Издана: Журнал прикладной психологии, 2003, № 4-5, С.35-42.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЧЕЛОВЕКА:

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

С.А.Дружилов

Проблемы формирования профессионалов и профессионализма человека не могут рассматриваться вне конкретного социально-экономического контекста. Введение новых информационных технологий, компьютеризация труда и жизни человека повлекли за собой изменение традиционных представлений о профессиональных деятельностях, профессионалах и профессионализме.

Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

П рофессионализм мы рассматриваем в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющейся в деятельности и общении. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

В последнее десятилетие проблемы профессионализма стали предметом пристального рассмотрения психологической науки (работы А.К.Марковой, Ф.С.Исмагиловой, Ю.П.Поваренкова. Н.С.Пряжникова и др.). Имеющиеся теоретические разработки и накопленные эмпирические данные по различным видам профессиональной деятельности дают возможность говорить о существенном продвижении по пути познания сущности профессионализма как психологического феномена. В инженерной психологии – это работы В.А.Бодрова – по психологии профессиональной пригодности [ 2 ], Ю.К.Стрелкова – по проблемам операционально-смысловой структуры профессионального опыта, ошибок в деятельности опытного специалиста [ 27 ], Г.С.Никифорова по проблемам самоконтроля и надежности профессиональной деятельности [19, 20], Г.В.Суходольского по психологической теории деятельности [28]. В психологии труда это работы Е.А.Климова по проблемам профессионального самоопределения [ 15 ], В.Д.Шадрикова – по проблемам системогенеза профессиональной деятельности [ 29 ], Е.П.Ермолаевой, – по изучению преобразующих и идентификационных аспектов профессионализма [ 11 ], Д.И.Завалишиной по анализу взаимосвязи профессионального развития и профессионального мышления [ 13 ]. Профессионализация личности в зрелом возрасте и воздействующие на нее факторы рассматриваются в акмеологии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, А.П.Ситников). Проблемы профессиональной пригодности, профессиональной компетентности, профессиональной идентичности в различных видах труда подробно исследуют в своих докторских работах Н.С.Глуханюк (2001), С.Н.Федотов (2001), Е.Ю.Пряжникова (2001), Р.Х.Тугушев. Л.Б.Шнейдер (2001), С.Л.Леньков (2002) и др. Однако в полной мере задача раскрытия психологических механизмов формирование и развития профессионализма субъекта труда еще не нашла своего решения.

Сложившаяся ситуация в психологии требует создания некоего интегративного подхода к профессионализму и профессиональным деятельностям человека. Этот подход должен включать в себя достижения различных разделов психологии: психологии труда, социальной психологии, психологии надежности, психологии профессионального здоровья и профессионального долголетия и др. Безусловный вклад в создание такого подхода может оказать инженерная психология, накопившая за свою полувековую историю обширный арсенал теоретических концепций, категорий, методов и методик, которые могут быть распространены на широкий спектр профессиональных деятельностей.

Теоретические Основы интегративного подхода

к профессионализму субъекта труда

В настоящее время взаимодействия человека с Миром все больше опосредствуются техникой, профессиональная деятельность становится все более сложной и ответственной, приобретает оперативность, а профессионал оказывается аналогичен человеку-оператору. Поэтому методологию, теорию и методы, созданные в инженерной психологии, можно адаптировать к другим видам профессиональных деятельностей людей. Этому способствуют и то, что многие концепции и категории, созданные в инженерной психологии, приобрели общепсихологический характер и могут быт распространены на широкий спектр профессиональных деятельностей, осуществляемых в системе «человек – профессиональная среда».

Распространение концепций и категорий, разработанных в инженерной психологии, на предметную область психологии профессиональной деятельности, создает реальную предпосылку для создания интегративного подхода к проблеме психологии профессионализма человека. Основные аспекты предлагаемого подхода можно свести к следующим положениям:

Методологическую основу составляет системный принцип в сочетании с антропоцентрической, естественно-научной и культурно-исторической парадигмами, позволяющими сочетать гуманитарные ценности с качественно-количественными моделями и алгоритмическими технологиями. В соответствии с этими парадигмами профессионал рассматривается как субъект труда, осуществляющий сознательную, целенаправленную деятельность. При этом все компоненты деятельности оцениваются в человеческом отношении, оценки основываются на измерениях, гипотезы статистически доказываются, а правила формулируются до четких предписаний, позволяющих проектировать деятельность и готовить профессионалов.

