Лекция 10. Психология личности

Проблема личности в психологии и других науках

Человек - наиболее сложное явление из всего существующего в мире и самый интересный объект для самого себя. Человек представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиции целостного, системного и историко-эволюционного подхода. В отечественной психологии традиционно утвердились три основных понятийных категории, отражающих три аспекта существования человека: "индивид", "личность", "индивидуальность". Наиболее последовательно такое различение проведено в работах Б. Г. Ананьева и А. Н. Леонтьева.

Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Человек как индивид - это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Человек как природное существо переживает так называемые органические потребности: в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение и функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов.

В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н. А. Бердяев, русский религиозный философ, писал: "Человек - есть принципиальная новизна в природе. Тело человека - культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека". Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Они удовлетворяются иными предметами, иными способами, они культурно обусловлены. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.

В основе понятия индивида, согласно А. Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. "Индивидом рождаются".

Личность - одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии этим понятием обозначается наиболее развитый уровень человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (persona) первоначально означало маски, которые надевали актеры в древнегреческом театре. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для конкретного языка. В русском языке слово "личность" близко слову "личина", которое, согласно В. И. Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Таким образом, в значении слова "личность" можно выделить два основных смысла. Один, наиболее очевидный, - несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет. Другой смысл - социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

В психологии такие представления о личности как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашло свое отражение в так называемой ролевой теории личности.

В отечественной психологии ролевая теория подвергается резкой критике. Человек в обществе действительно включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.). В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность - это именно то, что позволяет сохранить целостность своего "Я". Личность - это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к проигрыванию выбранных или навязанных ролей.

Несмотря на то что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия нет. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может считаться всеобъемлющим и общепризнанным. В зарубежной психологии существует большое количество разнообразных теорий личности. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы развития личности, можно выделить некоторые общие моменты:

- личность - это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;

- личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с другими людьми. А. Н. Леонтьев называл личность "сверхчувственным образованием", так как эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - как члена общества, представителя определенной социальной группы;

- сущность личности - в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение - это поведение по собственному свободному выбору;

- личность - это не раз и навсегда сформированное качество, это постоянное развитие.

Индивидуальность (от лат. Individuum - неделимое) - высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Она фиксирует одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида и личности. Развитие индивидуальности - это жизненный путь человека.

Известно, что личность как предмет познания интересует не только психологию, но и другие науки, изучающие человека. Философия рассматривает бытие человека и общества в наиболее широком плане, давая ответы на так называемые вечные вопросы. Она исследует сущность человека и смысл его жизни, выявляя общие закономерности его биологического и социального развития, намечая его идеалы, ценности и цели. Философское знание о человеке стремится не столько к изучению его целостности, сколько к выявлению всеобщих и сущностных связей в системе "Человек - Мир". Эти связи имеют ценностно-нормативную окраску.

Личность в социологии - это устойчивая система социально значимых черт, определяющих биосоциальную природу человека и характеризующих индивида как члена той или иной общности; она показывает переходы от индивидуального к социальному и от социальной структуры к межличностным отношениям и индивидуальному поведению. Очевидно в данном случае, что понятие личности совпадаете понятием индивида и человека.

В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, их в некоторой степени противоречивостью. Многоплановость поведения требует, в свою очередь, сложного психологического анализа, возможности проводить исследования на разных уровнях, с разных ракурсов.

Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б. Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере. Таким образом, личность в общей психологии - это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностей личности и различиях между людьми, асоциальная психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдслей и Е. Аронсон, задача социальной психологии состоит в том, чтобы "понять и объяснить как актуальное, воображаемое или предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида". При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.

Б. Г. Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. "Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология) субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии).

Ценность такого многоуровневого психологического изучения личности состоит в том, что все они позволяют раскрыть диалектику общего, особенного и единичного в психологическом складе личности. Важнейшая теоретическая задача такого подхода состоит, по мнению Б. Ф. Ломова, во вскрытии объективных оснований интегральных психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, субъекта, личность, наконец как индивидуальность.