи) подтверждает тельный (направлен на установление вида функционального к илькисного с у связи между явлениями)

квазиэкспериментом - это исследование, в котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными, поскольку это невозможно осуществить в силу объективных причин Любой эксперимент можно считать и квазиэкспериментом, поскольку он отклоняется от идеального.

Критический эксперимент направлен на проверку гипотез, является следствием двух альтернативных теорий Результатом этого эксперимента является отвержение одной теории и принятие другой

По объекту исследования различают реальные и мысленные эксперименты В реальном эксперименте гипотезы проверяются путем планомерного управления условиями социальной действительности В мыслительном экспертами рименти проверке подлежат не реальные явления, а информация о них, а такой существенный момент экспериментирования, как целенаправленное вмешательство в реальные процессы, отсутствует Существуют примеры мыслительного е кспериментування, которые вызывают восхищение, является остроумными, оригинальными Именно мыслительных экспериментов часто приводит революционные изменения в представлениях о мире Такие эксперименты открывают сущностные х арактеристикы объектов и позволяет понять их в общем виде Ученый не должен считать, что его задача - производить новые эксперименты и факты По выражению французского ученого Р Тома, \" в наше время, скорее, следует спасать идею от бесцеремонной авторитарности экспериментовиментів".

Роберт Готтсданкер разделял реальные эксперименты на природные (дублируют реальный мир, проводятся в условиях реальной жизни, экспериментатор контролирует в них только независимую переменную), искусственные (которые улучшат ають реальный мир, проводимых в лаборатории, где реальная действительность имитируется с целью достичь стабильности в дополнительных переменных) и лабораторные (собственно научные эксперименты, в которых исследуются меха низмы поведения, независимая переменная специально отделяется и \"очищаются\" ее условия.

По теми задачами, которые решаются в исследовании, различают следующие эксперименты: научные (направленные на получение новых знаний) и прикладные (направленные на получение практического эффекта) проективные (с направлены в будущее: исследователь проектирует последствия, с учетом гипотетических причин) и ретроепскгивни (направленные в прошлое: исследователь манипулирует информацией о событиях, которые произошли, пытается пере верить гипотезы о причинах, вызвавших существующие последствия); однофакторные (в которых проверяется гипотеза о последствиях воздействия одной зависимой переменной) и баи атофак горне (в которых проверяется гипотез а о целом комплексе переменных и их взаимодействие) В биваленте гному эксперименте сравниваются два условия для независимой переменной, мультивалентному - более двух В многомерном эксперименте определяют влияние ки лькох (не менее двух) независимых переменных на несколько зависимых переменнойих.

В функциональном эксперименте манипулируют тремя или более уровнями независимой переменной, на основе чего определяют функциональную связь между независимой и зависимой переменной

По характеру экспериментальной ситуации различают неконтролируемые, естественные и контролируемые (лабораторные) эксперименты На результаты неконтролируемых экспериментов влияют позаекспериментальни ч факторы, природа которых остается невыясненной или известна частично По сути, такой эксперимент превращается в наблюденииня.

Эксперимент, в котором участники не знают об уровне независимой переменной, влияния которой они подвергаются, называют слепым Если не только участники, но и сам экспериментатор ничего не знает об уровне независимой от переменной, это - двойной слепой эксперимент.

По результатам различают индивидуальный эксперимент (дает результаты, которые касаются только одного конкретного испытуемого) и групповой (результаты которого можно распространить на популяцию)

Эксперимент базового уровня - это такой вид исследования с одной переменной, в котором демонстрируют различные эффекты, используя данные только одного исследуемого Определяют устойчивый базовый уровень реагирования обеспечивают действие независимой переменной и определяют изменения в состоянии исследуемого лица, а затем ожидают восстановления базового ровнойя.

Эксперимент является эффективным научным методом Исследователь наблюдает объект в условиях лаборатории, контролирует условия, проводит измерение различных переменных, чтобы установить связь между ними В условиях экспертами рименту происходит проверка гипотеззи.

