Информация

Информация

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Информация (от лат. informatio — разъяснение, изложение)

  1. фундаментальное проявление динамических свойств мира, его структурно-смыслового и качественноколичественного разнообразия;
  2. в документалистике - сообщения, сведения, передаваемые людьми друг другу в устной, письменной или иной материальной форме;
  3. в физике и биоэнергоинформатике - особая форма энергии;
  4. в биологии и математической статистике - передаваемые от организма к организму признаки и мера их разнообразия;
  5. в информатике - сведения (сигналы), в форме двоичной единицы (бита), которыми обмениваются между собой живые и неживые системы.

Информация как динамическая характеристика разнообразия мира может быть проявленной, непроявленной и отображенной. Проявленная И. присуща любым формам актуального бытия. Она наблюдаема, измеряема и используется для поддержания жизнедеятельности систем. Как любая энергия она может быть «законсервирована» и переведена в «статическое» состояние (например, храниться в форме книги, документа, файла в компьютере и т.п.).

Непроявленная Информация - это информация в потенциале, исходно присущая миру в его потенциальном бытии, но скрытая (в том числе от человеческого сознания) до своей возможной востребованности. Непроявленная И. может переходить в явную форму, непосредственно и опосредованно. Непосредственный переход возможен в результате взаимодействия природных и космических систем вне участия социальных систем (например, падение метеорита, как явление, информирует об изменениях в природной системе независимо от социальной системы). Опосредованная форма перехода И. возникает, когда во взаимодействие с природными и космическими системами вступает социальная (человеческая) система. Фиксируясь человеческим сознанием, непроявленная И. трансформируется в отображенную (идеальную), после чего получает возможность «материализоваться», т.е. перейти в материально закрепленную форму (сообщение в газете, научном журнале и т.п.) с помощью творческих усилий человека ( см. Творчество ).

Современные исследования феномена Информация идут в трех основных направлениях:

  • разрабатывается понятийный и математический аппарат, отражающий основные свойства И. применительно к задачам физики, кибернетики, научной коммуникации (связи), информационному поиску, переработке, хранению И. и т.п.;
  • на базе уже имеющихся математических средств исследуются такие свойства И. как ее ценность, полезность и пригодность для практического использования;
  • применение разработанных математических и информационных методов в гуманитарных науках: в лингвистике, семиотике, психологии и др.

Например. в психофизике информационные методы помогли понять и точно описать закон Вебера-Фехнера ; в инженерной психологии и эргономике исследовались процессы и средства информационных взаимодействий между человеком и машиной (см. Психология компьютеризации).

Научная Информация отображает существующие (на данный момент состояния науки) закономерности природы, социальных процессов, сознания, поведения и деятельности людей, в соответствии с которой И. различается по видам (экономическая, техническая, политическая, психологическая и др.) и по назначению (индивидуальная, групповая, массовая, специальная и т.п.).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

  1. В теории информации этот термин употребляется формальным образом для квантификации массива пунктов в терминах числа выборов, которые есть у каждого, имеющего дело с этими пунктами. По определению, количество информации, измеряемое в битах и сокращенно обозначаемое как Н, содержащееся в массиве равновероятных выборов, выражается как log2 N, где N – число выборов. Таким образом, ответ на вопрос: "Дождь идет? " – будет обеспечивать один бит информации, так как имеется только два выбора (да или нет) и log2 2=1. (Обратите внимание, что не имеет значения, истинен ответ или нет.) Если кто-то выбирает из 16 равновероятных альтернатив, этим выбором будет обеспечиваться 4 бита информации (log216 = 4). В общем, чем менее вероятно событие, тем большее количество информации передается с его возникновением. Интересно, что это употребление понятия информация параллельно тому, что физикам известно как энтропия или случайность. Когда множество сильно структурировано и не характеризуется случайностью, показатели и энтропии, и информации низкие. Это значение термина, следовательно, связано не с тем, что сообщено, но с тем, что могло бы быть сообщено; следовательно, его следует концептуально различать с 2.
  2. Свободное значение: любой материал с содержанием. Это значение термина близко к стандартному значению в неспециальном употреблении. Информация здесь, в основном, любое знание, которое получено, обработано и понято. Когда понятие моделей обработки информации впервые вводилось в когнитивной психологии, термин информация использовался в значении 1. Однако трудность в определении того, сколько информации содержится в чем-то и, следовательно, обрабатывается кем-то, кто имеет дело с относительно прямым, но сложным сообщением (например, это предложение), быстро привела к смещению к значению 2.

предметная область термина

ИНФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – наиболее важный вид информации о конфликте; сведения об участниках конфликта, их взаимодействии, социальной микро– и макросреде, в которой развивается конфликт. Помимо И. с. описание конфликта содержит информацию о вещественных характеристиках ситуации: экономических ресурсах, задействованных в конфликте, потерях сторон, временных и пространственных характеристиках конфликта и др.

ЖИВАЯ ИНФОРМАЦИЯ - информация, которая затрагивает наши чувства.

ПОБУДИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - выражается в приказе, совете, просьбе, рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть различной:

  • активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении;
  • интердикция, т.е. побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности;
  • дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия - "убеждающая коммуникация". Семантически значимая информация - информация, имеющая смысл и влияющая на изменение поведения.

ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ - дополнительная информация, которую собеседник может использовать для продолжения разговора.

НЕИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ - информация. непосредственно поступающая на органы чувств оператора.

Н. и. присутствует практически во всех видах операторской деятельности, однако ее роль и значение для многих из них существенно разные. Так, для операторов АСУ ее роль крайне мала, хотя и здесь в ряде случаев появление необычных запахов, вибраций, шумов может нести информацию об изменении режима работы системы, возникновению неполадок в ее работе. Опытный сталевар управляет процессом плавки не только с помощью приборов, но и учитывает при этом цвет металла и др. его характеристики.

Исключительную роль Н. и. имеет при проведении органолептических исследований (см. Органолептика). Важную роль Н. и. играет в деятельности операторов транспортных средств. Так, летчик, ощущая угловые и продольные ускорения, вибрации, шумы, усилия на органах управления и даже запахи, систематически обозревая внекабинное пространство при визуальном полете, может косвенно судить о состоянии самолета, изменении режима полета. Н. и. совместно с приборной (инструментальной) информацией, поступающей со средств отображения информации, является важной составной частью информационной модели. В связи с этим возникает важная инженерно-психологическая проблема взаимодействия двух видов информации: инструментальной и неинструментальной. От особенностей их взаимодействия зависит надежность восприятия информации человеком и, следовательно, надежность его деятельности. При этом следует иметь в виду, что несогласованность инструментальных и неинструментальных сигналов оказывает отрицательное влияние на деятельность оператора, являясь источником возникновения конфликтной ситуации. Конфликтность ее состоит в том, что при явной своей значимости обнаруженный сигнал не может быть использован для организации действий. Поэтому считается, что Н. и. также может и должна подвергаться упорядочению и в этом отношении она принципиально не отличается от инструментальной.