Основные понятия психологии творчества

Обучение техническому творчеству и творческому саморазвитию личности.

Психология проектно-конструкторской деятельности.

Интуитивные (эвристические) и рациональные (логические) методы и приемы решения творческо-конструкторских задач.

Методы решения творческо-конструкторских задач.

Методы развития творческого потенциала.

Основные понятия психологии творчества.

Время проведения: 2 часа.

Цель занятия: рассмотреть теоретические основы научного и профессионального творчества будущего магистра техники и технологии; углубить и закрепить знания; развить глубину и критичность мышления; воспитать креативность.

Развитие творчества, творческого потенциала и творческих способностей на про­тяжении десятилетий является предметом исследования в различных облас­тях науки (В.И. Андреев, Б.С. Гершунский, Б.М. Бим-Бад, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, А.В. Мудрик и др.).

В определении содержания категориитворчества выделяют следующие признаки [1-6].

1. Творчество носит общебиологический, онтологический харак­тер как механизм, обеспечивающий формирование способностей (точнее, «предспособностсй») к восприятию новаций и их формированию. Творчество есть форма качественного развития общества и окружающей его среды, всей культуры. Творчество - родовой признак и родовая сущность человека, способ его бытия, форма его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения, высшая и специфическая форма развития, характерная для человека.

2. Творчество органически связано с отражением действительности, законов ее развития и функционирования. Раскрывая в процессе творчества возможности новых связей вещей действительности, их комбинаций, человек расширяет и углубляет свои знания действительности, т.е. творчество выступает формой познания (гносеологии) действитель­ности. Каждый акт творчества в то же время является и актом дальнейшего познания мира.

3. Творчество есть проявление диалектики. Именно в творчестве наи­более ярко и полно проявляются сущностные силы человека, все законы и категории диалектики, ее мощь. Диалектика, мышление, практика представляют собой теснейшее органическое единство – творчество. Диалектическая логика - логика творческого мышления.

4. Творчество есть деятельность. состоящая в производстве нового: вещей, способов (программ, технологий) деятельности, направ­ленных на удовлетворение потребностей человека, создание новых духовных и материальных ценностей. В основе творчества лежит поисковая активность. Творчество несводится лишь к конкретным знаниям, умениям и навы­кам, оно Modus operand. (лат.) - образ действия, конкретная профессиональная деятельность, а Modus Vivendi (лат.) - образ жизни, общая, цельная характеристика деятельности. Творчество - высший вид деятельности человека, оно первично по отношению к исполнительской деятельности.

6. Творчество есть процесс. состоящий в постановке и решении проблем, нестандартных задач, или процесс разрешения лежащих в основе раз­вития общества противоречий между потребностями человека (общества) и средствами их разрешения, т. е. процесс удовлетворения новых потребностей общества. Данное определение творчества включает в себя в неявной форме все предшествующие определения. Творчество как процесс оригинально. в процессе творческой дея­тельности всегда (по крайней мере, в одном ее звене) применяются либо но­вые средства, либо способы, либо новые программы деятельности. В генетическом плане творчество - комбинирование, т.е. создание новых полезных комбинаций из элементов различных систем.

Под структурой «творческой деятельности » понимают расчлененность процедуры созидания, последовательность этапов мотива­ции, целеполагания, сбора информации, рождение новых идей, формирова­ние образа будущего продукта, его конструктивное воплощение. Воспроиз­веденные репродуктивные компоненты данной структуры отличаются повто­ряемостью, устойчивостью, стереотипностью. В творчестве продуктивные и репродуктивные ком­поненты мышления тесно переплетаются и переходят друг в друга. Продуктивные компоненты уникальны, они впервые возникают в акте творчества. Это обес­печивает эволюционную способность интеллектуальных систем, а также их воспроизводимость, аналитичность и конструктивность.

Наличие у человека потребности в творческой деятельности выявля­ется по его стремлению к поиску. Творчество – деятельность и результат деятельности человека по созданию новых оригинальных, общественно (социально) и личностно значимых ценностей.

Рассматривая творчество с процессуальной точки зрения, психологи выделили четыре стадии творческого про­цесса . 1) накопление и обработка информации; 2) «созревание»; 3) озарение; 4) проверка решения. Данный алгоритм проявляется при решении задач, требующих поиска новых способов действия, включения интуиции, основан­ной на глубоких и всесторонних знаниях, способности к формированию ие­рархической системы приоритетов среди множества вариантов решений.

В.И. Андреев выделяет четыре уровня сформированности творческих способностей: репродуктивный, имитирующий, деятельностный и креатив­ный [1].

Человек характе­ризуется не только в реальном функционировании, но и в потенциальном проектировании. Динамика и развитие творческих способностей выступают как механизм перехода потенциального в актуальное. Процесс перехода по­тенциального в актуальное реализуется через развитие творческих способно­стей личности в процессе продуктивной деятельности.

Творческий потенциал личности рас­сматривается как ее интегральное качество личности, которое отражает меру возможностей, совокупность творческих сил; определяет готовность и воз­можность к творческой самореализации и саморазвитию; выражает отноше­ние (позицию, установку, направленность) человека к творчеству; обеспечи­вает эффективное взаимодействие личности с другими людьми и продуктив­ность ее деятельности (В.С. Леднев, А.М. Матюшкин, Я.А. Поно­марев и др.).

В.Г. Рындак [6, c. 21] в структуре творческого потенциала выявляет горизонтальную (собст­венно-потенциальную, мотивационную, когнитивную составляющие) и верти­кальную (предактуальный и постактуальный компоненты) составляющие структуры творче­ского потенциала . Она рассматривает творческий потенциал как «сис­тему личностных способностей (изобретательство, воображение, критич­ность ума, открытость ко всему новому), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, и совокупность зна­ний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществлению деятель­ности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и са­моразвитию» [6, с. 14].

В структуре личности между творческим потенциалом (потенциальное) и творческими способностями (актуальное) существуют отношения, аналогичные отноше­ниям между категориями «возможное» и «действительное»:

· проявление, функционирование потенциального – суть процесса, его изменения и развития посредством актуальных проявлений (деятельно­сти, действий, отношений, общения и т. п.) – предоставляет возможность су­дить о состоянии и характеристиках анализируемого потенциального образо­вания до создания условий для превращения его в реальное актуальное;

· одно переходит в другое и реализует его.