В различных областях психологии эксперименты имеют свои характерные черты

В социально-психологическом эксперименте прежде всего рассматриваются отношения человека, предлагаются формы социальных событий и взаимодействий Эти эксперименты требуют разработки методик сопоставления результатов др. ндивидуальнои и групповой деятельностиі.

В инженерно-психологическом эксперименте субъект привлекается к реальной деятельности, использует сложные орудия труда

В психофизическом эксперименте необходимо держать под контролем все группы переменных: внешние, ситуационные, особенности психических процессов и регуляции поведения Создать такие условия сложно, поэтому структура а психофизического эксперимента предусматривает различные теоретические обоснования и предположения при его организацииї.

Для научного исследования в любой науке, в том числе и в психологии, обязательна такая последовательность необходимых шагов:

Первый шаг - определение и формулирование проблемы

Второй шаг - формулирование гипотез, т.е. определенной возможного ответа на вопрос

Третий шаг - проверка гипотезы, а именно: проведение экспериментального испытания, с тем, чтобы выяснить, согласуются с гипотезой факты, не согласуются

Четвертый шаг - интерпретация экспериментальных данных с целью создания теории Исследователь может убедительно подтвердить определенную теорию, если у него есть неопровержимые факты, он может развить и усовершенствовать ты теорию, или же отказаться от нее На этом этапе у ученого появляются новые гипотезы, которые он может снова проверятьти.

От других научных методов эксперимент отличается тем, что дает возможность осуществить точный контроль за всеми переменными, провести точные измерения и проверить теории, он направлен на определение причин объявления.

Конечно, экспериментальный метод имеет свои недостатки Лабораторные условия частично могут воспроизводить реальность, потому являются искусственными В таких условиях трудно оценить сложное поведение

В экспериментальном исследовании не только проявляются закономерности, но и обнаруживаются артефакты - особенности, обусловленные неожиданными нарушениями в организации эксперимента, определенными дефектами экспериментальной иментальнои методик.

Экспериментальный метод может использоваться не только в лаборатории, поскольку эксперимент - это определенный логический путь научного поиска, а не место Однако в научной лаборатории комфортные условия для заб обеспечения контроля за всеми переменными и использования точной техники.

Планирование психологических исследований предусматривает соблюдение следующих условий: определение объекта исследования; четкое и однозначное формулировки его цели и задач, установление контингента обследуемых; прогноза озування возможностей использования полученных результатов Психолог самостоятельно выбирает методы работы, руководствуясь при этом требованиями максимальной эффективности и научной обоснованностиі.

Планирование эксперимента предусматривает способ (процедуру) сбора данных Простейшие эксперименты заключаются в изучении влияния независимой переменной, которой манипулирует экспериментатор, на значение зависимой переменной

Если при организации исследования все условия остаются неизменными, а экспериментатор устанавливает значение независимой переменной, то в результате можно получить такой вывод: \"При тех же условиях значение переменной А расти с увеличением переменной Б \"(или наоборот.

Если экспериментатора важно определить влияние определенного условия, в таких случаях независимая переменная принимает два возможных значения: наличие и отсутствие Для организации такого эксперимента требуется эк кспериментальна и контрольная группы Экспериментальной группе предъявляют определенное условие, а в контрольной - изымают Если в экспериментальной группе будет выявлены определенные аспекты поведения, которые отсутствуют в ко нтрольний фу пи, то можно считать, что это является следствием независимой переменной В исследованиях также используют имитирующие контрольные группы, которые не поддаются экспериментальному воздействию, однако по просьбе экс спериментатора делают вид, что были участниками эксперимента, и имитируют ожидаемое поведениеінку.

