Общее понятие о методах и методике педагогического исследования

Метод (от греч. methodos – путь) – «путь познания, способ построения и обоснования научного знания, способ, посредством которого познаётся предмет науки».

Методы исследований – это те пути, способы и средства, с помощью которых добываются новые знания, факты, которые используются для доказательства положений, из которых в свою очередь складывается научная теория.

Действенность науки во многом зависит от разработанности методов исследования, от того, насколько быстро и эффективно она способна воспринять и использовать всё самое новое, что появляется в методах других наук. Там, где это удаётся сделать, наблюдается и прорыв вперёд к постижению новых знаний.

Традиционно педагогические методы исследования подразделяются на теоретические и эмпирические.

К теоретическим методам исследования относятся: анализ педагогической литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности; праксимические методы (анализ процесса практической деятельности; хронометрия, профессиография, метод независимых характеристик); анализ и синтез; индукция и дедукция; классификация; аналогия; сравнение; построение гипотез; прогнозирование, проектирование, моделирование и другие.

Дадим характеристику некоторым методам этой группы.

Метод абстрагирования носит универсальный характер. Сущность этого метода состоит в том, что исследователь постоянно находится в мысленном отвлечении от несущественных связей, отношений, предметов и одновременно выделяет, фиксирует одну или несколько интересующих его сторон этих предметов.

Метод абстрагирования тесно связан с другими методами исследования, и прежде всего, с анализом и синтезом.

Анализ – метод научного исследования, представляет разложение предмета на составные части.

Синтез – метод научного исследования, представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое.

Методы анализа и синтеза в научном творчестве взаимодействуют между собой.

Подчеркнём, что анализ и синтез применяется на стадии лишь поверхностного (первого среза) ознакомления с объектом. Эти методы дают возможность познать явления, но для проникновения в его сущность они недостаточны.

Теоретические методы исследования – необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы исследования связаны с изучением литературы: трудов классиков по вопросам человекопознания; общих и специальных работ по педагогике; периодической психолого-педагогической печати; справочной педагогической литературы и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы даёт возможность узнать, какие стороны проблемы уже достаточно изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы ещё не исследованы.

Работа с литературой предполагает использование таких методов, как:

  • составления библиографии – составление перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой;
  • реферирование – сжатое изложение основного содержания работы;
  • конспектирование – ведение более детальных записей, основу которых составляют выделение главных идей и положений работы;
  • аннотирование – краткая запись общего содержания книги или статьи;
  • цитирование – дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

К эмпирическим методам исследования относятся: педагогический эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, беседа, анкетирование, социометрия, ранжирование, тестирование, педагогический консилиум; шкалирование, экспертные оценки, индексирование, изучение, обобщение и распространение массового и передового педагогического опыта и другие.

После первичного построения гипотезы необходимо переходить к разработке методики исследования.

Методика исследования – это как бы модель научного поиска, причём развернутого во времени.

Есть основание утверждать, что хорошо продуманная методика целенаправленно организует исследование, обеспечивает качественное получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы.

Методики должны отвечать главным критериям качества:

  • а) Валидность – означает пригодность методики для измерения именно того качества, на которое она направлена. Валидность методики предполагает ответы на вопросы: «Для какой цели применяется методика?», «Что она изменяет?»
  • б) Надёжность методики означает точность психологических измерений. Надёжность методики определяется посредством дисперсного и факторного анализа.
  • в) Научность методики означает её связь с фундаментальными исследованиями, её научную обоснованность.

Известно, что педагогические явления весьма сложны. Обеспечение достоверности, репрезентативности, научной значимости экспериментальных данных достигается благодаря использованию вектора методов исследования.