Теоретическую основу предлагаемого подхода составляет совокупность психологических концепций. продемонстрировавших свою действенность при изучении отдельных аспектов профессионализма и профессиональной деятельности. Назовем основные из них:

1) Концепция деятельности как целеустремленной открытой системы и человека как субъекта труда, реализующего и развивающего свой внутренний ресурс в процессе профессиональной деятельности.

2) Концепция информационных и концептуальных моделей.

Под информационной моделью традиционно понимается совокупность сигналов от технических средств контроля и управления, позволяющая человеку-оператору воспринимать и оценивать состояния объекта управления, среды и результатов собственных действий. Но любой человек в деятельности и без специальных технических средств получает значимую для него информацию. Поэтому общее понятие информационной модели можно сформулировать так: информационная модель – это совокупность информации, получаемой профессионалом разными способами для осуществления деятельности с желаемыми результатами.

Под концептуальной моделью в отличие от модели информационной, первоначально понимали некое психическое образование. Понятие «концептуальная модель» ( conceptual model ) было предложено английским психологом А.Т.Велфордом (1961) и раскрывалось как глобальный образ. формирующийся в голове оператора. А.А.Крылов дал лаконичное определение концептуальной модели как образно-понятийной модели деятельности [16]. А.И.Галактионов выяснил иерархическое строение этой модели [5]. Г.В.Суходольский отмечает, что концептуальная модель деятельности представляет собой психическую сторону организации деятельности. которая формируется во внутреннем плане ее субъектов [28].

Концептуальную модель следует рассматривать как внутреннее средство деятельности профессионала. Есть основания считать, что категория «концептуальная модель деятельности» может быть распространена на самые разнообразные, а не только операторские виды труда.

3) Трансформационная теория обучения. предложенная Б.Ф.Вендой [3], по нашему мнению объясняет последовательность формирования частей концептуальной модели. Суть этой теории состоит в том, что по мере профессионализации человека достигнутые уровни знаний и умений трансформируются в более высокие уровни. Трансформации перемежаются периодами стабилизации, а при затруднениях происходит возврат на предыдущие уровни.

4) Концепции влияния экстремальных условий. В любой деятельности, а не только в операторской, могут возникать экстремальные ситуации, обусловленные дефицитом времени и значимой информации, различного рода помехами, ответственностью и сложностью решаемой профессиональной задачи, опасностью для благосостояния и самой жизни. Все это снижает надежность профессиональной деятельности. При этом у субъектов деятельности возникают отрицательные праксические состояния, проявляющиеся в ошибочных действиях, психофизиологических и даже соматических расстройствах. Для ликвидации негативных состояний требуются психологические и даже медикаментозные процедуры реабилитации. Но и перерыв в деятельности требует специальных тренировок   для поддержания или восстановления профессионализма.

5) Концепция обеспечения профессиональной надежности человека. Под надежностью человека-оператора понимается свойство человека безотказно выполнять деятельность в течение определенного времени при заданных условиях. В основе оценки надежности оператора лежит понятие ошибки, под которой понимается любое нарушение предписанного алгоритма деятельности. В практических разработках по совершенствованию человеко-машинных систем в качестве показателя деятельности специалиста принимается вероятность его безошибочной работы. Достижение же безошибочного и своевременного выполнения действий и деятельности в целом является результатом надежного функционирования различных подсистем организма и психики человека.

Экспериментально установлено, что высокая надежность деятельности достигается лишь при условии наличия у человека достаточного времени на работу, а при дефиците времени снижается, иногда значительно. Г.С.Никифоров убедительно показал, что надежность человека психологически обеспечивается специальным самоконтролем, подтверждающим правильность и выявляющим ошибочность действий. На самоконтроль затрачивается определенное время. Поэтому при дефиците времени человек вынужденно ускоряет свою работу за счет сокращения самоконтроля, что и снижает надежность [20].

Одним из универсальных механизмов обеспечения надежности функционирования систем является избыточность. В общем случае избыточность трактуется как превышение показателей системы по отношению к минимально необходимым для ее функционирования и развития. На принципе избыточности основаны способы функционального и структурного резервирования.

6) Концепции требований к свойствам человека-профессионала. профессионального отбора, тренажерной подготовки и специальной реабилитации людей после напряженной и опасной профессиональной работы.