В планировании эксперимента используют экспериментальные схемы, согласно которым определяют порядок предъявления условий (качественные формы) или уровней (количественные варианты) независимой переменной Чем больше уровней в независимой переменной, тем полнее она представлена. Последовательность условиях может быть случайной, позиционно равной или в виде регулярного дежурства Различают интра-индивидуальные, межгрупповые и кросс-и ндивидуальни схемы В интра-индивидуальных схемах каждом исследуемом предоставляют все условия независимой переменной, а результаты получают в процессе сравнения данных по каждому участнику В межгрупповых схемах условия независимой переменной предъявляют различным группам и сравнивают данные соответствующих групп (контрольной и экспериментальной) В кросс-индивидуальном исследовании все условия независимой переменной в определенной пос лидовности предоставляют всем участникам (группам) и учитывают результаты всех исследуемых в различных условиях Эта схема наиболее оптимальна для лабораторных многоуровневых исліджень.

Схемы, в которых не соблюдены условия рандомизации участников, однако обеспечена внутренняя валидность, называют квазиексперииментальнимы Если в исследовании нет условий для защиты внутренней валидности, как ку обеспечивают эксперименты или квазиэкспериментом, то такую. схему называют неэкспериментальных Результаты исследования по такой схеме невозможно обосноватьти.

Чаще всего применяют такие экспериментальные схемы (планы): схема базового уровня с небольшой группой, или эксперимент базового уровня: исследования с одной переменной и небольшим количеством участников (ино оде только один исследуемый), в котором демонстрируют эффекты следующим образом: определяют базовый уровень реагирования, оказывают влияние и определяют переходное состояние Когда манипуляция заканчивается, ожидают отно влення базового уровня;

- план с независимыми группами: каждая экспериментальная группа подвержена воздействию только одного уровня независимой переменной;

- план повторных измерений: одну и ту же группу подвергают воздействию всех уровней независимой переменной или переменных;

- план попарного группирования участников: сначала уравнивает участников по переменной, высоко коррелирует с переменной, а затем из созданных групп выбирают случайным образом новые экспериментальные группы;

- факторный план: исследование с несколькими независимыми переменными, в котором каждый уровень всех независимых переменных сочетается с каждым из других уровней;

- план серий сходятся: серия экспериментов, которые проводятся с целью постепенного отбрасывания конкурирующих теоретических гипотез

Чаще всего применяют такие квазиэкспериментальных схемы:

- схема временных серий: подробно и неоднократно наблюдают одну группу перед экспериментальной манипуляцией, а потом так же после нее;

- план по неэквивалентного контрольной группой: исследования, в котором участники контрольной группы подобраны иным образом, чем в экспериментальной

Чаще всего применяют такие Неэкспериментальные схемы:

- план одноразового тестирования одной группы: на одну группу (или только на одного испытуемого) действуют одним уровнем независимой переменной;

- план с предыдущим и итогового тестирования одной группы: одну группу тестируют, подвергают воздействию одного уровня независимой переменной, после чего повторно тестируют;

- план с однократным итоговым тестированием неэквивалентных групп: одна группа подвергается воздействию одного уровня независимой переменной, а другая группа, сформированная иным образом, подвергается воздействию другого уровня

Проблема измерения При проведении исследований психологи должны оперировать величинами, характеризующих значение переменных А переменным, в свою очередь, надо присваивать определенные числовые значения Поэтому в психоло огии возникает проблема: как придать значение определенном переживанию Хотя иногда это можно решить просто, например: какая доза препарата, степень физической нагрузки участников или уровень сложности зад экодачі.

Измерения в лаборатории преимущественно проводят не на одном, а на многих изучаемых Группу лиц, участвующих в исследовании, называют выборкой

Полученные результаты составят наборы определенных значений Исследователь должен понять характер зависимости между переменными, обобщить все полученные данные и дать объяснения В процессе анализа используются методы математической статистики - специальной дисциплины, которая разрабатывает методы анализа данных, характеризующих определенную выборку и определения общих свойств целой генеральной совокупности Наприкла д, простым способом сравнения является среднее значение по выборке Если мы хотим сравнить экспериментальную и контрольную группы, то можем сравнить значения средних величин двух групп для решения я проблемы сравнения средних значений используют специальные статистические тесты, позволяющие определить, являются важными (значимыми) различия между средними значениями Если о различиях в гр упах говорят, что они являются статистически значимыми, то это означает, что эти различия являются существенными и зависят именно от независимой переменной, а не возникли каким-то случайным чино чином.

