4. Законы ассоциации

Понятие ассоциации вошло в обиход психологии давно. Оно было знакомо еще Платону и, особенно, Аристотелю (IV век до н.э.). Однако в новое время данное понятие сыграло совершенно особую роль, особенно — в английской психологии, а затем, под ее влиянием, и в континентальных странах. Особую роль данное понятие выполняет в так называемой ассоциативной психологии, основоположниками которой следует считать известного английского философа Юма, а затем Гар-тли, Джеймса Милля, Джона Стюарта Милля и А. Бэна. Для того, чтобы отвести понятию ассоциации надлежащее место в психологии, представляется необходимым ознакомиться с основными взглядами ассоциативной психологии.

По мнению Юма, психика человека состоит из идей (представлений), являющихся копиями восприятия и связанных друг с другом по определенным законам, законам ассоциации. Данные законы в мире психики выполняют такую же роль, как закон всемирного притяжения — в мире механических явлений (Гартли). Каковы эти законы?

Еще с давних времен было известно четыре основных закона ассоциации:

1. Голос моего знакомого напоминает мне его лицо; буква а вызывает представление буквы б, представление молнии напоминает гром. Присмотревшись к этим примерам, нетрудно заметить, что все эти парные представления являются такими, предмет которых неоднократно воспринимался нами либо одновременно, либо один з а другим, ведь б с л е д у е т з а а. в с л е д з а молнией обычно раздается грохот, а услышав голос человека, представляешь его лицо. В подобных случаях между ними как бы создается связь, проявляющаяся в том, что репродукция одного вызывает репродукцию второго (ассоциация смежности во времени).

2. Произнеся слово дом, мы вспоминаем дверь, луна вызывает представление звездного неба, квартира знакомого напоминает улицу, на которой он живет.

Ассоциативную связь и в этом случае создает смежность, но смежность в пространстве, поскольку дом и дверь, луна и звезды, квартира знакомого и улица по своему расположению являются смежными в пространстве (ассоциация смежности в пространстве).

3. Если между предметами представлений существует сходство, то между ними устанавливается ассоциативная связь, или, вернее было бы сказать, что схожие представления также репродуцируют друг с друга. Например, Александр Македонский напоминает Наполеона, так как оба были великими полководцами; сын напоминает отца, поскольку между ними, как правило, существует заметное сходство (ассоциация по сходству).

4. И, наконец, одно представление репродуцирует другое и в том случае, когда их предметы контрастны друг другу: день и ночь, черное и белое, высокий и низкий, небо и земля (ассоциация по контрасту).

Приглядевшись ко всем этим четырем случаям ассоциации, тотчас же обнаружим, что здесь имеем дело с двумя различными категориями. В первых двух случаях ассоциативная связь устанавливается на основе последовательности представлений, причем качественная сторона представлений, их содержание не имеет никакого значения; то, что происходит вместе — будь то во времени или в пространстве, что бы это ни было, в конечном итоге ассоциативно увязывается между собой. Таков смысл первых двух законов.

Зато для двух других случаев последовательность представлений не имеет никакого значения. В данном случае решающую роль выполняет их содержание; являются ли они схожими или нет — вот что главное.

Следующий момент, по которому первая и вторая пары законов ассоциации различаются друг от друга, касается того, что именно ложится в основу установления ассоциативной связи между представлениями, ведь между представлениями как таковыми никакой связи нет, она возникает лишь после того, как они встречаются друг с другом во времени или в пространстве. Следовательно, в данном случае связь между представлениями создает их прошлое, их история, или, иными словами, то, какие представления в прошлом переживались субъектом смежно — связь создает опыт субъекта. Будь его опыт иным, то есть если бы произошла встреча других представлений, то ассоциативная связь установилась именно между ними.

Однако ассоциации по сходству и по контрасту совершенно не касаются того, что создает ассоциативную связь между представлениями. Тут имеется в виду не то, что существуют заведомо невзаимосвязанные представления, которые лишь впоследствии связываются друг с другом по той или иной причине. Нет! Если представления являются схожими, то необходимость установления связи отпадает — репродукция одного вызывает второе. Следовательно, последние два закона ассоциации касаются скорее процесса репродукции, нежели самого процесса возникновения ассоциаций. Данная связь не имеет ничего общего с тем, кто и как переживал те или иные представления; здесь не играет какой-либо роли ни опыт субъекта, ни прошлое самих представлений, их судьба или история. В данном случае определяющим является только содержание.

Таким образом, можно выделить две существенно различные группы ассоциаций. Тем не менее, по мнению представителей ассоциативной психологии, все четыре закона ассоциации по существу должны быть сведены на один, в частности, закон смежности во времени, считает Джеймс Милль.