Не все люди могут быт профессионалами как вообще, так и в конкретных сложных деятельностях в частности. Поэтому в жизни происходит естественный отбор (когда деятели меняют сферу занятий или даже гибнут физически). А для подготовки к сложной профессиональной деятельности применяются специальные методы отбора, обучения и тренажа, особенности которых определяются профессиональной спецификой. Профессиональный отбор специалистов включает в себя комплекс мероприятий, направленных на выделение людей, которые по своим психологическим и физиологическим качествам, состоянию здоровья и физического развития, уровню базового образования пригодны к обучению и последующей профессиональной деятельности.

Методы профессионального отбора (медицинские, психофизиологические, психологические) во всем их многообразии сочетают в себе органолептические, аппаратурные и психодиагностические методики, с помощью которых выявляются и качественно-количественно оцениваются уровни индивидных, личностных и субъектных профессионально-важных качеств людей для обучения, приема на работу, подбора для выполнения особых профессиональных задач или для других целей [1, 17, 25]. Многолетний опыт применения профессионального и, в частности, психологического отбора показал, что его проведение позволило снизить отсев «непригодных» к обучению (с 30-40% до 5-8%); аварийность по вине персонала (на 40-70%); повысить надежность систем управления (на 10-25%) и успеваемость (на 25-30%) [2].

7) Концепция сохранения профессионального здоровья и профессионального долголетия. Профессиональная деятельность сложна, требует длительного периода освоения. Путь к вершинам профессионального мастерства доступен не каждому, на это уходят многие годы постоянного труда, связанного со значительными нервно-психическими и физическими затратами. Поэтому в интересах общества, конкретной организации, где трудится специалист, чтобы он как можно дольше и полнее воплощал свой профессиональный потенциал в решение стоящих перед ним профессиональных задач. А это связано с сохранением у человека-деятеля профессионального здоровья и долголетия [18].

С позиций системного подхода человек трактуется как сложная живая система, жизнедеятельность которого обеспечивается на трех взаимосвязанных между собой уровнях функционирования: биологическом, психическом и социальном [22]. Центральное место в структуре профессионального здоровья занимают профессионально важные качества (ПВК), которые определяют генотипический статус человека, его функциональные резервы, а далее (и непосредственно, и опосредованно) - функциональные состояния человека [23].

8) Концепция проектирования профессиональной деятельности. Профессиональные деятельности, как отмечает Ю.Я.Голиков [6], до сих пор проектируются методами системотехники, причем сначала проектируют средства деятельности, технику, а «под нее» алгоритмизируется работа человека. Таким путем ни гуманизации техники, ни гуманизации труда в целом достичь нельзя. Необходимо уже на этапе технического предложения разрабатывать описательные, приближенные алгоритмические структуры будущей деятельности профессионалов, оценивать сложность и другие значимые особенности техники, технологии и организации работы. Для групповой деятельности особенно важно проектировать взаимодействия персонала, а также должностные и эксплуатационные инструкции, в которых регламентированы обязанности и права, указано четко, в каких условиях, где, когда, что и как, в каком темпе, с кем нужно делать, чего делать нельзя и какие результаты должны быть получены.

Методический инструментарий подхода в общем случае представлен методами профессиографии, профотбора, тренажерной и тренинговой подготовки; методами оценки и обеспечения эффективности, качества и надежности деятельности; методами анализа кривых обучения, алгоритмизации и проектирования деятельности; методами создания человекоориентированных информационных технологий и формирования внутренних концептуальных моделей.

ИЗУЧЕНИЕ психологическОГО феномена ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЧЕЛОВЕКА как системноГО обРАЗОВАНИЯ

Термин «профессионализм» в современной психологической литературе (А.К.Маркова, Ф.С.Исмагилова, В.Ф.Горчакова и др.) используется для обозначения большой совокупности элементов, отражающих высокую продуктивность профессиональной деятельности. В то же время Р.В.Габдреев и его ученики подчеркивают, что идею профессионализма не следует сводить только к представлениям о высоком уровне умелости профессионала [4].

Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; человека-профессионала (как носителя специфического свойства, именуемого профессионализмом) надо рассматривать как многоуровневую систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные многообразные внутренние, в частности, психические функции. Мы полностью согласны с Е.А.Климовым, считающим необходимым рассматривать профессионализм не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека [14]. При изучении профессионализма как системного образования мы исходим из следующих концептуальных предпосылок.

Анализ профессионализма как системного образования подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве таких основных измерений считаем целесообразным остановиться на рассмотрении профессионализма 1) как свойства. 2) как процесса и 3) как состояния человека-профессионала.

1. Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство – это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека. Профессионализм (как свойство) является результатом онтогенеза человека в процессе его профессионализации.

2. Профессионализм, рассматриваемый как процесс, имеет фазы или стадии. начало, течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий.

Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:

а) стадию допрофессионализма , когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности не достаточна высока;

б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; указанная стадия включает, в свою очередь, совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенным внутренних и внешних критериев;

в) стадию суперпрофессионализма или мастерства. соответствующую приближению к « акме » – вершине профессиональных достижений;

г) стадию « послепрофессионализма » (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», « экс-профессионалом », а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Процесс становления профессионализма, как правило, характеризуется немонотонностью смены фаз и стадий.

3.Профессионализм, рассматриваемый как состояние. В общем случае состояние является характеристикой любой системы, отражающей ее положение относительно координатных объектов среды [10]. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние профессионализма – это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение комфорта (дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма – это степень благополучия, определяемая по внешне читаемым признакам. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, активизирует регулятивные функции в адаптации субъекта к компонентам профессиональной среды.

В соответствии с теорией систем [10], описание профессионализма как системы следует проводить с учетом трех точек зрения или принципов: функционального. морфологического и информационного.

Функциональный принцип описание профессионализма. Психологический феномен профессионализма как объект изучения интересен прежде всего результатами своего существования, местом, которое он занимает среди других психологических явлений. Поэтому познание профессионализма следует начинать с описания его функций и критериев.

Мы исходим из понимания того, что профессионализм предназначен для «обслуживания» (или, иначе, «обеспечения») системы более высокого уровня, в качестве которой выступает система профессиональной деятельности. Поэтому стоит уточнить, что далее рассматриваются функции не в смысле круга обязанностей, которые выполняет специалист в той или иной профессиональной деятельности, а в к смысле круга задач, которые решает феномен профессионализма человека в преобразовании действительности. Критерии определяют те совокупности признаков и их значения, которые позволяют судить о степени выполнения обобщенных и конкретных функций данного системного объекта.

Функции профессионализма . В общем случае функция характеризует процессуальную и результативную стороны внешнего проявления свойств рассматриваемого объекта в данной системе отношений. С процессуальной стороны основная функция профессионализма представляет собой преобразование субъекта труда. Результативная сторона функции представляет получение обобщенных и конкретных полезных результатов, удовлетворяющих определенные социальные потребности.

Конкретные функции профессионализма человека ориентированы на обеспечение решения следующих обобщенных профессиональных задач. а) создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность которых не ниже нормативного уровня; б) производство, сохранение и развитие нормативно одобряемого способа конкретной профессиональной деятельности, в ее развитии за счет индивидуального обогащения; в) воспроизводство, сохранение и развитие конкретной профессиональной общности, участником которой является данный специалист и которая, в свою очередь, является частью всего профессионального сообщества и частью общества в целом. Конкретизация функций профессионализма позволяет обратиться к анализу тех свойств (качеств) человека-профессионала, которые обеспечивают их реализацию. К ним относятся профессионально важные качества (ПВК) и отношения человека к профессиональной деятельности и к профессии в целом.

Выполнение функций в общем случае сопровождаться получением не только полезных результатов, но и определенных издержек (затрат), которые могут быть как материальными, так и нематериальными (социальными, психологическими). Функциональный подход требует изучения условий, в которых возникает, реализуется и развивается профессионализм.

Поскольку функции характеризуют процессы с точки их результатов, которые могут быть как внешними («объективными»), так и внутренними («субъективными»), неизбежен вопрос о критериях оценки результатов.

Критерии профессионализма . Критерии, т.е. показатели, на основе которых можно судить об уровне профессионализм, могут быть двух видов [7]: внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние (субъективные). Учитывая активную роль человека в процессе профессионализма, будем опираться на три ведущих (обобщенных) критерия, выделенных Ю.П.Поваренковым [21]:

1. Критерий профессиональной продуктивности характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности т.д. Мы считаем, что важнейшей составляющей обобщенного критерия профессиональной продуктивности является эффективность профессиональной деятельности, рассматриваемая нами как интегральный показатель, включающий экономическую, социальную, психологическую и « клиентоцентрированную » составляющие [8]. Экономическая эффективность деятельности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата (это могут быть социальные потребности производственной группы, в котором работает специалист), к социальным издержкам этой группы. Под « клиентоцентрированной » эффективностью понимается степень ориентации субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем. Отметим, что при совместной деятельности можно говорить о долевом вкладе данного работника в продуктивность деятельности коллектива.

2. Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Мы считаем, что профессиональная идентификация человека профессии происходит путем соотнесения интериоризированных моделей профессии и профессиональной деятельности с профессиональной Я-концепцией. Профессиональная Я-концепция включает представление о себе как члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих профессиональному сообществу. Сюда входят представления о ПВК, необходимых профессионалу, а также система отношений человека к профессиональным ценностям.

Профессиональная идентичность требует принятия человеком определенных идей, убеждений, правил поведения, принятых и разделяемых членами или профессионального сообщества. При отсутствии профессиональной идентичности имеет место профессиональный маргинализм человека. Е.П.Ермолаева приводит следующий с ущностный признак маргинализма [12]: при внешней формальной причастности к профессии, — внутренняя непринадлежность к профессиональной этике и ценностям как в плане идентичности самосознания ( самоотождествления со всем грузом ответственности, должностных обязанностей и морали), так и в сфере реального поведения (действие не в рамках профессиональных функций и этики, а под влиянием иных мотивов или целей).

3. Критерий профессиональной зрелости. предложенный Д.Сьюпером свидетельствует, об умении соотносить человеком свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями. которые к нему предъявляются. Сюда входит профессиональная самооценка, уровень притязаний, способность к саморегуляции и др. В структуре профессиональной самооценки выделяют операционально-деятельностный и личностный аспекты [24]. Первый из них связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в самооценке уровня профессиональной умелости ( сформированности умений и навыков) и уровня профессиональной компетентности (системы знаний). Второй аспект выражается в оценке своих личностных качеств в соотношении с идеалом образца (« Я-идеальное ») профессиональной Я-концепции.

При анализе профессиональной самооценки полезно выделять самооценку результата (отражающую удовлетворенность своими достижениями) и самооценку потенциала (отражающую уверенность человека в своих силах). Низкая самооценка результата не обязательно говорит о профессиональной незрелости или о «комплексе профессиональной неполноценности». Более того, низкая самооценка результата в сочетании с высокой оценкой индивидуального ресурса профессионального развития (ИРПР) человека является фактором его саморазвития [9].

Морфологический принцип описания дает представление о строении изучаемой системы. В общем случае оно включает описание состава образующих ее элементов (подсистем), их назначения. а также структуры связей между ними. Морфологическое описание иерархично: конкретизация морфологии дается на нескольких уровнях. Профессионализм представляется нам в виде вершины пирамиды, в основе которой лежат профессиональные знания. на них «надстраивается» профессиональный опыт. профессиональная компетентность и профессиональная пригодность.

Структура профессионализма как системы определяется совокупностью устойчивых связей между элементами, ее образующих. Рассмотренные выше критерии профессионализма являются относительно независимыми друг от друга [21], что позволяет предположить существование трех подсистем профессионализма, каждая из которых имеет свою структуру. Будем выделять подсистему профессиональной продуктивности. подсистему профессиональной идентичности и подсистему профессиональной зрелости. Кратко охарактеризуем каждую из них.

1) Подсистема профессиональной продуктивности образует структуру, состоящую из ПВК и профессиональных отношений, непосредственно влияющих производительность, качество и надежность деятельности. В качестве системообразующих факторов данной структуры приняты составляющие эффективности профессиональной деятельности.

2) Подсистема профессиональной идентичности характеризуется структурой, которая в качестве элементов включает ПВК и профессиональные отношения, обеспечивающие принятие профессии как личностно значимой. Системообразующими компонентами в рассматриваемой структуре является профессиональная направленность. а также удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью.

3) Подсистема профессиональной зрелости описывается структурой, включающей ПВК профессионала и его профессиональные отношения, обеспечивающие саморегуляцию и самодетерминацию становления профессионализма человека. В качестве значимых элементов здесь выступает смысл профессиональной деятельности, профессиональная совесть и профессиональная честь. Системообразующим компонентом в структуре связей выступает профессиональное самосознание.

Информационный принцип. базирующийся на сопоставлении количественных показателей выделенных структур [10], позволяет проводить анализ динамики становления профессионализма и его составляющих его подсистем. Каждая из подсистем профессионализма описывается совокупностью образующих ее компонентов ( n ), находящихся в определенной взаимосвязи, что может быть представлено в виде соответствующих корреляционных плеяд. Для каждой из подсистем имеется свой системообразующий фактор. непосредственно связанный с соответствующим критерием профессионализма.

Рассматриваемые в динамике структуры, описывающие различные фазы профессионализма, характеризуются разным составом образующих их компонентов (факторов), а также разной теснотой корреляционных связей между ними. В соответствии с энтропийным подходом [26], развитие системы определяется изменением во времени ( t ) количества составляющих ее элементов ( dn / dt ), сложности структуры ( dC / dt ), проявляющейся в изменении числа значимых связей между образующими систему элементами, а также изменением энтропии ( dS / dt ) системы. Сочетание этих показателей позволяет сделать выводы о векторе изменения профессионализма: интенсивное или экстенсивное развитие; стагнация; деградация и др.

Использование трех указанных принципов (функционального, морфологического информационного) позволяет дать достаточно полное описание феномена профессионализм, рассматриваемого в качестве объекта психологического изучения.

Предложенный интегральный подход к профессионализму человека может быть распространен на различные виды профессиональной деятельности, позволяет сформулировать критерии оценки профессионализма, а также способствует практическому решению задач подготовки профессионалов.

Литература

1. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психол. журн. 1985, № 2. – С.85-94.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. – М. ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

3. Венда В.Ф. Фундаментальные проблемы, законы и методы оптимизации систем «человек-машина-среда» // Системный подход в инженерной психологии и психологии труда. – М. 1982. – С. 16-33.

4. Габдреев Р. В. Методология, теория, психологические резервы инженерной подготовки. – М. Наука, 2001. – 167 с.

5. Галактионов А.И. П роектировани е средств информационного взаимодействия на основе идеализированных структур деятельности // Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления. – М. Наука, 1978. – С.180-198.

6. Голиков Ю.Я. Современные концепции автоматизации и подходы к человеку и технике // Психол. журн. 2002, том 23, № 1. – С.18-30.

7. Дмитриева М.А. Дружилов С.А. Уровни и критерии профессионализма: проблемы формирования современного профессионала // Сибирь. Философия. Образование: - Альманах Сибирского отделения РАО. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000. – Вып.4. – С.18-30.

8. Дружилов С.А. Критерии эффективности профессионалов в условиях совместной деятельности

// Объединенный научный журнал. – М. ТЕЗАРУС, 2001. – № 22. – С.44-45.

9. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. – 242 с.

10. Дружинин В.В. Конторов Д.С. Проблемы системологии. – М. «Сов. Радио», 1976. – 296 с.

11. Ермолаева Е.П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психол. журн. 1998, том 19, № 4. – С.80-87.

12. Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психол. журн. 2001, том 22, № 4. – С.51-59.

13. Завалишина Д.Н. Профессиональное развитие и профессиональное мышление // Вестник Балтийской педагогической академии: Научное издание. – СПб. Изд-во БПА, 1998. – Вып. 18. – С.71-75.

14. Климов Е .А. Психология профессионала. – М. Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 400 с.

15. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.

16. Крылов А.А. Обработка информации в операторской деятельности // Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А.А. К рылова. В 2 ч. Часть 2. - Л. Изд-во ЛГУ. 1975. - С.3-39.

17. Марищук В.Л. Блудов Ю.М. Плахтиенко В.А. Серова Л.М. Методы психодиагностики в спорте. Учебное пособие. – М. Просвещение, 1990. – 256 с.

18. Марищук В.Л. Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб. Сентябрь, 2001. – 260 с.

19. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. – Л. Изд-во ЛГУ, 1977. – 192 с.

20. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. – СПб. Изд-во СПбГУ, 1996. – 176 с.

21. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. – М. Изд-во УРАО, 2002. – 160 с.

22. Психология здоровья / Г.С.Никифоров, В.А.Ананьев, И.Н.Гуревич и др.; Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб: Изд-во СПбГУ, 2000. – 504 с.

23. Разумов А. Н. Пономаренко В.А. Пискунов В.А. Здоровье здорового человека Health of the healthy. (Основы восстановительной медицины). – М. Медицина, 1996. – 413 с

24. Реан А.А. Кудашев А.Р. Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб. Медицинская пресса, 2002. – 352 с.

25. Рыбников В. Ю. Психодиагностические методики оценки профессионально-важных качеств личного состава ВМФ. – М. Воениздат, 1990. – 151 с.

26. Рыжов Б.Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования). – М. Изд-во МГПУ, 1999. – 264 с.

27. Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. – М. Издательский дом «Академия»; Высшая школа, 2001. – 360 с.

28. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. – Л. Изд-во ЛГУ. 1988. – 168 с.

29. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональности деятельности. – М. Наука, 1982. – 185 с.