Экспериментальный метод не является универсальным Существуют определенные проблемы, которые невозможно изучать с его помощью Такими трудно-исследуемыми есть ситуации, что очень отличаются условиями, в которых находятся уча Асника В таких случаях, когда исследователь не может контролировать определенную переменную, однако хотел бы выяснить, как она связана с другой переменной, используют метод корреляцийцій.

Когда существуют два ряда переменных, которые могут принимать любое значение, то их связь можно установить, определив коэффициент корреляции (это статистический параметр, обозначаемый буквой г) Правила инт терпретации коэффициента корреляции: 1 Корреляция может быть положительной () и отрицательной (-) Если корреляция является положительной (г от 0 до 1), это означает, что обе величины взаимосвязаны, т.е. их значение я одновременно растут или уменьшаются Если корреляция является отрицательной (г от 0 до -1), то обе величины связаны таким образом, что когда одна растет, вторая уменьшается 2 Чем выше связь, тем более г возрастает от 0 до единицы В психологических исследованиях считается, что выше 0,60 - это достаточно высокий коэффициент корреляцииреляції.

3 Корреляция в пределах от 0,20 до 0,60 имеет практическую и теоретическую ценность и полезна для формулировки гипотез При корреляции от 0 до 0,20 следует понимать, что такие коэффициенты не могут быть надежной основ ной для прогнозирования Примеры коэффициентов корреляции, полученные в различных исследованиях: между баллами, которые получают студенты в первый и второй год обучения в колледже, - 0,75, между показателями теста на ин лекта в возрасте 7 лет и при повторном тестировании в 18 лет - примерно 0,70, между ростом одного из родителей и ростом ребенка в зрелом возрасте - около 0,50, между результатами теста на способность к обучению, полученными в школе и колледже, - примерно 0,40; между баллами, полученными индивидуумами в бланковых тестах, и суждениями психолога эксперта об их личные качества - 0,2,25.

В экспериментальном исследовании контролируют определенную независимую переменную с тем, чтобы определить ее значение как причины, как она влияет на некоторые другие (зависимые переменные) Причинно-следственные зависимости нельзя определить на основе корреляционного исследования Корреляционная связь можно получить между различными переменнымми.

Например, существует положительная связь между количеством аистов, вьют гнезда во французских деревнях, и высокой рождаемостью в этих селах Вместе с тем, рождение малыша не является следствием появления аисты Корреляция не является причинно-следственной связью Она свидетельствует о том, что рост одной переменной сопровождается ростом другой переменной Для установления характера связи требуется специальное экспериментальное д ослидженнення.

Тесты - определенная разновидность психологического эксперимента При тестировании людей с разными способностями, личностными чертами, особенностями психических процессов организуют стандартную ситуацию получив один н ряд данных (показатели теста), можно вычислить их корреляцию с какой-то другой переменной Тестирование - это один из очень важных инструментов психологического эксперимента и исследования в широком плане, ос кильки позволяет вести исследования за пределами психологической лаборатории Тесты схожи с экспериментом в том, что они направлены на психологическую диагностику, распознавание или оценку состояния, свойств ей, психических функций конкретного человека или группы людей Оба метода представляют собой систему задач, исследователь предлагает участникам эксперимента Тест по сути вырастает из экспериментирования, создается я на его основе Психологи рассматривают тестирование как испытательный, или диагностический эксперимент Экспериментальные задачи при определении норм и стандартов их выполнения превращаются в тесты, а ши роке использование эксперимента возможно при условии разработки тестов и других экспресс-методик, позволяющих максимально точно исследовать человека в реальной жизнедеятельности, охватывать значительное количество испытуемых, получать результаты, которые удобно сравниватьівнювати.

Поскольку выводы экспериментального исследования являются достаточно надежными, поэтому, чтобы их получить, необходимо придерживаться всех соответствующих правил

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter